Лабораторная работа №17

Определение параметров трехфазного асинхронного двигателя с фазным ротором

Цель работы

Изучение методики определения параметров для постро­ения схемы замещения.

План выполнения работы

1. Ознакомиться с установкой, записать паспортные данные ис­следуемого двигателя, измерительных приборов.

2. Собрать схему согласно рис. 17.1 для снятия характеристи­ки холостого хода при неподвижном роторе. Произвести опыт холосто­го хода. Установить номинальное напряжение и измерить ток I10, мощность P10 холостого хода и напряжение на кольцах.

Результа­ты измерений занести в табл. 17.1. Здесь и далее U1 и U2 – фазные напряжения статора и ротора.

Таблица 17.1

№ п.п. Измерено Вычислено
Р10, Вт U10, В I10, A U20, В КЕ z’’20, Ом r1 + r’’0 Ом x1 + x0, Ом
                 

3. Собрать схему согласно рис. 17.2 для снятия характеристи­ки короткого замыкания при неподвижном роторе. Установить первич­ное напряжение U такой величины, чтобы ток не превышал но­минального значения. Измерить мощность Р, токи I, I, напряжение U20. Результаты измерений занести в табл. 17.2.

Таблица 17.2

№ п.п. Измерено Вычислено
Р, Вт U, В I1к, A U2к, В КI zк, Ом r1 + r’2 Ом x1 + x’2, Ом
                 

Лабораторная работа №17 - student2.ru Лабораторная работа №17 - student2.ru Лабораторная работа №17 - student2.ru

Рис. 17.1. Рис. 17.2. Рис. 17.3.

4. Собрать схему согласно рис. 17.3 для снятия характеристи­ки холостого хода при неподвижном роторе и питании двигателя со стороны ротора. Установить паспортное напряжение ротора и опреде­лить ток I20, мощность Р20 холостого хода и напряжение U20. Результаты занести в табл. 17.3.

Таблица 17.3

№ п.п. Измерено Вычислено
Р20, Вт U20, В I20, A U10, В КЕ z’’20, Ом r'2 + r’’0 Ом x'2 + x0, Ом
                 

5. Собрать схему согласно рис. 17.2 для снятия характерис­тики холостого хода при вращающемся роторе. Изменяя напряжение U10 в пределах (0,5…1,1) U снять характеристику холостого хода, т.е. измерить Р10, I10. Результаты занести в табл. 17.4.

Таблица 17.4

№ п.п. Измерено Вычислено
Р10, Вт U10, В I10, A U210, В2 Р10 - 3I210 r1 Вт мех, Вт z10, Ом r1 + r0, Ом x1 + x0, Ом
                   

Методические указания

Параметры схемы замещения асинхронного двигателя с фазным ротором могут быть приближенно определены на основании опытов холостого хода и короткого замыкания при неподвижном роторе и опыта холостого хода при вращающемся роторе.

На основании данных опыта холостого хода при неподвижном роторе при питании двигателя со стороны статора определяются:

1) коэффициент трансформации по ЭДС:

Лабораторная работа №17 - student2.ru ; (17.1)

2) полное сопротивление схемы замещения при холостом ходе

Лабораторная работа №17 - student2.ru ; (17.2)

3) активное сопротивление обмотки статора и намагничивающе­го контура

Лабораторная работа №17 - student2.ru , (17.3)

где r’’0 – активное сопротивление намагничивающего контура, учитывающее потери в стали не только статора, но и ротора.

4) индуктивное сопротивление обмотки статора и намагничиваю­щего контура

Лабораторная работа №17 - student2.ru . (17.4)

На основании данных опыта холостого хода при неподвижном ро­торе и при питании двигателя со стороны ротора определяются:

1) коэффициент трансформации по ЭДС

Лабораторная работа №17 - student2.ru ; (17.5)

Действительное значение KЕ определяется как среднеариф­метическое значений, определенных по соотношениям (17.1) и (17.5);

2) полное сопротивление схемы замещения при холостом ходе

Лабораторная работа №17 - student2.ru ; (17.6)

3) активное сопротивление обмотки ротора и намагничивающего контура

Лабораторная работа №17 - student2.ru , (17.7)

4) индуктивное сопротивление обмотки ротора и намагничивающего контура

Лабораторная работа №17 - student2.ru . (17.8)

где U2’, I20’, x2’, r2’ – напряжение, ток и сопротивление ротора, приведенного к обмотке статора.

