Правовая основа сертификации

Фактически сертификация в РФ началась в 1992 г. – с принятия законов:

· «О сертификации продукции и услуг»;

· «О стандартизации»;

· «О защите прав потребителей»;

· «Об обеспечении единства измерений».

С этого же года вводится обязательная сертификация импортируемых и экспортируемых товаров и услуг по требованиям безопасности.

1993 г. введение Госстандартом ежегодного перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации. В этот перечень в первую очередь включаются товары и услуги, на которые в государственных стандартах установлены требования по обеспечению:

· безопасности жизни и здоровью потребителей;

· безопасности имущества потребителей;

· охраны окружающей среды.

· Особенности закона «О защите прав потребителей»

· Закон основан на приоритете прав потребителей;

· Законом запрещено министерствам и ведомствам принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей;

· Закон действует одинаково на всей территории России;

· Уточнены основные понятия, связанные с защитой прав потребителей.

Порядок проведения сертификации товаров и услуг

В системе ГОСТ Р предусмотрен следующий порядок сертификации товаров и услуг:

1. подача заявки на сертификацию в орган по сертификации.

2. Решение по заявке

3. Отбор образцов и их испытания

4. Аттестация производства

5. Решение о выдаче сертификата

6. Оформление, регистрация, выдача сертификата и лицензии на использование знака соответствия

7. Маркировка продукции (упаковки) знаком соответствия

8. Инспекционный контроль продукции и производства.

Сертификация систем управления качеством

Принципы сертификации систем качества

· Добровольность;

· Объективность оценок;

· Воспроизводимость результатов оценок;

· Информативность;

· Конфиденциальность.

Объекты оценки

· Деятельность по обеспечению качества;

· Качество продукции;

· Производственная система.

Деятельность по управлению и обеспечению качества оценивается на соответствие требованиям международных стандартов ИСО 9000.

Результатом проверки является один из трех выводов о соответствии установленным требованиям:

1. Полное соответствие;

2. Частичное соответствие (обнаружены незначительные

несоответствия по элементам системы);

3. Несоответствие.

Тема 7. Основы стандартизации

Стандартизация в управлении качеством.

Современная система управления качеством базируется на стандартизации – деятельности по установлению имеющих юридическую силу норм, правил и характеристик, оформленных нормативными документами.

Основные требования к качеству продукции (услуг) устанавливают нормативно-технические документы, называемые стандартами. Управление качеством продукции (услуг) осуществляется на основе международных, государственных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий.

Государственное управление стандартизацией в РФ осуществляет Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).

В области международной стандартизации работает большое число организаций, среди которых наиболее представительными являются Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК).

Серия стандартов ИСО-9000, обобщившая опыт множества национальных организаций по управлению качеством. В настоящее время рассматривается как основа для обеспечения стабильности качества продукции любого предприятия.

Объекты, цели и принципы стандартизации

Объекты стандартизации: продукция, процесс, услуга, система, требования, методы и т.д.

Цели стандартизации:

1. Безопасность и охрана ноосферы

2. Совместимость и взаимозаменяемость

3. Международное сотрудничество

4. Качество продукции и услуг

5. Единство измерений

6. Ресурсосбережение

7. Обороноспособность и мобилизационная готовность

Принципы стандартизации:

1. Комплексность стандартизации;

2. Опережающее развитие стандартизации;

3. Классификация.

Принцип комплексности стандартизации заключается в систематизации и оптимальной увязке комплекса факторов, обеспечивающих требуемый уровень качества продукции в процессе установления и применения нормативной документации;

Принцип опережающего развития стандартизации – это развитие стандартизации с учетом изменения во времени показателей качества объектов стандартизации. Опережающая стандартизация заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время.

Принцип классификации заключается в выделении у объекта стандартизации классификационных признаков и их ранжирования по значимости для определения объекта. Примером может служить отраслевой классификатор продукции (ОКП).

Наши рекомендации