Метрология, стандартизация и сертификация
МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
Учебная программа учреждения высшего образования
по учебной дисциплине для специальности:
Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов
Учебная программа составлена на основе образовательного стандарта
ОСВО 1-70 04 03–2013
СОСТАВИТЕЛЬ:
С.Н. Колдаева, доцент кафедры «Энергоэффективные технологии на транспорте» учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта», кандидат технических наук, доцент
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
А. Н. Екименко, ведущий научный сотрудник ЧНПУП «Институт инновационных исследований», кандидат технических наук;
Н. В. Довгелюк, заведующая кафедрой «Изыскания и проектирование дорог» УО БелГУТ, кандидат технических наук, доцент.
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
кафедрой «Энергоэффективные технологии на транспорте» учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта»
(протокол № 11 от 29.11.2015 г.);
научно-методической комиссией строительного факультета учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта»
(протокол № __ от «__» ______ 201 г.);
научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта»
(протокол № __ от «__» _______ 201 г.).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность изучения учебной дисциплины
Динамичное развитие экономики государства невозможно без повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Ориентация только на ценовую конкуренцию в современных условиях уже не гарантирует решающего успеха. Определяющим для потребителей во всех странах мира стало качество. Очевидно, что производители должны знать и изучать требования, предъявляемые к качеству выпускаемой ими продукции. Эти требования, как правило, не одинаковы для различных групп потребителей и различаются в зависимости от покупательной способности населения, уровня конкуренции, климатических условий, культурных традиций и многих других факторов. А это означает, что качеством продукции и услуг необходимо управлять, уметь количественно оценивать и анализировать их показатели. Именно эти вопросы освещаются при изучении метрологии, стандартизации и управления качеством.
Изложенное особенно актуально в современных условиях, когда наметившиеся тенденции международной интеграции диктуют необходимость сокращения имеющихся у Сторон различий в области метрологии, стандартизации и сертификации путем поощрения использования в этих областях согласованного на международном уровне инструментария.
Поэтому изучение данной дисциплины студентами специальности 1-70 04 03 «Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов» представляется важным этапом подготовки высококвалифицированных специалистов, способных решать на производстве задачи, связанные с проектированием, строительством и эксплуатацией водохозяйственных объектов.
Учебная программа по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» разработана на основе компетентностного подхода, требований к формированию компетенций, сформулированных в Образовательном стандарте высшего образования специальности 1-70 04 03 «Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов».
Дисциплина относится к циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин, осваиваемых студентами специальности 1-70 04 03 «Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов».
Цели и задачи учебной дисциплины
Преподавание дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» имеет своей целью обучение студентов методологии достижения оптимальной степени упорядочения в области проектирования, строительства и эксплуатации водохозяйственных объектов.
Основными задачами дисциплины являются: изучение основных принципов и инструментария в области метрологии, стандартизации и сертификации и их применение к управлению производством и повышению качества работ по водоснабжению и водоотведению.
Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен закрепить и развить следующие академические (АК) компетенции, предусмотренные в образовательном стандарте ОСВО 1-70 04 03 – 2013:
АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знаниями для решения теоретических и практических задач;
АК-2.Владеть системным и сравнительным анализом;
АК-3.Владеть исследовательскими навыками;
АК-4.Уметь работать самостоятельно;
АК-6.Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем;
АК-9.Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни;
В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК), предусмотренными образовательным стандартом ОСВО 1-37 02 01-2013:
ПК-1.Применять современные методы возведения объектов, обеспечивающие высокий уровень выполнения строительных процессов;
ПК-2. Применять современные методы эксплуатации, технического обслуживания и ремонта водохозяйственных объектов, с рациональным уровнем затрат на их функционирование;
ПК-3.Подбирать и применять технологическое оборудование, устройства и приборы для обеспечения технологических процессов в области водоснабжения, водоотведения и охраны водных ресурсов;
ПК-4.На основе технической документации проводить монтажные и наладочные работы на водохозяйственных объектах;
ПК-5.Подбирать соответствующее оборудование, аппаратуру и приборы и использовать их при проведении монтажных работ на водохозяйственных объектах;
ПК-6.Организовывать и проводить испытания сооружений и оборудования водохозяйственных систем.
