Подготовка к измерениям. Проведение измерений
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Утверждено на
заседании кафедры
«Автомобильные дороги»
15.02.2016
«ОЦЕНКА ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К выполнению лабораторных работ
По дисциплинам «Эксплуатация дорог» и «Эксплуатация автомагистралей и специальных сооружений»
Ростов-на-Дону
УДК 625.7
Оценка эксплуатационного состояния автомобильных дорог: методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплинам «Эксплуатация дорог» и «Эксплуатация автомагистралей, аэродромов и специальных сооружений». – Ростов-на-Дону: РГСУ, 2016. – 32 с.
Рассмотрены методики сбора и обработки исходной информации для оценки транспортно-эксплуатационного состояния по методике ОДН 218.0.006-2002 «Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог». Представлены требования к средствам измерения.
Предназначены для студентов, обучающихся по направлению 270800.62 «Строительство», профиль подготовки «Автомобильные дороги» и специальности 271101.65 «Строительство уникальных зданий и сооружений» специализации «Строительство автомагистралей, аэродромов и специальных сооружений»
УДК 625.7
Составитель: канд.техн.наук, доц. С.С. Саенко
инж. В.В. Акулов
инж. В.Ю. Шаталов
Редактор
Темплан г., поз..
Подписано в печать. Формат 60x84 1/16.
Бумага белая. Ризограф. Уч.-изд. л. 1,3. Тираж 50 экз. Заказ
Редакционно-издательский центр Ростовского государственного строительного
университета.
344022, Ростов н/Д, ул. Социалистическая, 162
© Ростовский государственный
строительный университет, 2016.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Целью дисциплин «Эксплуатация дорог» и «Эксплуатация автомагистралей и специальных сооружений» является получение студентами знаний по ремонту и содержанию автомобильных дорог и технологических сооружений на них, умений правильно оценивать фактическое транспортно-эксплуатационное состояние дорог и назначать ремонтные мероприятия для доведения его до нормативных требований.
Данные методические указания предназначены для приобретения практических навыков по получению и обработке данных, являющихся исходными при оценке эксплуатационного состояния автомобильных дорог.
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Эксплуатационное состояние – степень соответствия нормативным требованиям переменных (изменяемых) параметров автомобильной дороги.
Ровность дорожного покрытия – это характеристика поверхности дороги, определенная наличием неровностей или отклонений фактической поверхности от проектной, вызывающих при проезде автомобиля колебание его колёс и кузова. Различают продольную и поперечную ровность (колейность).
Средство измерений – техническое средство, предназначенное для измерений, имеющее нормированные метрологические характеристики, воспроизводящее и (или) хранящее единицу физической величины, размер которой принимают неизменным (в пределах установленной погрешности) в течение известного интервала времени.
Поверка – это совокупность операций и процедур, направленных на определение и подтверждение соответствия средств измерения и приборов установленным законодательством требованиям.
Калибровка – это процедура установления зависимости между размерами измеряемых величин и показаниями приборов.
Погрешность измерения – оценка отклонения измеренного значения величины от её истинного значения. Погрешность измерения является характеристикой (мерой) точности измерения.
Точность средства измерений – степень совпадения показаний измерительного прибора с истинным значением измеряемой величины.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
Оценка продольной ровности дорожных (аэродромных) покрытий с помощью нивелира и нивелирной рейки
Общие положения
Степень ровности поверхности конструктивных слоёв дорожной одежды относится к числу важнейших показателей, характеризующих качество работ по устройству слоёв. От степени ровности поверхности слоя зависят: при устройстве конструктивного слоя одежды однородность толщины и степени уплотнения вышележащего слоя и в конечном счёте – однородность прочности одежды по длине и ширине проезжей части и связанная с ней долговечность одежды; при устройстве покрытия – комфортабельность и безопасность движения, производительность и себестоимость перевозок, динамические нагрузки на покрытие и одежду и связанная с ним долговечность покрытия и одежды.
Цель работы
Освоение методики оценки продольной ровности при помощи нивелира и нивелирной рейки и изучение требований к обеспечению ровности поверхности конструктивных слоёв в процессе их строительства и эксплуатации.
1.3. Требования к средствам измерения [1]
Нивелир и рейка должны быть технически исправны, поверены и отвечать требованиям ГОСТ 10528.
Опорный торец нивелирной рейки должен быть снабжен насадкой с полусферическим подпятником.
Подготовка к измерениям. Проведение измерений
1. Согласно ГОСТ 30412-96 [1]
Длина участка измерений должна быть не менее 400 м.
