В этом разделе важно выявить, какие именно факторы определяют ценность изучаемых видов продукции

Потребительская ценность продукции зависит не только от эксплуатационных показателей качества, но от целого ряда других потребительских ценностей, прямо или косвенно характеризующих продукцию.

Потребительские ценности условно классифицируют по категориям [11]:

· базовые ценности;

· постоянные ценности;

· временные ценности;

· сопутствующие ценности;

· привнесенные ценности;

· универсальные ценности.

Эти показатели характеризуют продукцию на все протяжении её жизненного цикла. Они определяют базовое потребительское качество, которое является основой для сравнения с продукцией конкурентов.

Кроме требований к качеству продукции в настоящее время выдвигаются требования к выполнению обязательных условий безопасности и экологической чистоты. Эти требования невозможны без сертификации продукции.

Оценка качества– это систематичная проверка, насколько объект способен выполнять установленные требования. Чтобы ответить на вопрос, каково качество продукции, необходимо сравнить значение показателей качества одного и другого вида продукции. На основании сравнения можно будет сделать заключение о том, качество какой продукции будет выше. Основной формой проверки качества является контроль. Он включает два элемента:

· получение информации о фактическом состоянии объекта (для продукции – о ее качественных и количественных характеристиках);

  • сопоставление полученной информации с заранее установленными требованиями с целью определения соответствия, т. е. получения вторичной информации.

Для потребительской оценки необходимо выполнить анализ товаров (продуктов) в табличной форме, рассмотрев все потребительские свойства: ингредиенты, упаковку, срок годности, вкусовые качества, свои ощущения при эксплуатации (например, сухость рук после использования крема для рук, его способность увлажнять кожу и т.д.).

Самое главное на этом этапе работы – показать, что Качество продукции(объекта) – совокупность свойств (характеристик)продукции (объекта), обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Наиболее универсальными являются требования: назначения, безопасности, экологичности, эргономики, ресурсосбережения, технологичности, эстетичности.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О техническом регулировании» требования для обеспечения безопасности продукции работ или услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, а также совместимости и взаимозаменяемости продукции, устанавливаемые техническими регламентами, (на переходных этапах – государственными стандартами), являются обязательными для соблюдения органами государственного управления и субъектами хозяйственной деятельности. К обязательным требованиям относят и методы контроля, соответствие продукции требования маркировки, как способу информации об опасности продукции и о правилах обращения с товаром.

В этом разделе необходимо выполнить анализ пяти различных марок товара / продуктов питания. Можно работать парами, в этом случае необходимо проанализировать (продегустировать) десять товарных марок продукта.

Понятно, что в хлебе не должно быть посторонних включений, колбаса не должна иметь запах жареной рыбы, а мех на шапке должен держаться крепко и не выпадать. То есть, основной показатель качества для покупателя - это возможность использовать товар для тех целей, для которых он предназначен.

Важно помнить: если анализируется сок, то дегустировать нужно только один вид сока, например, только яблочный или только апельсиновый сок различных торговых марок разнообразных фирм-производителей. Если для анализа выбирается шампунь для волос, то все рассматриваемые шампуни должны быть однотипны по эксплуатационным свойствам, т.е. предназначены только для сухих или только для жирных волос и т.д. Шоколад так же должен быть либо молочным, либо только горьким. Главное – товары должны быть одинаковы по своим основным свойствам и различаться только торговой маркой и фирмой-производителем!!!

Результаты своих наблюдений необходимо свести в табличную форму. Итоговая таблица может иметь примерный вид, приведенный ниже.

Последняя строка будет красноречиво говорить о качестве: соответствие требованиям ГОСТ или ТУ определяет количественные и качественные характеристики товара (продукта).

В зависимости от вида товара или продукта питания эту таблицу можно видоизменять: расширять рассматриваемые показатели свойств, дополнять своими наблюдениями в результате эксплуатации товара и т.д.

Таблица 1 – Анализ потребительских свойств продукта

Торговая марка продукта Образец №1 Образец №2 Образец №3 Образец №4 Образец №5
Фирма-производитель          
Ингредиенты          
Калорийность          
Срок годности          
Наличие ГМО          
Наличие Е разрешенных          
Наличие Е запрещенных          

Продолжение таблицы 1

Вкусовые ощущения          
Органолептический вид          
Соответствие ГОСТ, НД          
Внешний вид, упаковка (фото)          

Качество товара (продукта) определяется с помощью органолептического метода. Органолептический метод строится на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятия органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. При этом органы чувств человека служат приемниками для получения соответствующих ощущений, а значения показателей находятся путем анализа полученных ощущений на основе имеющегося опыта. С помощью органолептического метода определяются показатели качества кондитерских, табачных, парфюмерных изделий и другой продукции.

Наибольший риск возникает у потребителей при приобретении пищевых товаров из-за невнимательного обращения с маркировкой о сроках годности и незнания внешних признаков недоброкачественности товара. Спрашивайте продавца о сроках годности и перепроверяйте сообщение на маркировке.

Важно: На маркировке информация обязательно должна быть на русском языке. Реализация продуктов с маркировкой на других языках запрещена Законом.

Покупая импортный товар, особенно косметику, бытовую химию, средства для строительных работ без предварительного знакомства с информацией, представленной на упаковках, вы очень рискуете. Все эти средства, как правило, не только хороши по своим потребительским свойствам, но и опасны для здоровья, а иногда и для жизни при неправильном их употреблении.

Информация о товаре должна содержать:

· название нормативного документа, требованиям которого должен соответствовать товар (государственного стандарта);

· перечень основных свойств товара, а для продуктов питания - состав;

· цену и условия приобретения товара (работы, услуги);

· дату изготовления и срок годности либо дату реализации;

· гарантийные обязательства изготовителя (исполнителя);

· правила и условия эффективного использования товара (работы, услуги);

· наименование и адрес изготовителя.

По товарам (работам, услугам), подлежащим обязательной сертификации, должна быть предоставлена информация об их сертификации.

Сертификат соответствия - это государственное удостоверение, подтверждающее соответствие товара государственным стандартам и безопасность его для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей природной среды.

Что касается продуктов питания, товар, реализуемый в розничной торговле, должен иметь на этикетке (упаковке) следующие данные, изложенные в доступной для восприятия форме на государственном или другом понятном покупателю языке:

Ÿ название пищевого продукта

Ÿ масса (объем)

Ÿ состав, включая перечень использованных при изготовлении других продуктов питания, пищевых добавок, красителей и пр.

Ÿ калорийность

Ÿ дата изготовления

Ÿ срок годности и условия хранения

Ÿ наименование и адрес изготовителя

Помните! Ваше право на получение необходимой, доступной и достоверной информации о товарах (работах, услугах) регламентировано Законом РФ “О защите прав потребителей”!

Наши рекомендации