ПК-7.Разрабатывать проекты инженерных систем, используя современные средства технологии и проектирования;
ПК-8.Разрабатывать конструкторскую документацию оборудования инженерных систем, используя современные средства технологии и проектирования;
ПК-9. Применять методы расчетов, выбора оборудования, обеспечивающие современные технологические, природоохранные требования, а также требования безопасности к системам водоснабжения, водоотведения и охраны водных ресурсов;
на проведение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ в области метрологии, стандартизации и сертификации применительно к проектированию, строительству и эксплуатации водохозяйственных объектов;
ПК-10. Участвовать в разработке проектной и иной технической документации, выполнять задания в области сертификации, аттестации и других процедур, связанных с профессионально деятельностью;
ПК-19.Вести переговоры, взаимодействовать со специалистами смежных профилей, анализировать и оценивать информацию;
ПК-23.Организовывать деятельность, направленную на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для совершенствования технологий проектирования и строительства сооружений водоснабжения и водоотведения.
Для приобретения профессиональных компетенций ПК-1–10, 19, 23 в результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- методы обеспечения взаимозаменяемости на этапах жизненного цикла продукции;
- методы нормирования точности параметров;
- основные принципы построения систем допусков и посадок, базовые стандарты основных норм взаимозаменяемости, охватывающие системы допусков и посадок для типовых видов соединений;
- теоретические основы измерительного контроля параметров;
- теоретические аспекты научного подхода к менеджменту качества продукции, работ и услуг;
- структуру международных и национальных стандартов качества;
- функции менеджмента качества на предприятии и основные методические подходы к их реализации;
- методику оценки уровня качества;
- порядок проведения и правила сертификации;
уметь:
- обозначать требования к точности параметров на чертежах, читать и расшифровывать условные обозначения;
- осуществлять измерительный контроль параметров калибрами и основными универсальными средствами измерений;
- представлять результаты измерений с указанием погрешностей и неопределенности;
- применять основные принципы построения систем менеджмента качества и сертификации на предприятии;
- осуществлять анализ и оценку уровня качества продукции предприятия;
- применять информационные технологии менеджмента качества и сертификации продукции;
- организовывать проведение работ по сертификации систем качества;
- применять методы планирования, учета и анализа затрат на качество и сертификацию продукции;
владеть:
- методологией обеспечения взаимозаменяемости и нормирования точности при изготовлении продукции;
- методологией проведения работ по сертификации.
Структура содержания учебной дисциплины
Содержание дисциплины представлено в виде разделов и тем, которые характеризуются относительно самостоятельными укрупненными дидактическими единицами содержания обучения. Содержание тем опирается на приобретенные ранее студентами компетенции при изучении естественно-научных дисциплин «Математика», «Физика».
Трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
Дисциплина изучается в 6 семестре. Форма получения высшего образования – дневная.
В соответствии с учебным планом на изучение дисциплины отведено всего 76 часов, в том числе 50 аудиторных часов, из них лекции – 34 часа, лабораторные занятия – 16 часов. Форма текущей аттестации – зачет. Трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ
1.1 История, стратегия развития и сущность дисциплины.
Эволюция метрологии и стандартизации. Нормативный документ. Стандарт. Технические условия. Развитие дисциплины в условии реформирования экономики Республики Беларусь. Цели и задачи дисциплины.
РАЗДЕЛ 2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ
РАЗДЕЛ 3. МЕТРОЛОГИЯ
Выбор средств измерений
Общие положения. Понятие об испытании и контроле. Принципы выбора средств измерений. Выбор средств измерений при динамических измерениях. Выбор цифровых средств измерений по метрологическим характеристикам.
РАЗДЕЛ 4. СЕРТИФИКАЦИЯ
4.1 Основные цели, задачи и определения сертификации.
Терминология, принятая в сертификации. Правовая и методологическая основа сертификации. Субъект сертификации. Система сертификации. Орган сертификации. Основные понятия. Основные стадии сертификации. Основные функции органа сертификации.
Виды и схемы сертификации.
