Лабораторная работа №23
Определение параметров синхронных машин
Цель работы
Изучение методов экспериментального определения параметров синхронных машин.
План выполнения работы
1. Ознакомиться с конструкцией электрических машин. Записать типы и паспортные данные машин и приборов.
2. Собрать схему согласно рис. 25.1, запустить приводной двигатель и снять характеристику холостого хода U (Iв), изменяя ток возбуждения от значения, соответствующего напряжению статора U = 1,25 Uн до номинального возможного. Данные занести в табл. 25.1.
Рис. 25.1. Рис. 25.2.
Таблицa 25.1.
№ п.п. | Опытные данные | Расчетные данные | |||||
Iв, A | U, B | Iв* = Iв / Iвн0 | U0* = U / Uн | xd* | xdm* | ОКЗ | |
3. Замкнуть обмотку статора синхронной машины накоротко (рис. 25.2), запустить приводной двигатель и снять характеристику 3-х фазного короткого замыкания Iк (Iв), изменяя ток возбуждения от значения, соответствующего Iк = Iв до минимального значения. Данные занести в табл. 25.2.
Рис. 25.3.
Таблицa 25.2.
№ п.п. | Опытныеданные | Расчетные данные | ||
Iв, A | Iк, A | Iв* = Iв / Iвн0 | Iк* = Iк / Iн | |
4. Собрать схему согласно рис. 25.4 для проведения опыта скольжения. Убедившись, что напряжение трехфазного источника питания составляет (0,05…0,1) Uн, при отключенной обмотке статора запустить приводной двигатель и измерить остаточное напряжение синхронной машины. Если остаточное напряжение больше 30% напряжения источника питания, машину следует размагнитить. Подключить обмотку статора к источнику питания и убедиться, что направление вращения приводного двигателя совпадает с направлением вращения магнитного поля синхронной машины, а его частота вращения отличается от частоты вращения магнитного поля синхронной машины на (0,5…1,0)%, т.е. ротор синхронной машины должен вращаться со скольжением 0,5…1%. При соблюдении этих условий стрелка вольтметра в цепи обмотки возбуждения будет совершать колебания с малой частотой (0,5 Гц и менее) и малой амплитудой.
Рис. 25.4.
При малом скольжении ротора явнополюсной синхронной машины стрелки приборов, включенных в обмотку статора, будут совершать колебания с малой частотой. Показания приборов занести в табл. 25.3.
Таблицa 25.3.
№ п.п. | Опытные данные | Расчетные данные | ||||||
Umax, B | Umin, B | Imax, A | Imin, A | xd, Ом | xd* | xq, Ом | xq* | |
5. В схеме на рис. 25.4 изменить направление вращения приводного двигателя или магнитного потока синхронной машины с целью проведения опыта противовращения. В этом опыте напряжение трехфазного источника не должно превышать 30% напряжения источника. При вращении ротора синхронной машины со скольжением порядка 200% записываются ток и напряжение статора и данные заносятся в табл. 25.4. Опыт рекомендуется проводить при двух напряжениях трехфазного источника.
Таблицa 25.4.
№ п.п. | Опытные данные | Расчетные данные | ||
U2, B | I2, A | x2, Ом | x2* | |
6. Включить обмотку статора в разомкнутый треугольник, а обмотку возбуждения замкнуть накоротко (рис. 25.5). Убедившись, что напряжение источника питания не превышает (0,15…0,25) Uн, запустить приводной двигатель. После этого подключить обмотку статора к источнику питания и измерить ток и напряжение. Данные занести в табл. 25.5.
Рис. 25.5.
Таблицa 25.5.
№ п.п. | Опытные данные | Расчетные данные | ||
U0, B | I0, A | x0, Ом | x0* | |
7. Собрать схему согласно рис. 25.6. Убедившись, что напряжение источника питания составляет (0,1…0,2) Uн, подключить обмотку статора к источнику переменного тока. Поворачивая ротор, находят положения, соответствующие максимальному Iвmax и минимальному Iвmin значениям тока возбуждения. В этих положениях ротора фиксируют напряжения статора соответственно Ud и Uq, а также его токи Id и Iq. Данные заносят в табл. 25.6.
