Международные и региональные стандарты

Международные и региональные стандарты (при условии присоединения к ним РФ), а также национальные стандарты других стран (при наличии соответствующих соглашений с этими странами) применяют на территории РФ в качестве государственных стандартов. При этом они представляют собой:

а) аутентичный текст на русском языке соответствующего документа;

б) аутентичный текст на русском языке соответствующего документа с дополнительными требованиями, отражающими специфику потребностей народного хозяйства.

Государственный стандарт, оформленный по варианту а) на основе международного или регионального стандарта (например, ИСО/МЭК 2593) и не содержащий дополнительных требований, обозначается как

ГОСТ Р ИСО/МЭК 2593-98.

Если в государственном стандарте имеются дополнительные требования по сравнению с международным (региональным) стандартом (вариант б)), то в скобках приводится обозначение международного стандарта, например

ГОСТ Р 51295-99 (ИСО 2965-97).

Региональные стандарты для России – это межгосударственные стандарты (ГОСТ) и стандарты бывшего Совета Экономической Взаимопомощи (СТ СЭВ). До сих пор в странах СНГ (в том числе и в РФ) применяются стандарты СЭВ, действующие в качестве межгосударственных.

Межгосударственные стандарты (ГОСТ) действуют, как региональные стандарты в странах СНГ. Основу Межгосударственной системы стандартизации (МГСС) составили государственные стандарты бывшего Союза ССР. В РФ эти стандарты применяются постольку, поскольку они не противоречат законодательству РФ.

Межгосударственные стандарты принимаются Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) или Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС). Решение об отменен того или иного стандарта СССР на территории РФ принимают Госстандарт или Госстрой России.

Условные обозначения межгосударственных стандартов аналогичны обозначениям государственных стандартов РФ (см. обозначения выше), но без буквы «Р».

Международные стандарты (ИСО, МЭК, ИСО/МЭК) наиболее широко используются во всем мире; представляют собой тщательно отработанный вариант технических требований к продукции (услуге), что значительно облегчает обмен товарами, услугами и идеями между странами всего мира.

Международные стандарты ИСО, МЭК и ИСО/МЭК не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их.

По своему содержанию стандарты ИСО в меньшей мере касаются требований к конкретной продукции. Основная масса нормативных документов касается требований безопасности, взаимозаменяемости, технической совместимости, методов испытаний продукции, а также других общих и методических вопросов. Таким образом, использование большинства международных стандартов ИСО предполагает, что конкретные технические требования к товару устанавливаются в договорных отношениях.

По содержанию стандарты МЭК отличаются от стандартов ИСО большей конкретикой: в них изложены технические требования к продукции и методам ее испытаний, а также требования по безопасности, что актуально не только для объектов стандартизации МЭК, но и для сертификации на соответствие требованиям стандартов по безопасности. Для обеспечения этой области, имеющей важное значение в международной торговле, МЭК разрабатывает специальные стандарты на безопасность конкретных товаров.

Общероссийские классификаторы технико-экономической информации создаются в рамках Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ), в которую входят общероссийские классификаторы, средства их ведения, нормативные документы по их разработке, ведению и применению.

Основные положения по системе ЕСКК изложены в следующих документах:

  • ПР 50 – 733 – 93. Основные положения Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации Российской Федерации;
  • ПР 50 – 734 – 93. Порядок разработки общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;
  • ПР 50 – 735 – 93. Положение о ведении общероссийских классификаторов на базе информационно-вычислительной сети Госкомстата России. (В 1991г. Госкомстат России преобразован в Российское статистическое агентство)

Действующие общероссийские классификаторы:

  1. Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО).
  2. Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ).
  3. Общероссийский классификатор экономических районов (ОКЭР).
  4. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).
  5. Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО).
  6. Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ).
  7. Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД).
  8. Общероссийский классификатор продукции (ОКП).
  9. Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН).
  10. Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН).
  11. Общероссийский классификатор стандартов (ОКС).
  12. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).
  13. Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ).
  14. Общероссийский классификатор валют (ОКВ).
  15. Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов машиностроения и приборостроения (классификатор ЕСКД).
  16. Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ).
  17. Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК).

Общероссийский классификатор ОКП включает 98 классов промышленной и сельскохозяйственной продукции. В связи с тем, что в России выпускается более 200 миллионов наименований различной продукции, в производстве и распределении которой задействованы более 500 тысяч субъектов хозяйственной деятельности, планирование, учет и распределение продукции ведутся с использованием автоматической системы управления.

Одновременно с ОКП в России с 1991 года действует внешнеторговый классификатор - Торговая номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), которая является основой таможенного тарифа. Для увязки этих классификаторов используются переводные таблицы.

Составной частью ЕСКК ТЭСИ является каталогизация продукции. Она предусматривает составление перечней производимой, экспортируемой и импортируемой продукции с ее описанием (идентификацией). Источником информации для каталогизации являются каталожные листы (КЛ), представляемые в Центры метрологии и стандартизации при регистрации предприятием-изготовителем ТУ на продукцию.

Стандарты отраслей (ОСТ) не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов, а также правила и нормы безопасности, установленные государственными надзорными органами по вопросам, отнесенным к их компетенции. Требования стандартов отраслей подлежат своевременному приведению в соответствие с достижениями науки, техники и технологии, а также требованиями государственных стандартов.

Стандарт отрасли применяют на территории Российской Федерации предприятия, подведомственные государственному органу управления, принявшему данный стандарт. Иные субъекты хозяйственной деятельности применяют стандарты отраслей на добровольной основе.

Требования стандартов отраслей к продукции, работам (процессам) и услугам подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности, если об этом указывается в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ и услуг в договоре.

Ответственность за соответствие требований стандартов отраслей обязательным требованиям государственных стандартов несут принявшие их государственные органы управления.

Пример условного обозначения отраслевого стандарта:

ОСТ 56 98 93

  • первая пара цифр – условное обозначение отрасли (министерства, ведомства)

(56 – условное обозначение Федеральной службы лесного хозяйства),

  • вторая пара цифр – регистрационный номер,
  • последняя пара цифр – год утверждения стандарта.

Стандарты предприятий (СТП) могут разрабатываться и утверждаться предприятиями самостоятельно, исходя из необходимости их применения в целях совершенствования организации и управления производством. При этом стандарты предприятий не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.

Требования стандартов предприятий подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

В соответствии с ГОСТ Р 1.4 – 93 стандарты предприятий могут разрабатываться субъектами хозяйственной деятельности в следующих случаях:

  1. Для обеспечения применения на предприятии государственных стандартов, стандартов отраслей, международных, региональных и национальных стандартов других стран, стандартов научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.
  2. На создаваемые и применяемые на данном предприятии продукцию, процессы и услуги, в том числе:

1) составные части продукции, технологическую оснастку и инструмент;

2) технологические процессы, а также общие технологические нормы и требования к ним с учетом обеспечения безопасности для окружающей среды, жизни и здоровья;

3) услуги, оказываемые внутри предприятия;

4) процессы организации и управления производством.

Основным назначением СТП является решение внутренних задач, широко применяются они и в системах управления качеством.

Некоторые российские и зарубежные фирмы в своих стандартах задают более жесткие требования, чем государственные, поскольку это способствует успеху в конкурентной борьбе на рынке.

Пример условного обозначения стандарта предприятия:

СТП СПбГМТУ 05 98

  • после обозначения стандарта идет аббревиатура предприятия,
  • первые цифры – регистрационный номер стандарта,
  • последние цифры – год утверждения стандарта.

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО) разрабатываются и принимаются этими общественными объединениями для динамичного распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов фундаментальных и прикладных исследований и разработок. Их разрабатывают, как правило, на принципиально новые виды продукции, процессы и услуги, методы испытаний, в том числе нетрадиционные технологии, принципы организации и управления производством или других видов деятельности.

СТО не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов и подлежат согласованию с соответствующими органами государственного контроля и надзора, если устанавливаемые в них положения затрагивают безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества.

По мере апробации СТО происходит отработка требований к объектам стандартизации и на их базе могут разрабатываться государственные стандарты.

Пример условного обозначения стандарта общества:

СТО РОО 1.01 95

  • после обозначения стандарта идет аббревиатура общества,
  • первые цифры – регистрационный номер стандарта,
  • последние цифры – год утверждения стандарта.

Система регистрационной нумерации разрабатывается обществом и согласовывается с Госстандартом России.

Технические условия (ТУ) изготовителей на поставляемую продукцию используют не только как технические документы, но и в роли нормативных документов, если на них делается ссылка в договорах между изготовителем и потребителем на изготовление и поставку продукции. Этот документ разрабатывается на одно или несколько конкретных изделий, материалов, веществ и т. п. и подлежит согласованию с заказчиком (потребителем) или с приемочной комиссией при постановке продукции на производство. Подписание акта приемки опытного образца (опытной партии) продукции членами приемочной комиссии означает согласование ТУ.

Требования, установленные ТУ не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, относящихся к данной продукции.

Содержание и оформление ТУ регламентируется ГОСТ 2.114 – 95. ТУ утверждается разработчиком документации на продукцию.

Пример условного обозначения технических условий:

ТУ 1115 017 38576343 93

  • первая группа цифр – код группы продукции по ОКП,
  • вторая группа цифр – регистрационный номер,
  • третья группа цифр – код предприятия по ОКПО,
  • последняя группа цифр – год утверждения.

Правила (ПР), (ПМГ) и Рекомендации (Р), (РМГ).

Правила (в соответствии с ГОСТ Р 1.10 – 95) устанавливают обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки (правила, процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответствующих направлений, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ.

Правила разрабатывают при необходимости детализации обязательных требований соответствующих основополагающих организационно-технических или общетехнических стандартов, при отсутствии таких стандартов, а также при нецелесообразности разработки и принятия в обоснованных случаях соответствующих стандартов.

Рекомендации содержат добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки (правила, процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответствующих направлений, а также рекомендуемые требования к оформлению результатов этих работ.

Рекомендации разрабатывают при целесообразности предварительной проверки на практике не устоявшихся, еще не ставших типовыми организационно-технических и (или) общетехнических положений, порядков (правил, процедур), методов (способов, приемов) выполнения работ определенных видов, а также правил оформления результатов этих работ, то есть до разработки и принятия соответствующих правил или стандартов.

Правила и рекомендации не должны дублировать обязательные требования действующих государственных, а также межгосударственных стандартов, принятых для применения в РФ, или противоречить этим требованиям.

Обозначение правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации состоит из:

  • индекса (ПР или Р),
  • кода Госстандарта России (50),
  • условного кода обозначения (стандартизация – 1, метрология – 2, сертификация – 3, аккредитация – 4),
  • регистрационного номера,
  • года утверждения (последние две цифры),

например ПР 50.1.005 – 95.

Межгосударственные правила и рекомендации обозначаются следующим образом:

ПМГ 13-95,

РМГ 19-96,

  • первые две цифры – регистрационный номер,
  • последние две цифры – год утверждения документа.

Информация о принятых правилах и рекомендациях издательство стандартов публикует в ежемесячном информационном указателе (ИУС) «Государственные стандарты».

Технические регламенты по закону «О техническом регулировании» принимаются в целях:

  • защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

  • безопасность излучений;
  • биологическую, механическую, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, ядерную радиационную безопасность;
  • взрывобезопасность;
  • электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
  • единство измерений.

В РФ действуют общие и специальныетехнические регламенты. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.


Лекция 12.

Наши рекомендации