Лабораторная работа №17 - student2.ru ; (17.9)

Лабораторная работа №17 - student2.ru ; (17.10)

r2’ = r2 × KE × KI; x2’ = x2 × KE × KI (17.11)

Коэффициент трансформации по току KI определяется из опыта короткого замыкания.

На основании данных опыта короткого замыкания при неподвиж­ном роторе и при питании машины со стороны статора определяются:

1) коэффициент трансформации по току

Лабораторная работа №17 - student2.ru ; (17.12)

2) полное сопротивление короткого замыкания

Лабораторная работа №17 - student2.ru ; (17.13)

3) активное и индуктивное сопротивления короткого замыкания:

Лабораторная работа №17 - student2.ru , (17.14)

Лабораторная работа №17 - student2.ru . (17.15)

Решение системы уравнений, составленной из выражений (17.3), (17.7) и (17.14), дает значения активных сопротивлений схемы замещения r1, r2’. Решение системы уравнений, составленных из выражений (17.4), (17.8) и (17.15) дает значения индук­тивных сопротивлений х1, х2’ и x0.

Активное сопротивление намагничивающего контура r0 опре­деляется по данным опыта холостого хода при вращающемся роторе. Чтобы определить потери в стали статора DРст, производят разде­ление потерь. Как известно, механические потери не зависят от на­пряжения машины, а потери в стали пропорциональны квадрату напря­жения. Поэтому строят зависимость Р10 - 3I210r1 = f(U102), которая представляет собой прямую линию, и продолжают ее до пересечения с осью ординат. Отрезок, отсекаемый прямой на оси ординат, пред­ставляет собой механические потери DРмех. Потери в стали при номинальном напряжении будут равны разности мощностей Р10 - 3I210r1 при U2 минус механические потери.

Сопротивление намагничивающего контура

Лабораторная работа №17 - student2.ru . (17.16)

Определенные таким образом параметры являются параметрами Т-образной схемы замещения двигателя. Более удобной для расче­тов характеристик является Г-образная схема замещения. Ее па­раметры определяются с учетом коэффициента s1 » 1 + х10. Они равны:

R1 = s1× r1; X1 = s1× x1; R2’ = s12 × r’2; X’2 = s12 × x’2.

Содержание отчета

1. Паспортные данные исследуемого двигателя, измерительных приборов.

2. Схемы экспериментальной установки.

3. Таблица измерений и вычислений параметров схемы замещения.

4. Описание методики разделения потерь холостого хода и гра­фик зависимости Р10 - 3I210r1 = f(U102) с указанием ве­личины потерь в стали и механических.

5. Т-образная и Г-образная схемы замещения двигателя с указанием параметров.

Контрольные вопросы

1. Начертите векторную диаграмму асинхронного двигателя, со­ответствующую Т-образной схеме замещения и поясните ее.

2. Расскажите, как определяются параметры схемы замещения асинхронного двигателя с фазным ротором.

3. Какая существует взаимосвязь между параметрами Т-образ­ной и Г-образной схем замещения.

4. Какие погрешности допущены при определении параметров асинхронного двигателя в соответствии с предлагаемой в «Методи­ческих указаниях» методикой?

5. Как с помощью Г-образной схемы замещения двигателя определить вращающий момент, полезную мощность, КПД, cosj, если задано скольжение двигателя?

6. Постройте механическую характеристику асинхронного двига­теля в пределах скольжения от 0 до 1. Покажите рабочую часть ха­рактеристики, пусковую часть, пусковой момент, критические моменты и скольжение. Как они зависят от параметров схемы замещения дви­гателя?

7. Докажите, как изменяется механическая характеристика дви­гателя при введении реостата в цепь ротора. Для чего вводится ре­остат в цепь ротора асинхронного двигателя при пуске?

Наши рекомендации