Добровольная сертификация. Обязательная сертификация и декларирование соответствия. Сертификация услуг. Схемы сертификации, применяемые в Республике Беларусь. Порядок проведения работ по сертификации систем менеджмента качества. Аудит системы качества. Отчетность по менеджменту. Сертификация продукции. Форма сертификата. Знаки соответствия. Инспекционный контроль. Система экологической сертификации.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
Номер раздела, темы, занятия | Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов | Количество аудиторных часов | Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.) | Литература | Форма контроля знаний | |||
лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Практические занятия на курсовое проектирование | |||||
1. | РАЗДЕЛ 1 Введение (2 ч.) | |||||||
1.1. | История, стратегия развития и сущность дисциплины (2 ч.) | |||||||
1.1.1 | 1. Эволюция метрологии и стандартизации. Нормативный документ. Стандарт. Технические условия. 2. Развитие дисциплины в условии реформирования экономики Республики Беларусь. 3. Цели и задачи дисциплины | наглядные пособия | [1] | |||||
2. | РАЗДЕЛ 2 Стандартизация (12 ч.) | |||||||
2.1 | Основные методы стандартизации (6 ч.) | |||||||
2.1.1 | 1. Терминология, принятая в стандартизации. 2. Государственная система стандартизации. Правовое обеспечение стандартов. 3. Категории и виды нормативных документов. 4. Международная практика стандартизации 5. Статус стандартов | наглядные пособия | [1] | |||||
2.1.2 | 1. Система технического нормирования и стандартизации | лекционный материал | [3] | тест | ||||
2.1.3 | 1. Изучение органов и служб стандартизации в области технического нормирования стандартизации Республики Беларусь, международных и региональных организаций. | лекционный материал | [3] | тест | ||||
2.2 | Категории и виды нормативных документов и требования к их оформлению | |||||||
2.2.1 | 1. Основополагающий стандарт. Общетехнический стандарт. Стандарты на продукцию. 2. Международные стандарты ИСО. МЭК. Государственный стандарт. 3. Межгосударственные стандарты. 4. Технические кодексы (ТК). Технические регламенты (TP). Стандарты СТО, СТП. Технические условия (ТУ). 5. Сферы обеспечения стандартов. Объекты стандартизации. 6. Применение стандартов. Применение технических регламентов. | электронные презентации, наглядные пособия | [1, 2, 6, 7] | |||||
2.2.2 | 1. Указатели стандартов и порядок работы с ними | лекционный материал | [6–8] | тест | ||||
2.3 | Разработка нормативных документов и контроль за соблюдением их требований (4 ч.) | |||||||
2.3.1 | 1. Проект технического задания. Проект нормативного документа. 2. Процедура согласования и утверждения документа. 3. Обновление, замена и отмена нормативных документов. Обозначение документов. 4. Структура органов государственного контроля. Надзор за внедрением. Права и ответственность государственных инспекторов. 5. Структура, сфера деятельности ИСО, МЭК. 6. Экологическая стандартизация. | наглядные пособия | [1, 2, 6–8] | |||||
2.3.2 | 1. ТНПА в области технического нормирования и стандартизации. Изучение построения и содержания различных видов стандартов. | лекционный материал | [3, 5] | тест | ||||
3. | РАЗДЕЛ 3 Метрология (24 ч.) | |||||||
3.1. | Сущность и задачи метрологии (2 ч.) | |||||||
3.1.1. | 2. Основные понятия. Обеспечение единства измерений. 3. Определение единиц физических величин. Составляющие метрологии. 4. Законодательная, прикладная и научная метрология | наглядные пособия | [1, 2] | тест | ||||
3.2 | Воспроизведение единиц физических величин и единство измерений (4 ч.) | [4] | ||||||
3.2.1 | 1. Физические свойства, величины и шкалы. 2. Системы физических величин и их единиц. 3. Международная система единиц (СИ). 4. Воспроизведение единиц физических величин и передача их размеров. 5. Эталоны единиц системы СИ. | наглядные пособия | [4] | |||||
3.2.2 | 1. Способы оценки погрешностей результатов измерений | лекционный материал | [2, 4] | тест | ||||
3.3 | Основы техники измерений параметров технических систем. (4 ч.) | |||||||
3.3.1 | 1. Модель измерения и основные постулаты метрологии. 2. Виды и методы измерений. Погрешности измерений. 3. Нормирование погрешностей и формы представления результатов измерений. | электронные презентации, наглядные пособия | [2, 4] | |||||
3.3.2 | 1. Методы обработки результатов измерений. 2. Внесение поправок в результаты измерений. 3. Выявление и исключение грубых погрешностей (промахов), качество измерений. 4. Динамические измерения и динамические погрешности. Суммирование погрешностей. | лекционный материал | [2, 3] | Самостоя-тельная работа | ||||