Рис. 25.6.
Таблицa 25.6.
№ п.п. | Опытные данные | Расчетные данные | ||||||||
Iвmax, A | Ud, B | Id, A | Iвmin, A | Uq, B | Iq, A | xd’’, Ом | xd''* | xq'', Ом | xq''* | |
Методические указания
По данным табл. 25.1 и 25.2 строятся в одной системе координат характеристики холостого хода U* (Iв*) и короткого замыкания Iк* (Iв*) в относительных единицах. Iвн0, соответствующий номинальному напряжению при холостом ходе, определяется из характеристики холостого хода, построенной в именованных единицах.
Из-за остаточного магнетизма эти характеристики начинаются не с 0, поэтому их следует перенести параллельно самим себе в начало координат. По этим характеристикам можно найти синхронное индуктивное сопротивление по продольной оси хd как частное от деления напряжения холостого хода отрезка АД, взятого на продолжение прямолинейной части характеристики холостого хода при некотором токе возбуждения (например, при Iвн0), на ток симметричного короткого замыкания отрезок СД, взятый по характеристике трехфазного короткого замыкания при том же токе возбуждения (рис. 25.3.)
.
Определенное таким образом значение хd соответствует ненасыщенному состояний. Для нахождения этого сопротивления при насыщенном состоянии напряжение следует брать на криволинейном участке характеристики холостого хода – отрезок ВД.
.
По тем же характеристикам определяют ОКЗ (отношение короткого замыкания), как отношение установившегося тока симметричного короткого замыкания – отрезок СД – при токе возбуждения, соответствующем номинальному напряжению по характеристике холостого хода, к номинальному току статора – отрезок EF.
.
Синхронные индуктивные сопротивления по продольной оси хd и по поперечной оси хq можно найти по данным опыта скольжения (табл. 25.3) следующим образом:
; .
Эти же сопротивления в относительных единицах
; .
Здесь zн = Uн / Iн – номинальное сопротивление синхронной машины;
U*, I* – напряжение и ток в относительных единицах, т.е. в долях от номинальных значений,
Если в опыте скольжения остаточное напряжение составляет более 0,1 напряжения источника питания, то в приведенные выражения следует подставлять полусумму двух максимумов или минимумов тока.
Индуктивное сопротивление обратной последовательности находится по данным опыта противовращения (табл. 25.4.)
; .
Индуктивное сопротивление нулевой последовательности определяется по данным табл. 25.5.
; .
Сверхпереходные индуктивные сопротивления по продольной оси хd’’ и по поперечной оси хq’’ находятся по данным опыта при однофазном питании обмотки статора (табл. 25.6). По Ud и Id соответствующим максимуму тока в обмотке возбуждения (в этом положении ось полюсов совпадает с осью пульсирующего поля), находят
; .
Минимум тока в обмотке возбуждения соответствует положению ротора со сдвигом на 90 электрических град. относительно оси магнитного поля, поэтому по значениям напряжения и тока Uq и Iq в обмотке статора можно определить
; .
Содержание отчета
1. Типы и паспортные данные машин и приборов.
2. Схемы и описания опытного определения параметров.
3. Таблицы с опытными и расчетными данными.
4. Аналитические и графические расчеты.
Контрольные вопросы
1. Какое из сопротивлений хd или хq больше? Почему?
2. Почему сопротивление х2 меньше хq?
3. Почему хd" меньше хd?
4. Может ли сопротивление х0 быть больше хd? Почему?
5. Какие еще индуктивные сопротивления, кроме определяемых в настоящей работе, вам известны?
6. Как влияет ОКЗ на статическую устойчивость?
7. Как можно увеличить хd?
8. Может ли сопротивление х0 быть больше индуктивного сопротивления рассеяния?
9. Почему в опыте скольжения происходят колебания тона и напряжения статора только в явнополюсной машине?
10. Как определить установившийся ток трехфазного короткого замыкания?