Основные теоретические положения. Простейшая система двухпозиционного регулирования может быть представлена в виде
Простейшая система двухпозиционного регулирования может быть представлена в виде последовательного соединения позиционного регулятора (ПР) и объекта регулирования (ОР), охваченных отрицательной обратной связью (рисунок 10.1). Основным возмущающим воздействием здесь является нагрузка объекта Z, изменение которой компенсируется регулирующим воздействием X. Выходная величина двухпозиционного регулятора X может принимать только два значения, соответствующие максимальному (Хmax) и минимальному (Хmin) регулирующему воздействию на объект.
Рисунок 10.1 – Структурная схема автоматической системы
двухпозиционного регулирования
На рисунке 10.2а изображена статическая характеристика идеального двухпозиционного регулятора, мгновенно меняющего свой выходной сигнал X при достижении регулируемой величиной Y заданного значения Yз. Реальный регулятор обладает некоторой зоной нечувствительности sy (рисунок 10.2б), в пределах которой изменение регулируемой величины Y не приводит к изменению регулирующего воздействия X. Другими словами, регулятору необходимо некоторое время для срабатывания, поэтому он начинает вступать в работу с запаздыванием.
а) | б) |
Рисунок 10.2 – Статическая характеристика идеального двухпозиционного регулятора (а); статическая характеристика реального двухпозиционного регулятора (б) |
При Y<Yз идеальный позиционный регулятор вырабатывает регулирующее воздействия Х=Хmax, вызывающее изменение выходной величины Y (рисунок 10.3). При достижении Y величины Yз регулятор должен был бы сработать, однако ввиду наличия зоны нечувствительности sy, изменение регулирующего воздействия от Хmах до Хmin происходит с некоторым запаздыванием, при Y>Yз. Таким образом, при использовании двухпозиционных регуляторов величина Y совершает колебания относительно заданного значения Yз. Такие колебания относительно среднего значения с амплитудой А и периодом Т называются автоколебаниями. Период автоколебаний равен:
Т=Тв+То, (10.1)
где Тв и То − периоды включения (X=Хmax) и отключения (X=Хmin) сигнала регулирующего воздействия соответственно.
На рисунке 10.3 изображены так называемые симметричные автоколебания (относительно линии Y=Yз) регулируемой величины. На практике чаще приходится сталкиваться с автоколебаниями, форма которых несимметрична относительно линии Y=Yз (рисунок 10.4). При несимметричных автоколебаниях возникает так называемая квазистатическая ошибка регулирования а, равная отклонению среднего значения (оси) автоколебаний от заданного значения регулируемой величины Yз. При Тв<То, а > 0, т.е. среднее значение автоколебаний лежит выше прямой Y=Yз и наоборот. Качество двухпозиционного регулирования характеризуется параметрами возникающих в системе автоколебаний: амплитудой А, частотой колебаний и смещением а среднего значения относительно заданного значения Yз. Эти параметры зависят от времени запаздывания, ёмкости объекта регулирования, его нагрузки Z, величины зоны нечувствительности регулятора sу и пределов изменения регулирующего воздействия DХ= Xmax–Xmin. Чем меньше амплитуда А и смещение оси автоколебаний а, тем выше качество регулирования, при этом частота колебаний не должна быть очень большой.
Рисунок 10.3 – Изменение выходной величины Y и регулирующего
воздействия X при симметричных автоколебаниях
Рисунок 10.4 – Изменение выходной величины при несимметричных
автоколебаниях
С увеличением зоны нечувствительности позиционного регулятора sу качество регулирования ухудшается: увеличивается амплитуда А и период колебаний Т в системе. Амплитуда уменьшается с уменьшением величины изменения регулирующего воздействия DХ. Однако здесь необходимо иметь в виду, что величины Хmax и Xmin зависят от нагрузки объекта Z, поэтому большие пределы изменения регулирующего воздействия DХ могут быть установлены только при незначительных колебаниях нагрузки объекта регулирования.
От нагрузки объекта зависит, в основном, величина и знак смещения оси автоколебаний а. При определенной нагрузке Z=Zo для данного объекта а=0. При Z > Zo величина а < 0, а при Z < Zo для данного объекта а > 0. Отклонение нагрузки от Zo в обе стороны приводит к возрастанию периода автоколебаний Т.
Позиционные регуляторы просты по конструкции, надежны в работе, несложные в настройке и обслуживании. Поэтому во всех случаях, когда позиционные регуляторы способны обеспечить требуемое качество регулирования, следует применять именно их. Обычно позиционные регуляторы используют на объектах, обладающих малым запаздыванием, большой емкостью.