Правовая основа сертификации
Фактически сертификация в РФ началась в 1992 г. – с принятия законов:
· «О сертификации продукции и услуг»;
· «О стандартизации»;
· «О защите прав потребителей»;
· «Об обеспечении единства измерений».
С этого же года вводится обязательная сертификация импортируемых и экспортируемых товаров и услуг по требованиям безопасности.
1993 г. введение Госстандартом ежегодного перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации. В этот перечень в первую очередь включаются товары и услуги, на которые в государственных стандартах установлены требования по обеспечению:
· безопасности жизни и здоровью потребителей;
· безопасности имущества потребителей;
· охраны окружающей среды.
· Особенности закона «О защите прав потребителей»
· Закон основан на приоритете прав потребителей;
· Законом запрещено министерствам и ведомствам принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей;
· Закон действует одинаково на всей территории России;
· Уточнены основные понятия, связанные с защитой прав потребителей.
Порядок проведения сертификации товаров и услуг
В системе ГОСТ Р предусмотрен следующий порядок сертификации товаров и услуг:
1. подача заявки на сертификацию в орган по сертификации.
2. Решение по заявке
3. Отбор образцов и их испытания
4. Аттестация производства
5. Решение о выдаче сертификата
6. Оформление, регистрация, выдача сертификата и лицензии на использование знака соответствия
7. Маркировка продукции (упаковки) знаком соответствия
8. Инспекционный контроль продукции и производства.
Сертификация систем управления качеством
Принципы сертификации систем качества
· Добровольность;
· Объективность оценок;
· Воспроизводимость результатов оценок;
· Информативность;
· Конфиденциальность.
Объекты оценки
· Деятельность по обеспечению качества;
· Качество продукции;
· Производственная система.
Деятельность по управлению и обеспечению качества оценивается на соответствие требованиям международных стандартов ИСО 9000.
Результатом проверки является один из трех выводов о соответствии установленным требованиям:
1. Полное соответствие;
2. Частичное соответствие (обнаружены незначительные
несоответствия по элементам системы);
3. Несоответствие.
Тема 7. Основы стандартизации
Стандартизация в управлении качеством.
Современная система управления качеством базируется на стандартизации – деятельности по установлению имеющих юридическую силу норм, правил и характеристик, оформленных нормативными документами.
Основные требования к качеству продукции (услуг) устанавливают нормативно-технические документы, называемые стандартами. Управление качеством продукции (услуг) осуществляется на основе международных, государственных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий.
Государственное управление стандартизацией в РФ осуществляет Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).
В области международной стандартизации работает большое число организаций, среди которых наиболее представительными являются Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК).
Серия стандартов ИСО-9000, обобщившая опыт множества национальных организаций по управлению качеством. В настоящее время рассматривается как основа для обеспечения стабильности качества продукции любого предприятия.
Объекты, цели и принципы стандартизации
Объекты стандартизации: продукция, процесс, услуга, система, требования, методы и т.д.
Цели стандартизации:
1. Безопасность и охрана ноосферы
2. Совместимость и взаимозаменяемость
3. Международное сотрудничество
4. Качество продукции и услуг
5. Единство измерений
6. Ресурсосбережение
7. Обороноспособность и мобилизационная готовность
Принципы стандартизации:
1. Комплексность стандартизации;
2. Опережающее развитие стандартизации;
3. Классификация.
Принцип комплексности стандартизации заключается в систематизации и оптимальной увязке комплекса факторов, обеспечивающих требуемый уровень качества продукции в процессе установления и применения нормативной документации;
Принцип опережающего развития стандартизации – это развитие стандартизации с учетом изменения во времени показателей качества объектов стандартизации. Опережающая стандартизация заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время.
Принцип классификации заключается в выделении у объекта стандартизации классификационных признаков и их ранжирования по значимости для определения объекта. Примером может служить отраслевой классификатор продукции (ОКП).