Места установки нивелирной рейки должны быть расположены на одной линии, находящейся на расстоянии 0,5 - 1,0 м от кромки основания (покрытия) дороги или на оси основания (покрытия) аэродрома. Места установки должны быть обозначены метками. Шаг меток 5 ± 0,2 м.
Измерения следует проводить, последовательно устанавливая нивелирную рейку на каждую из меток.
2. Согласно СП 78.13330.2012 [3]
Захватки в общем случае выбирают длиной 300-400 м. Суммарная длина захваток должна составлять не менее 10% длины сдаваемого участка дороги в однополосном исчислении, но не менее 300 м.
Детальные измерения ровности следует проводить на расстоянии 0,5-1,0 м от каждой кромки покрытия или края полосы движения.
1.5. Обработка данных и представление результатов измерений[1,4]
По данным нивелирования вычисляют относительные отметки точек поверхности покрытия или основания дороги.
По относительным отметкам точек поверхности покрытия определяют отклонения (амплитуды) этих точек от прямой линии, проходящей через предыдущую и последующую точки по формуле:
, (1)
где - относительная отметка точки, для которой оценивается отклонение;
, - относительные отметки предыдущей и последующей точек соответственно;
- порядковый номер точки;
и - порядковые номера предыдущей и последующей точек соответственно.
Для прямой длиной 10 м предыдущая и последующая точки отстоят от точки на 5 м и имеют порядковые номера и соответственно.
Для прямой длиной 20 м предыдущая и последующая точки отстоят от точки на 10 м и имеют порядковые номера и соответственно.
Для прямой длиной 40 м предыдущая и последующая точки отстоят от точки на 20 м и имеют порядковые номера и соответственно.
- значение поправки согласно ГОСТ 30412-96 [1] (таблица 1.1), учитывающей радиус вертикальной кривой. Данное значение вводится при обработке измерений, проведенных на участках кривых в продольном профиле дороги.
Для значения радиуса кривых, не отраженных в ГОСТ 30412 [1], значение поправки можно вычислить по формуле:
, (2)
где - длина прямой между смежными точками, м;
- радиус вертикальной кривой, м.
Значение поправок для выпуклых кривых прибавляют к , а для вогнутых - вычитают из .
Общее число полученных величин , следует принять за 100 % и с точностью до 0,1 % вычислить число величин меньше установленных СП 78.13330.2012 [3] и СП 121.13330.2012 [4]. Следует также найти наибольшую величину .
При этом:
для автомобильных дорог согласно СП 78.13330.2012 [3] 90 % определений должны быть в пределах указанных в табл. 1.2, а 10 % определений не должны превышать эти значения более чем в 1,5 раза;
для аэродромов согласно СП 121.13330.2012 [4] результаты определений должны соответствовать требованиям, представленным в табл. 1.3.
Таблица 1.1 - Поправки к значениям при измерениях неровностей нивелиром (извлечение из ГОСТ 30412-96 [1], приложение Б)
Радиус вертикальной кривой, м | Величина поправки, мм, для неровностей длиной, м | ||
- | - | 2,0 | |
- | - | 2,7 | |
- | - | 4,0 | |
- | - | 6,7 | |
- | 2,0 | 8,0 | |
- | 2,5 | 10,0 | |
- | 3,3 | 15,0 | |
1,3 | 5,0 | 20,0 | |
1,6 | 6,3 | 25,0 | |
2,5 | 10,0 | 40,0 | |
3,1 | 12,5 | 50,0 | |
4,2 | 16,7 | 67,0 | |
5,0 | 20,0 | 80,0 | |
6,3 | 25,0 | 100,0 | |
8,3 | 33,3 | 133,3 | |
10,4 | 41,7 | 166,7 | |
12,5 | 50,0 | 200,0 | |
20,8 | 83,3 | - | |
31,2 | 125,0 | - | |
41,7 | 166,7 | - | |
62,5 | 250,2 | - |
Таблица 1.2 - Требования к ровности слоёв дорожных оснований и покрытий (извлечение из СП 78.13330.2012 [3], таблица 12)
Категория дороги | Значения амплитуд, мм, при использовании комплектов машин | IRI, м/км | ||
Длина прямой линии, м | ||||
Не более | ||||
I, II, III | 2,2 | |||
IV, V | 2,6 |
Таблица 1.3 - Требования к ровности слоёв аэродромных оснований и покрытий (извлечение из СП 121.13330.2012 [4], таблица 7.1)
Требования к продольной ровности | Значения амплитуд, мм | ||
Расстояние между точками, м | |||
Не более 95 % имерений могут иметь значения до | |||
Не более 5 % имерений могут иметь значения до |
Нормативные документы
1. ГОСТ 30412-96 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий.
2. ОДН 218.0.006-2002 Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог.
3. СП 78.13330-2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85
4. СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96