3.4 | Нормирование метрологических характеристик средств измерений (2 ч.) | |||||||
3.4.1 | 1. Виды средств измерений. Метрологические характеристики средств измерений. 2. Классы точности средств измерений. 3. Расчет погрешности измерительной системы. Метрологические характеристики цифровых средств измерений. 4. Модели нормирования метрологических характеристик. Нормирование динамических погрешностей средств измерений. | электронные презентации, наглядные пособия | [2, 4] | |||||
3.5 | Метрологическая надежность средств измерений (2 ч.) | |||||||
3.5.1 | 1. Основные понятия теории метрологической надежности. 2. Изменение метрологических характеристик средств измерений в процессе эксплуатации. 3. Метрологическая надежность и межповерочные интервалы. | электронные презентации, наглядные пособия | [1, 2, 4] | |||||
3.6 | Выбор средств измерений (2 ч.) | |||||||
3.6.1 | 1. Общие положения. Понятие об испытании и контроле. 2. Принципы выбора средств измерений. Выбор средств измерений при динамических измерениях. 3. Выбор цифровых средств измерений по метрологическим характеристикам. | электронные презентации, наглядные пособия | [2, 4] | |||||
3.7 | Измерительные приборы в системе водоснабжения и водоотведения (4 ч.) | |||||||
3.7.1 | 1. Измерительные установки и системы. Измерительные принадлежности. 2. Эталоны единиц физических величин. 3. Манометры, пьезометры, расходомеры для напорного и безнапорного движения воды. | электронные презентации, наглядные пособия | [4] | |||||
3.7.2 | 1. Приборы и методика измерения гидродинамических параметров систем | лекционный материал | [3, 4] | тест | ||||
3.8 | Принципы метрологического обеспечения (2 ч.) | |||||||
3.8.1 | 1. Основы метрологического обеспечения. 2. Нормативно-правовые основы метрологии. 3. Метрологические службы и организации. 4. Понятие о надзоре и контроле. Государственный метрологический надзор и контроль. 5. Государственные испытания средств измерений. 6. Метрологическая экспертиза. Анализ состояния измерений. | [1, 2] | ||||||
3.9 | Метрологический надзор и аттестация (4 ч.) | |||||||
3.9.1 | 1. Проверка средств измерений. Калибровка. Поверка. 2. Нормируемые метрологические характеристики. Методы измерений метрологических характеристик. 3. Стандартизация методик измерений. Качество, точность и достоверность измерений | электронные презентации, наглядные пособия | [1, 2] | |||||
3.9.2 | 1. Метрологическая экспертиза. Обработка результатов измерения | лекционный материал | [1, 2, 6] | тест | ||||
4. | РАЗДЕЛ 4 Сертификация (10 ч.) | |||||||
4.1 | Основные цели, задачи и определения сертификации (2 ч.) | |||||||
4.1.1 | 1. Терминология, принятая в сертификации. Правовая и методологическая основа сертификации. 2. Субъект сертификации. Система сертификации. 3. Орган сертификации. Основные функции органа сертификации. | наглядные пособия | [2, 8] | |||||
4.2 | Нормативно-методическое обеспечение сертификации ( 2 ч.) | [1, 2, 8] | ||||||
4.2.1 | 1. Структура нормативно-методического обеспечения сертификации. 2. Стандарты на объекты сертификации. 3. Стандартизация методов оценки соответствия. 4. Стандарты на органы по сертификации и испытательные лаборатории. | электронные презентации | [1, 2, 8] | |||||
4.3 | Деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий (2 ч.) | |||||||
4.3.1 | 1. Организация деятельности органов по сертификации. 2. Организация деятельности испытательных лабораторий. 3. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий | электронные презентации | [1, 2, 5–7] | |||||
4.4 | Виды и схемы сертификации (4 ч.) | |||||||
4.4.1 | 1. Добровольная сертификация. Обязательная сертификация и декларирование соответствия. Сертификация услуг. Схемы сертификации, применяемые в РБ. 2. Порядок проведения работ по сертификации систем менеджмента качества. Орган сертификации. 3. Аудит системы качества. Отчетность по менеджменту. 4. Сертификация продукции. Форма сертификата. Знаки соответствия. 5. Инспекционный контроль. Система экологической сертификации. | электронные презентации | [1, 2, 5–7] | |||||
4.4.2 | 1. Оценка соответствия объектов требованиям технических нормативных правовых актов в области стандартизации. Национальная система оценки соответствия Республики Беларусь | лабораторная установка | [3] | тест |
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Критерии оценки знаний студентов
по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»
По десятибалльной шкале
Баллов (почти хорошо)
- достаточно полный объем знаний по изучаемой дисциплине;
- логически правильное и стилистически грамотное изложение ответов на вопросы, умение делать выводы по соответствующим темам и разделам дисциплины;.
-.самостоятельное выполнение лабораторных работ, достаточно высокий уровень культуры исполнения заданий;
Баллов (хорошо)
- достаточно полный и систематизированный объем знаний по изучаемой дисциплине;
- умение делать обоснованные выводы в рамках изученных разделов и всей дисциплины в целом;
- высокий уровень культуры исполнения заданий, достаточный уровень усвоения учебного материала по рекомендованной учебной программой литературе;
- активная самостоятельная работа на лабораторных занятиях;
- умение ориентироваться в учебном материале различных тем и разделов дисциплины и давать им сравнительную оценку;
- участвовать в групповых обсуждениях проблемных вопросов дисциплины.
Баллов (очень хорошо)
- систематизированные знания по разделам дисциплины;
- логически и лингвистически правильное изложение ответов на вопросы по всем разделам изучаемой дисциплины, использование научной терминологии;
- самостоятельная работа на лабораторных занятиях, высокий уровень культуры исполнения заданий;
участие в групповых обсуждениях проблемных вопросов учебной дисциплины.
Баллов (почти отлично)
- глубокие, полные и систематизированные знания по всем поставленным вопросам в рамках изучаемой дисциплины;
- логически и лингвистически правильное изложение ответов на все вопросы по всем разделам изучаемой дисциплины, с использованием профессиональной научной терминологии;
- умение делать правильные и обоснованные выводы, способность самостоятельно решать сложные проблемные вопросы в рамках изучаемой дисциплины; - активная самостоятельная работа на лабораторных занятиях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
Баллов (отлично)
- систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам изучаемой дисциплины, точное использование научной терминологии при ответах на поставленные вопросы;
- стилистически грамотное и логически правильное изложение ответов на поставленные вопросы, эффективное владение инструментарием учебной дисциплины, результативное его использование в решении практических и расчетных задач;
- способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемные вопросы в нестандартных ситуациях в рамках учебной программы дисциплины;
- умение свободно ориентироваться в основных направлениях и концепциях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку.
Баллов (превосходно)
- систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам в рамках изучаемой дисциплины, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы;
- точное и стилистически грамотное использование научной терминологии, логически правильное изложение ответов на поставленные вопросы по всем разделам изучаемой дисциплины;
- безупречное владение инструментарием учебной дисциплины, умение эффективно использовать его в постановке и решении научных и профессиональных задач;
- выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемные вопросы в нестандартных ситуациях;
- свободное владение учебным материалом, далеко выходящим за рамки рекомендованной основной и дополнительной литературы;
- использование научных достижений других дисциплин для решения практических задач в рамках изучаемой дисциплины;
- творческая, самостоятельная работа на лабораторных занятиях, высокий уровень культуры исполнения заданий;
- активное, творческое участие в групповых обсуждениях проблемных вопросов
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Название дисциплины, с которой требуется согласование | Название кафедры | Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине | Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола) |
1. Водоподготовка 2. Водопроводные сети 3. Рациональное использование и охрана водных ресурсов | «Экология и РИВР» | Согласовано |
МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
Учебная программа учреждения высшего образования
по учебной дисциплине для специальности: