Тема 2 «пилотажно-навигационное оборудование»
ТЕМА 2 «ПИЛОТАЖНО-НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ»
ЗАНЯТИЕ 1 «БОРТОВЫЕ СИСТЕМЫ ПОЛНОГО И СТАТИЧЕСКОГО ДАВЛЕНИЙ»
1 ВОПРОС «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ ПОЛНОГО И СТАТИЧЕСКОГО ДАВЛЕНИЙ»
Для измерения и вычисления барометрической высоты НБАР, приборной VПР и истинной VИСТ воздушной скоростей полета, числа М, вертикальной скорости VВЕРТ и температуры наружного воздуха ТНВ на самолете установлены специальные вычислители, а также отдельные приборы. Необходимая информация для измерения и вычисления воздушных данных поступает к приборам от системы полного и статического давлений.
Измеренные и вычисленные параметры индицируются указателями на рабочих местах членов экипажа и используются навигационно-пилотажными системами для решения задач навигации и автоматического управления полетом.
Для измерения воздушных данных используются:
- системы питания полного и статического давлений;
- механические приборы;
- система воздушных сигналов СВС1-72-1В;
- центральная система воздушных сигналов скорости и высоты ЦСВ-3М (выдает информацию о VИСТ и Н в кормовую кабину).
Приборы измерения воздушных данных образуют основную и дублирующую группы. К основной группе относятся системы и отдельные приборы, обладающие большой точностью. К дублирующей – приборы, имеющие высокую надежность, но уступающие основной группе в точности измерения.
Основным измерителем высоты является СВС1-72-1В с указателями УВ-75-15. Дублирующим измерителем высоты является механический высотомер ВМ-15 (либо футомер ВМФ-50).
Основным измерителем VИСТ и числа М является СВС1-72-1В с указателями УМС-1. Дублирующим измерителем VИСТ и числа М является комбинированный указатель КУС-730/1100.
Vпр измеряется с помощью КУС-730/1100.
Vверт измеряется с помощью вариометров ВАР-30 и ВАР-75.
Кроме того, приборы измерения воздушных данных вырабатывают электрические сигналы превышения допустимых значений приборной скорости (ИКДРДФ) и числа М (УМ-1К).
2 ВОПРОС «СИСТЕМА ПИТАНИЯ ПОЛНОГО И СТАТИЧЕСКОГО ДАВЛЕНИЙ»
Система полного давления состоит из трех приемников полного давления ППД-1М (левого верхнего, левого нижнего и правого), каждый из которых обеспечивает давлением определенную группу потребителей. Приемники полного давления воспринимают РПОЛН и через систему трубопроводов подводят их к аэрометрическим приборам и системам СВС.
В системе полного давления установлен один распределительный кран «ДИНАМИКА». К прибору КУС-730/1100 левого летчика полное давление поступает от левого нижнего ППД-1М либо от левого верхнего ППД-1М (если кран «ДИНАМИКА» на левой панели командира установлен в положение «РЕЗЕРВ»).
К прибору КУС-730/1100 и к ИКДРДФ правого летчика полное давление поступает от правого ППД-1М.
К прибору КУС-730/1100 и к ИКДРДФ штурмана, а также к прибору КУС-730/1100 старшего борттехника полное давление поступает от левого верхнего ППД-1М.
Приемники ППД-1М подают РПОЛН в блоки СВС1-72-1В согласно схеме.
Указатель числа М
Предназначен для информирования лётчика о приближении момента ухудшения лётных характеристик самолёта. Околозвуковая скорость является критической, так как при этом существенно снижаются устойчивость и управляемость самолёта (наступает волновой кризис). На различных высотах волновой кризис наступает на различных скоростях, но неизменном для данного типа самолёта числе М (для Ил-76 МКР=0,79).
Число М – это отношение VИСТ к скорости звука (а): М=VИСТ /а. Принцип измерения числа М аналогичен принципу измерения VИСТ .
Вариометр ВАР-75
Предназначен для измерения вертикальной скорости движения самолёта. Используется для поддержания горизонтального полёта, контроля за режимами набора высоты или снижения, фиксирования момента выхода самолёта из пикирования.
Принцип действия вариометра основан на запаздывании изменения РСТ внутри герметичного корпуса по отношению к изменению РСТ в МК при изменении высоты полёта. Это связано с тем, что РСТ подаётся внутрь корпуса прибора через капилляр, а внутрь МК – по обычному трубопроводу.
4 ВОПРОС «СИСТЕМА ВОЗДУШНЫХ СИГНАЛОВ СВС1-72-1В»
Назначение: Система предназначена для вычисления и выдачи на указатели членов экипажа и в различную бортовую аппаратуру самолета (САУ, УВК, РСБН, самолетные ответчики, инерциальную систему) следующих аэродинамических параметров:
- истинной воздушной скорости VИСТ;
- абсолютной (НАБС) и относительной (НОТН) высот полета;
- числа М;
- критического значения числа МКР;
- отклонения числа М от заданного значения ΔМ;
- температуры атмосферного воздуха ТНВ.
Принцип действия СВСоснован на преобразовании полного и статического давлений, а также температуры воздушного потока в электрические сигналы, пропорциональные перечисленным параметрам. Преобразование данных параметров по барометрическим формулам осуществляется блоками воздушных параметров БВП-9.
На самолете установлено два комплекта СВС1-72-1В: 1-й (левого летчика) - на левом борту; 2-й комплект (правого летчика) - на правом борту.
Основные характеристики СВС1-72-1В:
- диапазон измерения НАБС 500 ÷ 15000 м;
- диапазон измерения НОТН 0 ÷ 15000 м;
- диапазон измерения VПР 150 ÷ 800 км/ч;
- диапазон измерения VИСТ 200 ÷ 1100 км/ч;
- диапазон измерения числа М 0,2 ÷ 1,0;
- диапазон измерения ТНВ - 75 ÷ + 50°С.
Состав и размещение системы.В самолетный комплекс СВС входят:
БВП-9 – блок воздушных параметров (2шт.), воспринимает полное и статическое давления и вырабатывает электрические сигналы, пропорциональные М, VИСТ, НОТН, НАБС, МКР, DМ, ТНВ. Блоки размещены на левой и правой этажерках технического отсека (шп.№10 и 11).
УВ-75-15– индицирует относительную высоту полета. Прибор имеет шкалу со стрелкой, два барабанных счетчика (высоты и давления) и сигнализатор отказа в виде бленкера. Установлены УВ-75-15 на приборных досках левого и правого летчиков.
УМС-1 –индицирует истинную скорость полета VИСТ и число М, а также формирует пропорциональные этим параметрам сигналы, которые поступают в УВК, САУ, РСБН. При достижении самолетом предельного значения числа М УМС вырабатывает сигнал МПРЕД, поступающий в САУ и на световое табло «ПРЕВЫШ. М, VПР». Установлены на приборных досках левого и правого летчиков.
УВ-П – Указатель высоты – повторитель. – 2шт. Установлены на приборной доске штурмана и в грузовой кабине.
УС-П – Указатель скорости – повторитель. - 1шт. Установлен на приборной доске штурмана.
УТ-1М – Указатель температуры – 2шт. Установлены на приборных досках левого летчика и штурмана.
П–69 (104) – Приемники температуры (2шт) вырабатывают электрические сигналы ТТ, величина которых зависит от температуры наружного воздуха в заторможенном потоке и выдают их в УМС для вычисления и индикации температуры наружного воздуха. Они установлены снаружи слева и справа на обшивке носовой части фюзеляжа.
БСР-72-1 – блок сравнения, предназначенный для непрерывного автоматического контроля каналов решения числа М и НОТН с двух систем СВС путем сравнения их выходов. При наличии разности в величине сигналов М и НОТН систем СВС (по каналу высоты-100м; по каналу Мах – 0,02М) выдает сигнал на табло «ПРОВЕРЬ ВЫСОТУ» и «ПРОВЕРЬ МАХ». Блок находится в техническом отсеке (шп. №10).
Корректоры КЗСП и КЗВ(Корректоры - задатчики приборной скорости и Корректоры – задатчики высоты) измеряют отклонения приборной скорости (DV) и высоты полета (DН) самолета от заданных значений и выдают в систему САУ. При этом в САУ 1Т-2Б обеспечиваются режимы работы автоматической стабилизации Vпр. и Нполета.
Измерительный комплекс реле давления ИКДРДФ-0,25.Предназначен для выдачи сигнала на табло «Превыш. М, VПР» при достижении самолетом предельной приборной скорости = 600 км/час. Табло размещенно в верхней части приборных досок летчиков.
5 ВОПРОС «АВТОМАТ УГЛОВ АТАКИ И ПЕРЕГРУЗОК
АУАСП-18КР»
Предназначен для:
- измерения в полете и индикации местных текущих углов атаки αТ и вертикальных перегрузок;
- вычисления и индикации критического угла атаки αКР как функции числа М;
- сигнализации о наступлении критического режима по углу атаки и вертикальной перегрузке.
На самолете установлены два комплекта АУАСП: один - на левом, другой - на правом борту. Состав одного комплекта включает: датчик углов атаки ДУА-9Р, датчик критических углов атаки ДКУ-26Р, датчик перегрузок ДП-1-3, указатель УАП-18кр, блок коммутации БК-2р и переключатели АУАСП КОНТРОЛЬ-ОБНУЛЕНИЕ левого и правого летчиков.
