Расположение полей допусков изобразить графически
Студент производит расчеты, рисует поля допусков, по результатам выполнения расчетно-практической работы оформляет отчет.
Основные термины и определения установлены ГОСТ 25346-82 (рис.1).
Номинальный размер ( D, d ) - размер, который служит началом отсчета отклонений и относительно которого определяют предельные размеры. Для деталей, составляющих соединение, номинальный размер является общим.
Действительный размер - размер, установленный измерением с допускаемой погрешностью.
Предельные размеры детали - два предельно допускаемых размера, между которыми должен находиться или которым может быть равен действительный размер годной детали. Больший из них называют наибольшим предельным размером, меньший - наименьшим предельным размером. На рис.1 они обозначены как D max и D min для отверстия, d max и d min - для вала.
Для упрощения чертежей введены предельные отклонения от номинального размера: верхнее предельное отклонениеES, es - алгебраическая разность между большим предельным и номинальным размерами; нижнее предельное отклонениеEI, ei - алгебраическая разность между наименьшим предельным и номинальным размерами.
Предельные размеры деталей определяются по формулам:
D max = D + ES; (1)
D min = D + EI; (2)
d max = d + es; (3)
d min = d + ei. (4)
На машиностроительных чертежах номинальные и предельные размеры и их отклонения проставляют в миллиметрах без указания единицы, например 40; 50; 60; 70.
Рисунок 1 - Основные термины и определения
ДопускТ размера - разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или абсолютное значение алгебраической разности между верхним и нижним отклонениями. Допуск всегда положителен. Он определяет допускаемое поле рассеяния действительных размеров годных деталей в партии, т.е. заданную точность изготовления.
Допуск отверстия TD и допуск вала Td определяются по формулам:
TD = D max - D min; (5)
Td = d max - d min. (6)
Для упрощения допуски можно изображать графически в виде полей допусков (рис.2). При этом ось изделия всегда располагают под схемой. Поле допуска - поле, ограниченное верхним и нижним отклонениями. Поля допуска определяются значением допуска и его положением относительно номинального размера. При графическом изображении поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии. Нулевая линия - соответствующая номинальному размеру, от которой откладывают отклонения размеров при графическом изображении допусков и посадок. Если нулевая линия расположена горизонтально, положительные отклонения откладывают вверх от нее, а отрицательные - вниз.
Посадкойназывают характер соединения деталей, определяемый величиной получающихся в нем зазоров или натягов. Посадка характеризует свободу относительного перемещения соединяемых деталей или степень сопротивления их взаимному смещению.
Рисунок 2 - Поля допусков отверстия и вала при посадке с зазором
В зависимости от взаимного расположения полей допусков отверстия и вала посадка может быть: с зазором, с натягом или переходной, при которой возможно получение как зазора, так и натяга. Схемы полей допусков для разных посадок даны на рис.3.
Рисунок 3 - Поля допусков отверстия 1 и вала 2
ЗазорS - разность размеров отверстия и вала, если размер отверстия больше размера вала. Зазор обеспечивает возможность относительного перемещения собранных деталей. Наибольший, наименьший и средний зазоры определяют по формулам:
S max = D max - d min; (7)
S min = D min - d max; (8)
S m = (S max + S min) / 2. (9)
Натяг N - разность размеров вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия. Натяг обеспечивает взаимную неподвижность деталей после их сборки. Наибольший, наименьший и средний натягиопределяют по формулам:
N max = d max - D min; (10)
N min = d min - D max; (11)
N m = (N max - N min) / 2. (12)
Посадка с зазором - посадка, при которой обеспечивается зазор в соединении (поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала, рис.3, а).
Посадка с натягом - посадка, при которой обеспечивается натяг в соединении (поле допуска отверстия расположено под полем допуска вала, рис.3, б).
Переходная посадка - посадка, при которой возможно получение как зазора, так и натяга (поля допусков отверстия и вала перекрываются частично или полностью, рис.3, в).
Допуск посадки - разность между наибольшим и наименьшим допускаемыми зазорами (допуск зазора TS в посадках с зазором) или наибольшим и наименьшим допускаемыми натягами (допуск натяга TN в посадках с натягом):
TS = S max - S min; (13)
TN = N max - N min. (14)
В переходных посадках допуск посадки - сумма наибольшего натяга и наибольшего зазора, взятых по абсолютному значению. Для всех типов посадок допуск посадки численно равен сумме допусков отверстия и вала, т.е.
TS (TN) = TD + Td. (15)
Пример обозначения посадки: 40 Н7/g6.