В этом разделе важно выявить, какие именно факторы определяют ценность изучаемых видов продукции.

Потребительская ценность продукции зависит не только от эксплуатационных показателей качества, но от целого ряда других потребительских ценностей, прямо или косвенно характеризующих продукцию.

Потребительские ценности условно классифицируют по категориям [17]:

· базовые ценности;

· постоянные ценности;

· временные ценности;

· сопутствующие ценности;

· привнесенные ценности;

· универсальные ценности.

Эти показатели характеризуют продукцию на все протяжении её жизненного цикла. Они определяют базовое потребительское качество, которое является основой для сравнения с продукцией конкурентов.

Кроме требований к качеству продукции в настоящее время выдвигаются требования к выполнению обязательных условий безопасности и экологической чистоты. Эти требования невозможны без сертификации продукции.

Оценка качества– это систематичная проверка, насколько объект способен выполнять установленные требования. Чтобы ответить на вопрос, каково качество продукции, необходимо сравнить значение показателей качества одного и другого вида продукции. На основании сравнения можно будет сделать заключение о том, качество какой продукции будет выше. Основной формой проверки качества является контроль. Он включает два элемента:

· получение информации о фактическом состоянии объекта (для продукции – о ее качественных и количественных характеристиках);

  • сопоставление полученной информации с заранее установленными требованиями с целью определения соответствия, т. е. получения вторичной информации.

Для потребительской оценки необходимо выполнить анализ товаров (продуктов) в табличной форме, рассмотрев все потребительские свойства: ингредиенты, упаковку, срок годности, вкусовые качества, свои ощущения при эксплуатации (например, сухость рук после использования крема для рук, его способность увлажнять кожу и т.д.).

Самое главное на этом этапе работы – показать, что Качество продукции(объекта) – совокупность свойств (характеристик)продукции (объекта), обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О техническом регулировании» требования для обеспечения безопасности продукции работ или услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, а также совместимости и взаимозаменяемости продукции, устанавливаемые техническими регламентами, (на переходных этапах – государственными стандартами), являются обязательными для соблюдения органами государственного управления и субъектами хозяйственной деятельности. К обязательным требованиям относят и методы контроля, соответствие продукции требования маркировки, как способу информации об опасности продукции и о правилах обращения с товаром.

В этом разделе необходимо выполнить анализ пяти различных марок товара или продуктов питания. Можно работать парами, в этом случае необходимо проанализировать (продегустировать) десять товарных марок продукта.

Понятно, что в хлебе не должно быть посторонних включений, колбаса не должна иметь запах жареной рыбы, а мех на шапке должен держаться крепко и не выпадать. То есть, основной показатель качества для покупателя - это возможность использовать товар для тех целей, для которых он предназначен.

Важно помнить: если анализируется сок, то дегустировать нужно только один вид сока, например, только яблочный или только апельсиновый сок различных торговых марок разнообразных фирм-производителей. Если для анализа выбирается шампунь для волос, то все рассматриваемые шампуни должны быть однотипны по эксплуатационным свойствам, т.е. предназначены только для сухих или только для жирных волос и т.д. Шоколад так же должен быть либо молочным, либо только горьким. Главное – товары должны быть одинаковы по своим основным свойствам и различаться только торговой маркой и фирмой-производителем!!!

Результаты своих наблюдений необходимо свести в табличную форму (таблица 1). Итоговая таблица может иметь примерный вид, приведенный ниже.

Таблица 1 – Анализ потребительских свойств продукта

Торговая марка продукта
Фирма-производитель          
Внешний вид, упаковка (фото)          
Ингредиенты          
Калорийность          
Срок годности          
Наличие ГМО          
Наличие Е Разрешенных          
Наличие Е Запрещенных          
Вкусовые Ощущения          
Органолептический вид          
Соответствие ГОСТ, НД          
Условия хранения          
Цена          
Заключение Продукт соответствует /не соответствует свойствам, заявленным на упаковке          
Товарная Информация подлинность Штрих кода          

Последняя строка будет красноречиво говорить о качестве: соответствие требованиям ГОСТ или ТУ определяет количественные и качественные характеристики товара (продукта).

В зависимости от вида товара или продукта питания эту таблицу можно видоизменять: расширять рассматриваемые показатели свойств, дополнять своими наблюдениями в результате эксплуатации товара и т.д.

В данной работе качество товара (продукта) определяется с помощью органолептического метода [23]. Органолептические методы строятся на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятия органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. При этом органы чувств человека служат приемниками для получения соответствующих ощущений, а значения показателей находятся путем анализа полученных ощущений на основе имеющегося опыта. С помощью органолептических методов определяются показатели качества кондитерских, табачных, парфюмерных изделий и другой продукции.

К достоинствам этих методов относятся: доступность и быстрота определений показателей качества, а также отсутствие дорогостоящего оборудования при измерениях. Большинство людей обладают достаточными сенсорными (чувствительными) возможностями для проведения органолептической оценки внешнего вида, вкуса, запаха и консистенции.

Наибольший риск возникает у потребителей при приобретении пищевых товаров из-за невнимательного обращения с маркировкой о сроках годности и незнания внешних признаков недоброкачественности товара.

Важно: На маркировке информация обязательно должна быть на русском языке. Реализация продуктов с маркировкой на других языках запрещена Законом.

Покупая импортный товар, особенно косметику, бытовую химию, средства для строительных работ без предварительного знакомства с информацией, представленной на упаковках, вы очень рискуете. Все эти средства, как правило, не только хороши по своим потребительским свойствам, но и опасны для здоровья, а иногда и для жизни при неправильном их употреблении.

Информация о товаре должна содержать:

· название нормативного документа, требованиям которого должен соответствовать товар (государственного стандарта);

· перечень основных свойств товара, а для продуктов питания - состав;

· цену и условия приобретения товара (работы, услуги);

· дату изготовления и срок годности либо дату реализации;

· гарантийные обязательства изготовителя (исполнителя);

· правила и условия эффективного использования товара (работы, услуги);

· наименование и адрес изготовителя.

По товарам (работам, услугам), подлежащим обязательной сертификации, должна быть предоставлена информация об их сертификации.

Сертификат соответствия - это государственное удостоверение, подтверждающее соответствие товара государственным стандартам и безопасность его для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей природной среды.

Что касается продуктов питания, товар, реализуемый в розничной торговле, должен иметь на этикетке (упаковке) следующие данные, изложенные в доступной для восприятия форме на государственном или другом понятном покупателю языке:

Ÿ название пищевого продукта;

Ÿ масса (объем);

Ÿ состав, включая перечень использованных при изготовлении других продуктов питания, пищевых добавок, красителей и пр.

Ÿ калорийность;

Ÿ дата изготовления;

Ÿ срок годности и условия хранения;

Ÿ наименование и адрес изготовителя.

Помните! Ваше право на получение необходимой, доступной и достоверной информации о товарах (работах, услугах) регламентировано Законом РФ “О защите прав потребителей”! [6]

Примечание. Оценить эффективность действия СМС возможно по потребительским свойствам. К ним относятся: моющая способность, пенообразующая способность, органолептические свойства (цвет, однородность, запах), растворимость в воде, содержание жирных кислот, рН раствора, гранулированный состав, влажность порошка, содержание ПАВ, экологическая безопасность и др. Консистенцию, цвет и запах мыла определяют органолептически. Консистенцию товарного куска мыла определяют на ощупь мыло должно быть твердым и нелипким. Цвет мыла должен быть однородным, запах приятным. Хозяйственное мыло не должно иметь поверхностного выпота в виде масляных выделений, неприятного запаха окисленных масел и запаха рыбы. Однородность мыла определяют при поверхностном осмотре и разрезании куска.

Мыло должно быть однородным в разрезе, не иметь посторонних включений. Массу куска мыла определяют взвешиванием на технических весах и сравнивают с массой, указанной на бумажной обертке (или на куске  для хозяйственного мыла). СМС должны иметь приятный запах, легко рассыпаться, быть сухими на ощупь.

3.3 Анализ состояния качества товара (продукта) по каждому виду (наименованию) с точки зрения соответствия ГОСТ и НД

Целью раздела является проверка соответствия товара (продукта) требованиям ГОСТ или ТУ.

Соответствие стандарту оценивает, удовлетворяет ли нормам продукт, изготовленный так, как описано в руководстве. Другими словами, соответствие стандарту определяет качество как продукт, который действует в соответствии с намерениями изготовителей.

Необходимо проанализировать информацию на упаковке товара (продукта) о соответствии её НД, ГОСТ и сравнить свои ощущения и наблюдения с нормативными показателями. То есть необходимо выполнить потребительскую экспертизу товара (продукта). Чаще всего просматривается общая закономерность – соответствие товара требованиям низкокачественных ТУ говорит о низком качестве самого товара.

Уважаемые потребители! Только ВЫ своим кошельком можете сделать правильный выбор и реально регулировать чистоту потоков пищевых товаров на рынке РБ. Будьте внимательны и попытайтесь уйти от ценового соблазна.

При формулировке выводов по этому разделу, необходимо ответить на вопросы:

1. Чем обусловлена объективная необходимость повышения качества продукции в современных условиях?

2. По каким направлениям может осуществляться повышение качества продукции?

3.4 Выявление содержания вредных ГМО, «Е» для организма человека

Цель раздела – установление наличия на этикетках пищевых добавок, влияющих на организм человека.

Пищевые добавки в наше время содержатся почти во всех пищевых продуктах – и в отечественных, и, в еще большей степени, в импортных. На этикетках они обозначаются буквой «Е» с несколькими цифрами. Причем в последнее время мы стали чаще употреблять в пищу значительно больше таких добавок, чем раньше, поскольку резко возрос импорт пищевых продуктов в нашу страну. И большинство добавок, безусловно, влияет на работу нашего организма – одни положительно, другие – отрицательно.

За рубежом существует весьма ощутимая разница между продуктами, производимыми для внутреннего потребления, и продуктами, производимыми на экспорт. В России действует санитарный контроль для ввозимой из-за границы продукции, пытаются следить и за качеством отечественных продуктов.

Краткие сведения по классификации пищевых добавок:

Цифрами от Е100 до Е182 обозначаются красители, Е220-Е280 – консерваторы, Е300-Е391 – антиокислители, регуляторы кислотности, Е400-Е481 – стабилизаторы, эмульгаторы, загустители. Е600-Е637 – усилители вкуса и аромата. Е700-Е899 - запасные номера. Е900 Е967 – противопенные, глазирователи, улучшители муки, подсластители. Е1100 - Е1105 – ферментные препараты.

Следует учесть, что далеко не все вещества, находящиеся в промежутке между двумя числами, разрешены к применению в Российской Федерации. Так, категорически запрещены к применению: Е121, Е123, Е240.

Список пищевых добавок, которые не разрешены к применению в России, но это не означает, что они запрещены в других странах и не могут каким-либо образом «просочиться» на наши прилавки:

Неразрешенные пищевые добавки:  
Красители: Е103, Е107, Е125, Е127, Е128, Е 140, Е153-155, Е160d, Е160f, Е166, Е173-175, Е180, Е182.
Консерванты: Е209, Е213-219, Е225-228, Е230-233, Е237, Е238, Е241, Е252, Е253, Е264
Антиокислители, регуляторы кислотности: Е 302, Е303, Е305, Е308-314, Е317, Е318, Е323-325, Е328, Е329, Е343-345, Е349-352, Е355-357, Е359, Е365-368, Е370, Е375, Е381, Е384, Е387-390.
Стабилизаторы, эмульгаторы, загустители: Е 403, Е408, Е409, Е418, Е419, Е429-436, Е441-444, Е446, Е462, Е463, Е465, Е467, Е474, Е476-480.
Усилители вкуса и аромата: Е622-625, Е628, Е629, Е632-635
Противопенные, глазирователи, улучшители муки, подсластители: Е906, Е908-911, Е913, Е916-919, Е922-926, Е942-946, Е957, Е959
Ферментные препараты: Е1105
Другие пищевые добавки: Е281-283, Е399, Е482-489, Е491-496, Е505, Е512, Е519-523, Е535, Е537, Е538, Е541, Е542, Е550, Е552, Е554-557, Е559, Е560, Е574, Е576, Е577, Е579, Е580, Е640, Е641, Е1000, Е1001, Е1503, Е1521

Однако и среди пищевых добавок, не запрещенных к применению в Российской федерации, есть немало таких, которые могут оказать негативное воздействие на человеческий организм. Вот некоторые характеристики таких пищевых добавок:

Опасны: Е102, Е110, Е120, Е124. Сомнительны: Е104, Е122, Е141, Е150, Е161, Е173, Е180, Е241. Канцерогенны: Е131, Е142, Е210-217, Е239, Е330.

Разрушают витамин В12: Е220. нарушают деятельность желудочно-кишечного тракта: Е221-226. Нарушают функцию кожи: Е230-231, Е233. противопоказаны при гипертонии: Е250. Вызывают сыпь: Е311, Е312. Повышают содержание холестерина: Е320, Е321. Нарушают пищеварение: Е338, Е340, Е341, Е407, Е450, Е461-463, Е465, Е468, Е447.

Замечание: если не разрешенные, но не запрещенные добавки в большинстве своем относительно безвредны, то запрещенные добавки могут привести к непредсказуемым последствиям.

Наши рекомендации