ДУА-9р флюгерного типа установлены на левом и правом бортах (шп.6, 7) по направлению движения воздушного потока. В них осуществляется измерение местного текущего угла атаки αТ,, который в виде электрического сигнала поступает в вычислительный блок БК-2р. В ДКУ-26Р происходит вычисление αКР в зависимости от текущего значения числа М (в качестве входных величин используются Рп и Рст). ДП-1-3 измеряет вертикальную перегрузку, преобразует ее в электрический сигнал и подает в блок БК-2р и в регистратор МСРП-64 (от ДП правого борта).
Автомат АУАСП работает в двух режимах: взлетном и полетном, которые переключаются автоматически. Взлетный режим включается при разбеге самолета с выпущенными закрылками в момент снятия обжатия шасси. При этом вместо αКР индицируется взлетный угол атаки αВ=15º, являющийся постоянным, не зависящим от числа М. Полетный режим включается при уборке закрылков. Вместо αВ индицируется αКР от ДКУ-26Р.
Индикация углов осуществляются указателем УАП-18КР:
- αТ - левой стрелкой в пределах от 0º до 15º, с погрешностью ± 0,5º;
- αКР - нижним радиусом поворотного красного сектора, изменяющимся в зависимости от числа М, с погрешностью ± 0,5º;
- nУ - правой стрелкой в пределах от −1 до +3 с погрешностью ± 0,2 (значения от +1,5 до +3 соответствуют опасным перегрузкам).
Выход самолета на критический режим полета определяется приближением αТ к αКР за 0,5º или достижением nУ значения предельной перегрузки, равного 1,7. При этом в указателе формируются сигналы, включающие мигающий световой сигнализатор на передней панели УАП-18. Одновременно эти сигналы поступают в:
- РИ-65 для выдачи сообщения «Угол атаки уменьшить»;
- в САУ-1Т-2Б для отключения обоих каналов САУ. При этом загорается табло ОТКАЗ САУ ПРОД и включается звуковая сигнализация (звонок);
- в ССОС для блокировки срабатывания звуковой сигнализации (сирены) и блокировки загорания светового табло ОПАСНО ЗЕМЛЯ.
Работа ЦГВ-10П.
ЦГВ-10П конструктивно представляет собой гироскопическую платформу, которая удерживается в вертикальном положении с помощью двухстепенных гироскопов силовой стабилизации, системы коррекции и ускоренного восстановления вертикали.
Гироскопы стремятся удержать вертикальную ось гироплатформы в неподвижном положении, противодействуя моментам внешних сил, стремящихся ее отклонить.
Система коррекции удерживает вертикальную ось гироплатформы в вертикальном положении с точностью 20÷40´. Она состоит из продольной и поперечной коррекции. Чувствительным элементом системы является жидкостной маятниковый переключатель.
Если вертикальная ось гироплатформы отклонится от вертикали, то сигнал маятникового переключателя передается на моторы системы коррекции, которые накладывают моменты на гироскопы. Под воздействием этих моментов гироскопы прецессируют и вертикальная ось платформы возвращается в вертикальное положение. Во время разворота самолета жидкостный маятник под воздействием центробежных сил отклоняется от вертикали в поперечном направлении. В таком случае система коррекции может вывести вертикальную ось гироплатформы из вертикали. Чтобы избежать этой погрешности поперечная коррекция во время разворота самолета выключается выключателем коррекции ВК-90М.
Система ускоренного восстановления вертикали используется в тех случаях, когда гироплатформа отклонена от вертикали более чем на 2º (обычно перед запуском ЦГВ). Система включается автоматически или вручную кнопкой „АРРЕТИР” на КПП левого и правого летчиков. Когда угол отклонения гироплатформы от вертикали будет менее 2º, система выключается. Дальнейшее восстановление вертикального положения гироплатформы осуществляется системой коррекции.
Контроль за работой ЦГВ осуществляет блок БСГ-2П. Если все гировертикали исправны, то БСГ выдает потребителям сигнал „ГОТОВНОСТЬ”. При отказе одной гировертикали БСГ снимает сигнал „ГОТОВНОСТЬ” с ее потребителей и выдает сигнал „ОТКАЗ” на соответствующий КПП (на лампе „АРРЕТИР” и на флажки-сигнализаторы К и Т), а также в РИ-65. Если откажут одновременно две гировертикали, то БСГ снимет сигнал „ГОТОВНОСТЬ” с потребителей трех ЦГВ, и выдаст сигнал „ОТКАЗ” всех ЦГВ, несмотря на то, что одна гировертикаль исправна.
ТЕМА 2 «ПИЛОТАЖНО-НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ»