Характеристики ассортимента, порядок их определения
Хар-ки ассор: широта, глубина, полнота, степень обновления, новизна, структура.
1. Широта ассорт.-кол-во видов однородн. и/или разнородн. групп, выпуск. промышленностью и нах-ся в продаже: а. действит. широта (Шд)-факт. кол-во видов, разновид. и наимен. товар., имеющ. в налич. (Д); б. базовая широта (Шб)-шир., принят. за основу д/сравнения; в. коэффиц. шир. (Кш)-отнош. действит. кол-ва вид. тов. однор. и разнор. груп к базов.: Кш=(Шд:Шб )*100%. Чем больше шир., тем больше насыщен.. 2. Полнота ассорт.-способн. набора товаров в предел. однород. группы удовлетвор. одинак. потр-ти. Хар-ся кол-вом разновидн. и наимен. тов. однор. группы: а. Действит. показат. полноты-хар-ся фактич. кол-вом разновидн. и наимен. товаров однородн. групп; б. Базовый-хар-ся регламентируемым или планируем. кол-вом товар. (прейскуранты, спцификац., ассортим. перечень); в. коэффиц. полноты-отнош. действит. показ. полноты к базов.: Кп=(Пф:Пб)*100%. Чем больше полнота ассорт., тем выше потреб. спрос на тов. опред. группы будет удовл.. 3. Устойчивость ассорт.-способн. набора товар. удовл. спрос на одни и те же товары. Особен.: наличие устойч. спроса на них. Коэффиц. устойч-ти-отнош. кол-ва видов, разновид. и наимен. товар., пользующ. устойч. спрос. у потреб. (Ку), к общ. кол-ву видов, разнов. и наимен. тов. тех же однор. групп (Шф): Ку=(Уу:Шб)*100%, У-коэф. устойчив.. 4. Новизна ассорт.-способн. набора товар. удовл. изменивш. потр-ти за счет новых товаров: а. действит. обновление-кол-во новых тов. в общ. перечне (Нн); б. степень обновления (Кн) выраж. отнош. кол-ва новых тов. к общ. кол-ву наимен. товар.: (Кн)= (Нн:Шб)*100%. 5. Стр-ра асс.-хар-ся удельн. долей кажд. вида и/или наимен. тов. в общ. виде: Рассчит. как отнош. части к цел. и умнож. на 100%. 6. Рациональный асс.- способн. набора тов. наиб. полно удовл. реально обоснов. потр-ти разных сегментов потреб-лей. Коэф. рацион-ти: Кр=(Кш*Вш+Кп*Вп+Ку*Ву+Кн*Вн):4, где Вш, Вн, Ву, Вп –коэф. весомаости показ. широты, полн., устойч., новизны. 7. Гармоничн. асс.-св-во набора товар. разн. групп, характеризующее степ. их близости по обеспеч. рацион. товародвиж., реализации и/или использования. 8. Глубина асс.-кол-во позиций в кажд. группе товаров. Напр.: 5 видов и 3 разнов. – глуб. ассорт.=15. Ассорт. перечень-миним. допуст. кол-во видов товар., определ. профиль розн. торг. орган-ции или напр. деят-ти промыш. орг-ции.
13.Формирование ассортимента: принципы и уровни формиров Этапы фомир ассорт: 1. Разработка групп ассорт (устан опред товарн групп) 2. Разработка внутрегрупп ассорт (опред видов и разновид товаров внутри конкретн группы).Принц. формир. ассорт.: 1. отраж. в ассорт. особен. спроса; 2. обеспеч. комплексности в выборе и приобрет. товаров; 3. обеспеч. полноты и устойч. ассорт. и товаров постоян. спроса; 4. определение круга взаимозамен. товар.; 5. представление в асс. достат. кол-ва товар. новинок. Уровни формир. ассорт.: 1. Межотраслевой-разрабат. комплексн. целевые программ., определяющ. един. ассортимент. концепц.; 2. Отраслевой-ассорт. формир-ся ведущ. ведомствами путем разраб. программ и проектов выпуска или произ-ва рацион. ассорт. товар.; 3. Производствен.-работа произ-ся предприят. по установлен. рацион. номенклатуры и обеспеч. выпуска.
14. Этапы и факторы формир прризводствен и торгового ассортимента товаров. Факторы формир произв.: 1) это произв возможности предприятия (матер-тех база) 2) отраслевая принадлежность 3) приближенность к рынку сырья или сбыта продукции 4) спрос на рынке и конъюнктура рынка 5) заключ хоз связи. Для торгового: 1) специализация предприятия 2) размер торг площади и складских помещений 3) спрос потреб 4) демографич характерист 5) место расположения. Этапы формир: 1) разработка групп ассорт (устан опред тов групп) 2) разработка внутрегруп ассорт (опред видов и разновид товаров внутри конкретн группы).
№ 15. Кач-во и св-во товар.. Знач. выс. кач..
Кач-во товара – совокупн. его св-в и характ-ик, кот. прид. товару способн. удовлетв. обусловлен. или предполаг. потребн. покупателя.Если отдельн. св-во или группа св-в характер. какую-то одну стор. товара, то кач. выраж. целостн. его хар-ку. Кач-во включ. в себя не все св-ва товара, а только те, кот. связ. с удовлетвор. конкр. потребн. в соотв. с назнач. товара. Важнейш. св-ва, делающ. товар. полезн., могут прояв. по-разн. в завис. от требов. к кач-ву, от услов. потребления и типологии потребителей. Важной задач. товароведен. явл. наиб. полн. выявл. заложен. в товаре св-в, формирующ. его кач-во. Кач-во товара нельзя объяснить и измер. в отрыве от его потребит. стоим. и полезности. Нельзя отождествл. потребит. стоим. и кач-во. Потребит. стоимость-сам товар, обладающ. полезностью и являющ. конкр. благом. Товар как потреб. стоим. явл. носителем его кач-ва. Повыш. кач-ва товар. явл. важн. задач. нашего гос-ва на этапе политич. и экономич. реформ. Высококач. товары наиб. полно удовлет. потреб. людей, облад. конкурентоспос. на мировом рынке, срок их служ. продолжителен, они безоп. д/здор. людей и окр. среды. Расх. потребит. на потреб. таких товар., облуж., уход и ремонт сокращ-ся.
16. Требования, предъявляемые к качеству товаров. Общие требования предъявл ко всем товарам независима от тех принадлежн к ассор группе (эстетичность, доуступн цен, удобство испольщзов) Специфич требования предъявл к отдельным товарам с учетов особен состава, конструкции, ремонтопригодность, безопасность, деформация). Текущие требования предъяв выпускаемой продукции и содер. Норматив тех документации (НТД) Объективные требования выр к сырью, технологии пр-ва, тех хар-ам товара Субъективн треб зависит от потребит, проявл через выражение сроса на отдельны товары.
17. Факторы, влияющие на качество товаров.Факторы: 1- формир качество (только производ) состав сырья, степень очистки 2- Технологии пр-ва 3- Применяемое оборуд 4- примен норматив технич документация 5-. Квалифик работников Факторы сохран качество 1. Условия хранения 2. Услов транспортир 3. упаковка 4. маркировка 5. уход за изделиями Факторы стимулир качества 1. цена, 2. штраф санкции 3. Матер заинтересован 4. спрос
№ 18. Понятие осн. св-в сырья и матер., их влиян. на кач-во товаров
Основн. св-ва-св-ва исходн. сырья и матер-ов, присущие им от природы, а также приобретен. в рез. технолог. обраб-ки, кот-е частично или полн. перед-ся готовому издел.. Основн. св-ва влияют на: 1. потреб. св-ва; 2. на выбор условия хран. и транспортирования; 3. на уход за изделием; 4. на назнач. и услов. эксплуатац. издел..
19. Химические свойства исходных материалов. Хим св: 1 светостойкость (+кирпич, камень, дерево/-бумага, обои, х/б ткани), 2 водостойкость (+металл, резина/-бумага, ткани), 3 устойчив к орагнич кисломат (стойкие стекло, каучук, керамика/неустойчив металлы, синтетич волокна)4 устойчив к органич окислит (+стекло, керамика/-пластмассы) 5 щелочестойкость важно при оценки качества мыла, синтетич моющ средства
20. Физические свойства исходных материалов Физич св-ва проявл под воздейст различн нагрузок, деформаций тепловой энергии. 1) Масса Показатели плотность, масса 1 куб.м (для рулонных и местовых материалов) 2) Деформация сжатие, растяжение, деф изгиба, дефо сгиба 3) Твердость, важна для оценки древесины, покрытий, пластмассы, металлов 4) Термический св-ва. Показатели теплоемкость, теплопроводимость, огнестойкость, термостойкость 5)Оптические 6) Акустические.
21. Физико-химические свойства исходных материалов.Проявл под возд физ и хим явлений в различн услов среды . Сорбционные хар поглащ тв материалом газов, жидкостей. Адсорбция поглащ вещества поверх материала включ поры и трещины, для получения красок, окраш тканей. Абсорбция –поглащ газов и паров жидкостью с образ раствора за счет диффузии. Примен при очистке воды, жидкостей, выделение ценных элементов или отходов. Досорбация – невозможность поглощений. Обусл сорб способ гидроскапичность материалов и вподопоглащ. Важна для стройматериалов, древесины, волокна. Проницаемость – способн материала пропускать газ, пар. Паропрониц., воздухопрон., пылепрониц., водопрониц. Важна для одежы, обуви, ткани
22. Биологич св-ва исходных материалов. Способы повышения на биологич стойкости материалов и изд характериз устойчив материалов и изделий к воздейств микрооргназимов, бактерий, грибков. Зависят от природы материала, состава, характера обработки и условия хранения, транпортирования. Биологич неустойчив проявл в гниении, плесневении, потере цвета, блеска, измен вкуса и запаха. Способы повыш биологич стойкости:1. Нанесение лакокрасотч покрытий на металлы дерево 2 обработка химич составами (дерево) 3 окраш в массе (пластмасса)4 покрытие пленочными полимерами (металлы/дерево). При изменении микроклимата биологич стойкость снижается, важна для продуктов питания, металлоизделий из карозионной неустойчив сталей.
23. Понятие потребности. Характеристика потребностей и потребителей. Потребность – это надобность необходимость в чем-либо, проявляющаяся в производствен, трудовой, бытовой, обществ деятельности Потребности хар-ся с учетом ряда факторов (признаков) и проявляются в опред условиях в опред период, применит к опред потребителю Потребности проявляются в различном георафич масштабе, историч рамках, с учетом социал принадлежности. Могут удовлет в разной степени быть более выжными или менее и их хар-ки зависят от хар-к потребителей (пол, ваозраст, соц положение)
24. Потребительские св-ва товаров: структура и классификация. Потребительские св-ва– та часть св-в тов продукции, кот проявл в процессе потребления Их ценность зависит от того, как и в какой мере они удовлетвор материальные и культурные потребности. Каждое потреб св-ва хар-ет опред потребность и проявляется через совокупность потреб показателей качества
Потреб. св-ва – присущи готов. товару, проявляющ. в проц. потреб. и обуславл. уровень удовлетв. потребностей (спрос). Завис. от: 1. природы материала и осн-х св-в; 2. от хар-ра обраб. и спос. получ.; 3. от конструкц. издел.; 4. от услов. эксплуат. издел.. Влияют на: 1.степ. удовл. спроса; 2. длительн. эксплуатац., потреблен.; 3. матер. затраты в проц. эксплуат. или потребления. Классиф. потреб. св-в строится с учетом той потр-ти, кот. они отраж. и спос. удовлетворить. Выдел. 7 групп потреб. св-в, каждой из кот. хар-ны определен. потребит. показатели кач-ва.
Осн. потреб-ть | Груп. св-в | Груп. показ. кач-ва |
Обществ. потр-ть в товар. задан. функц. | Соц. назнач. (хар-т обществ. значим. товар.) | Одноименная (показ-ли соц. назнач.) |
Потреб. в осущ. конкр. функцион. процесс. | Функцион. по назнач. (полезность потребл.) | функциональные |
Потр. в безоп. функционир. и сохр. св-в | Надежн. потребл. или эксплутац. | Надежности |
Потр. в комфорте, удобстве польз. | Эргономич. св-ва (удобства) | Эргономич. показ-ли |
Эстетическая | Эстетич-ие (эстетич. ценность) | Эстетич. |
Потр. в сохр. окр. среды | Экоолг. св-ва (характ. возд. на окр. среду) | Экологич. |
Потр. в безоп. и безвред. потребл. | Cв-ва безоп.. безвредн. потребл. | Безопасности |
Стр-ра потреб. св-в и характер. их показат. опред-ет те группы св-в, кот-е характерны д/конкр. тов., отраж. его назнач. и особен. потребл.. Общими св-ми д/всех товаров явл.: 1. функциональные; 2. эстетич.; 3. эргономич.; 4. св-ва надежности обяз. выбир-ся д/технич. сложных товаров длит. польз., стройматер.; 5. экологич.-тов. быт. хим., полимеров; 6. св-во безоп. – прод. пит., хим. мат. и др..
№ 25. Порядок разраб. номенклат. потребит. св-ви показ. кач. товар..
Основой д/формир. перечня потребит. св-в и показ. кач-в служ. типов. классифик.. Д/разраб. номенкл. учит. характ-ки и св-ва товара, услов. его потребл., особен. потр. в проц. эксплуат.. Выбор номенкл. осущ. в 3 этапа: 1. изуч. товара, анализ сис-мы челов. издел., среда изуч. услов. эксплуат., фун-ные особен., потреб. процессы, требов. потреб. к товару, специфич. услов., повед. товара на всех этап. товарообращ. и потребл.; 2. разраб. разверн. номенкл. потреб. св-в и показ. кач-ва д/группы товаров на основ. собран. данных о товаре и типов. номенкл. потребит. св-в. Включ. по иерархич. уровням наиболее значимые группы св-в, отдельн. св-ва исключ., специфич. внос. дополн-но; 3. определен. номенкл. потреб. св-в и паказ. кач-ва д/конкр. товара. Рассматрив-ся развернутая группа номенкл., из кот. исключ. те показ., кот-е не характерны д/анализа кач. дан. изделия, а при необх-ти другие конкретизир-ся и допол-ся.
26. Характеристика соц-эконом показат качества товаров. Св-ва соц назнач хар-ют соц значимость товара и включ показатели: 1) общ целесообразн выпуска и сбыта изделия с задан функциями. 2) соотв товара оптимальному ассортименту. 3) соц адрес и потребит класс изделия (товары для детей, коньки для ничинающ) 4)скорость морального износа5) сопутствующ соц эффекты (выпуск одних товаров требует пр-ва вспомогат с задан функциями). Экономические показатели хар-ют затраты потребителя на приобретение, установу, эксплуатацию и ремонт изделий с учетом его особенностей.
27. Характеристика функциональн показат качества тов 1) совершенстов выполн основ функции, опред с учетом природы и назнач изделия (для пылесоса/питательность для пищи) 2) универсальность применения характериз широту условий и возможностей использ изделий с учетом его снов ф-ции и дополнительных 3)соверш выполн вспомог операций обеспеч поцесс потребления и эксплуатации, возмножность замены, чистки, наладки
28. Характеристика эргономич показат кач товаровэргономические – гигиеничность, комфорт, удобство, пользование на всех этапах функцион процесса. 1) удобство пользов 2)гигиеничность 3)антропометрические - соотв конструкции формы, размеров изделия 4) физиологические соотв изделия физ возможн человека 5) неэкологич возможн мышления, памяти и навыков человеком.
29. Характеристика потребительских показат надежности товараСв-ва надежности и потреб хар-ют способн изделия быть функцион пригодным в теч зад времени: безотказность – выполн ф-ции без отказа в работе; долговечность – ф-ую пригодность сохран до разрушения с возможн прерывания (ресурс авто пробег); ремонтопригодность; сохраняемость – хар-ет способн изделия сохранять ф-ую пригодность в теч процессов хранения транспортир и после них
30. Характеристика эстетических показат кач товаров эстетические хар способ изделия выражать соц культ значимость полезность, целесообразн выпуска тех соверш в чувственно восприним признаков человека. Св-ва: инфо выразительность (отраж представлений об изделии, его оригинальность, соотв назначения), соответствие стилю, моде; рациональные формы
31. Характеристика потребительских показат безопасности и экологичности товаров.Экологические показатели хар-ют уровень вред воздействий изделия в процессе его эксплуатации, а также при хранении и транспортиров. Оцениваются по кол-ву вред в-в содерж в изделии и выделяемых в-в в окруж среду. Безопасность – хар-ет особен изделия обеспеч безвредность его для чел-а. Электрическая, механ, хим, пожарн, биологич безоп.
32. Сущность и значение стандартиз товаро. Задачи стандарт.Стандартиз-деят по нахожд решений для повтор задач в различ обл науки, тех-ки, произ-ва с целью достиж макс степень их упорядоченности. Заключ в разработке и установлении норм и правил к различ объектам стандарт. Объекты сырье и материалы, ед измерений, термины и определ произв и тех сре-ва, готовая тов продукция тех. Параметры, размеры, номеклатура показ качества, методы испы и измер, маркировка и упаковка. Задачи: 1) нов эффективн общ произв 2) ускорение научно-тех прогресса 3) создание продукции безопасной для жизни и здоровья потребителя 4) ресурсо-обережение 5) снижение продолж произв цикла 6) обеспеч качества и конкурентоспособн.
№ 33. Объекты стандартизац..
Объекты стандартизац.-сырье и матер., технологич. процессы, номенклатура показат. кач-ва, методы испыт., процессы установки и маркировки, оказ. услуг и выполн. работ, услов. хран. и транспортирования и др..
34. Нормативно-техническая документация на товарную продукцию. Виды стандартов.НТД устанав комплекс требований к конкретн объекту стандартиз разраб на основе выш достиж науки, техники, пр-ва с использ результатов научн исслед . Тех условия отлич модельностью, конкретизир требования стандартов, действует в огранич масштабах. Виды:
1)общетехнич хар-ка (термины, оперд, обознач, общ требования, тех усл) 2) стандарты на прод-ии (параметры, размеры, марка) 3) стандарты на процессы (хранения, произв) 4) станд организ-методич хар-ка (стандарты система упр качества, провед работ по сертифик)
35. Категории стандартов, особенности разработки и регистрации.Категории: 1) Гос стандарты (СТБ) разраб на группу однор прод-ии межотрасл произв или применения, общегос значения, обязат или общ- рекоменд хар для всех отраслей и субъектов хозяйства в рамках гос-ва 2) ГОСТ стандарты межго-ой орг-ии по стандартизации стран членов СНГ, как правило носит рекоменд хар. 3) ИСО междунар стандарты действ в рамках мир сообщества для стран участниц междунар орг. Рекоменд хар охватыв вопросы в обл качества 4) ОСТ отраслевой стандарт разраб на прод-ии отраслев произв, дейст только в рамках конкрет отрасли 5) СТП стандарты предприятия разрабатыв на конкрет предприятии и действ только в рамках ег. Конкретизир требования гос. Стандартов, носит обязат хар. Все категории стандартов кроме СТП подлежат обязат регистрации. Стандарты кажд категории разраб на соотв уровне утвердж и вводятся в дейст выше стоящ органо. Все стандарты имеют срок действ (по истеч кот пересматр дополн или продл срок).
36. Виды стандартов, их содержание, структура.В зависимости от объектов стандарты делят на виды 1)обще-технич хар-ра (термины, опред, обознач, общ тербования, тех условия) 2) стандарты на продукцию (номенкл, показ качества, параметры и размеры, марка) 3) стандарты на процессы (хранение, произв) 4) стандарты орагниз методич хар-ра (стандарты системы управления качества, провед работ по сетификации)
37. Научно-методические основы стандартизации.1) математ методы включая предпочтит числа и ряды. Необход для выбора оптимальн ряда. 2)унификация – рац сокращение числа видов размеров изделий, один назнач примен для сборки машин аппаратов, механзимов. Произв унифик охват сост части различ изделий изготов на одном пр-ве. Эксплутац унификац охват сост части совместно-эксплуатац изделий. 3)агрегатирование – логич заверш унифик направ на создание комплекс систем. 4)комплекс стандартиз заключ в систематиз и увязки факторов обеспеч высок уров качества 5) опережающ стандартиз – заключ повыш требов дости урав и разраб стандартов с перспект показ тех уровней.
38. Государственная система стандартизации РБ Создана 1992 г. На основе опыта меров орг0ий и бывшего союзного. Осн задачи: 1) провед единой гос политики 2) обеспечение защиты интересов гос-ва и потреб в вопросах кач-ва продукции, услуг 3) организ и обеспеч функц система стандарт метрологий и сертификации как ед целого. 4) участие в междунра сотруднич. Центральным органом явл комитет по стандартиз метрологии и сертификации при совете министров РБ (ГОСТ стандарт). Органцизац структура: 1) центр аппарат (6 управ + упр стандартиз) 2) институты (БелГНСС, Бел ИПК Госст) 3) входят территор центры стандартиз метрол сертиф 4) испыт центры и коллегион органы (научн-технич комиссия/центр испыт продукции). Нормативно-правовая база: 1) международ норматив документы (руководство, ИСС/МЭК, соглашении) 2) региональные (соглашение о соглас полит стран СНГ, соглаш европ комиссии ООН) 3) норматив документы РБ (закон о тех нормир и стандартиз, постанов о нац фонде стандартов ) постн о гос.надзоре
39. Метрология как наука. Виды и этапы создания. Метрология – наука об измерениях методов и ср-ва обеспеч их единства и способов достиж требуем точности. Единства измер – состояние измерения при кот результат ед вычисл устанав законод актами и погрешности измерений известны с задан вероятностью. Этапы: 1) описание мер 2)проведение измерений 3) основы приборостроения. Виды метрологии 1)теоретическая – решает общ теор проблема измерений 2) законод комплекс общ-го права и требований и норм в обл измерений 3) прикладная решает вопросы практич применения методов и ср-в измерения в процессе их использов.
40. Задачи и объекты метрологии. Нормативная база РБ в области метрологии. Задачи метрологии: 1) унификация единиц измерений 2) разработка способов передачи величин приборами 3) пр-во измерений с максим точностью результата
Метрологич служба создана 1925 г. Входит в состав гос. стандарта. ЦСМ субъекты хозяйств имеют испыт лаборатории и метрологич центры, головным научн практич центром явл БелГНМ. Гос стандарт обеспеч выработку тех и реализ тех полит в обл обеспеч ед измерений, координацию, метрологич деятельности и сотрудничество с метрологич службами др органов гос упр и с зарубеж службами.
41. Национальная система обеспечения единства измерений РБ. Нац система обеспеч единство измер (НСОЕИ) совокупн взаимосзя элементов обеспеч такое состояние измерений при кот их результаты и погрешности известны с заданной вероятностью, сост целостность и единство. Включает: 1) нормативн базу – законы метрологии, постановление о гос надзоре за выполн требований, стандартов и обеспеч единство измерений, закон о тех нормировании и стандартиз., гос стандарты и др норм документы определеяющие методы измерений организ и порядок провед испытаний приборов. 2) виды измерений занесенных в СИ РБ 3) осущ гос метрологич надзора состояния и применения ср-в и гос метрологич контроля за утвержд типа средств измерений. Собств эталон база формир с 1992 г. В 1995 г. Утвержден 1 эталон РБ. Эталон времени, частоты, школы вермени. В 1997 г принята программа развит эталон базы РБ прудусматр создание 4 эталонов и образцов на основ разработок НИИ порошковой металлургии и БГУ сотрудничает с зарубеж орг
42. Государственный метрологический надзор: задачи и объекты.надзор за выпуском, составлением и примен ср-в измерений, аттестован методиками измерений, соблюдением правил и метрологи ном. Задачи ГМН: 1) проверка соблюден законодат базы метрологии с целью обеспеч единства измерения 2)предупрежд, причинение, нарушении правил и норм и принятие мер по их устранению ГМН за объектами (методикам, ед измер результат) осущ при: 1) проведение торгово-коммерч, таможен налог, почтовых операций 2) при контроле за медикамент и диагностики лечения заболев человека. 3) при контроле всех видов сырья и продуктов питания 4) при контроле за безопасн усл труда 5) при контроле за хранением перевозкой, уничтож токсичных взрывчатых и радиоактивн веществ идр. Органы осущ ГМН – службы гос стандарта, инспектора, по метрол надзору аттестов в устан порядке.
43. Показатели для оценки качества товаров, классификация и номенклатура. Показат кач – хар-ки товара опред качество его применит к конкретн усл-ям его произ-ва или потреб характериз степень пригодн товара удовлет конкретн потребн-и. Классификация: 1) по кол-ву хар-емых св-в (един показатели, комплекс показатель) 2) по способу выражения: в баллах, в колич выр или натур ед (масса, скорость), безразмерны (по шкале гибкости, по шкале прдпочтения) 3) по методу опередления: органомические, лабораторные, социологические 4) по стадии опред: проектные, производств, эксплутационные 5) по обл-ти , применению: к единице продукции, к совокуп однородн продукции 6) по примен для оценки ур качества: базовые, относительные, прямые, косвенные (плотность керамики)
44. Методы определения значений показателей качества товаров на основе точных измеренийИзмерит инф получ с помощью измерит техники. В зависимости от видов измерений: биологический, термодинамический, механический, химический Примен при лаб испыт продук для получ сертификата; при провед технич контроля качества в процессе про-ва 2 метод регистр-ый (эекспериментальный) инф получ путем подсчета числа случаев, событий при провед (опытной носки/обувь) Примен при примен товаров по качеству при проведении товарной экспертизы. 3 метод Расчетный инф получ путем расчета параметров получ измерит методом или из теоретич зависимости с матем формул таб моделей.. Примен при оценке безотказности, долговеч изделий
45. Методы опред знач показа ткач тов на основе эвристических измеренийНа основе эквистических. Преимущ: доступность широта примен. 1-ый метод органоментический инф получ с помощью органов чувств не исключ примен простых измерит средств. Примен при приемке товаров по качеству и подготов к продаже. В процессе выбора товаропотреб и эксплуатация. 2 метод Экспертный основан на получ инф путем обобщения опыта, интуиции и знаний группы специал экспертов. Число кот зависит от необход получения требуемой точности оценок. Примен при экспертизе импортир товаров, при провед экспертизы при разногл покуп продавец. Оцен не измеряемые кол-ва показат кач (эстетич эргономич) , а также измеряема при помощи др методов. Результ получ на основе усреднен оценке 3-ий метод Социолог-ий основан на сборе и анализе мнений широкого круга потребит, реализ-ов, спец. Результ зависит по ряду организ-ии метода обработки. Примен при макет след рынка, при оценке потребит св-в товаров шир потреб, при выявл раззлич в качествен показателях, аналогич товаров, разн производств.
46. Уровень качества товаров. Виды уровней качества Уровень качества относит хар-ка качества продукции основанная на сравнении значений показателей качества оцененного изделия с аналогичными показателями качества образца Ук=Кр/Кs. Виды уровней качества: 1) технический оценив с точки зрения технич параметров оцениваемого изделия по отношению к лучшим образцам аналогич продукции 2) технико-экономич На ряду с техн совершн учитывай экономич показатели качества 3) Нормативный. Хар-ся действит числом значений показа кач, кот находятся в области огранич предельн стандарт зна.
47. Стадии оценки уровня качества товаров 1)При разработке (выбир номенклатуру показателей, лучшие стандарты и образцы, устан класс, тип) 2) При производстве (проводят статистическую оценку качества, выбир методы контроль опред возм производства) 3) При реализации (оценив соответствие качества, устан соблюд усл поддерж качества, опред фактич уровнь качества) 4) При эксплуатации (фактич значении потреб показателей опред соотв уровня качества, Принимают решение о дальнейшем потреблении или выборе др товаров
48. Методы оценки уровня качества товаров Методы оценки: 1) деференциальный состоит в сравнении ед показат качества оцениваем изделия с базовыми
При оценке отриц св-в При существов предельных показат качества по дейст стандарту
Примен при оценке колич выражен показат качества 2) комплексный осн на сравн комплексов показ качества оцениваемго и базового изделий с помощь обобщен показателя качества кот может быть выраж: гл показател ( выбир показ характериз основ назнач товарар и опред взаимосвязь его с др показателями) средневзвешен показат (показатели выбир наиболее значим и расчитыв ед показат с помощью дифферинциального метода, оценивается весомость каждого параметра провод комплекс оценка интегральная оценка проводится сопоставление суммы эффекта от потреб товара сумир затратами на про-во потреб.
49. Конкурентоспособность товаров. Факторы, опред конкурент .Контур-ть товара – такой уровень его технич,, эконом-их и потреб-их возможностей который позволяет выдерживать конкуренцию с товарами аналогами на внутр и внешних рынках. Факторы: 1) качества тов хар-ся совокупн технич и потребит хар-к обеспечивает увелич опроса и повыш уровень конкурентоспособн. Конкур оценив: кол-м функ-ий, дизайном, составом продукта, соответствие стилю, моде,тех соверш. 2)экономич параметры товарар хар-ют соимость товарар и затраты потребителя на его поиск, приобретение, эксплуатацию, а также обслуживание 3) скидки, кредиты, отсрочки платежа 4) Организац условия обеспеч широкой инфор о качестве товаров, консультир потребителей и обслужив их. Включает реклума, предпродажная/послепродажная (гарантии, послегарант обслужив, демонстрация моделей)