Лабораторная работа №17
Определение параметров трехфазного асинхронного двигателя с фазным ротором
Цель работы
Изучение методики определения параметров для построения схемы замещения.
План выполнения работы
1. Ознакомиться с установкой, записать паспортные данные исследуемого двигателя, измерительных приборов.
2. Собрать схему согласно рис. 17.1 для снятия характеристики холостого хода при неподвижном роторе. Произвести опыт холостого хода. Установить номинальное напряжение и измерить ток I10, мощность P10 холостого хода и напряжение на кольцах.
Результаты измерений занести в табл. 17.1. Здесь и далее U1 и U2 – фазные напряжения статора и ротора.
Таблица 17.1
№ п.п. | Измерено | Вычислено | ||||||
Р10, Вт | U10, В | I10, A | U20, В | КЕ | z’’20, Ом | r1 + r’’0 Ом | x1 + x0, Ом | |
3. Собрать схему согласно рис. 17.2 для снятия характеристики короткого замыкания при неподвижном роторе. Установить первичное напряжение U1к такой величины, чтобы ток не превышал номинального значения. Измерить мощность Р1к, токи I1к, I2к, напряжение U20. Результаты измерений занести в табл. 17.2.
Таблица 17.2
№ п.п. | Измерено | Вычислено | ||||||
Р1к, Вт | U1к, В | I1к, A | U2к, В | КI | zк, Ом | r1 + r’2 Ом | x1 + x’2, Ом | |
Рис. 17.1. Рис. 17.2. Рис. 17.3.
4. Собрать схему согласно рис. 17.3 для снятия характеристики холостого хода при неподвижном роторе и питании двигателя со стороны ротора. Установить паспортное напряжение ротора и определить ток I20, мощность Р20 холостого хода и напряжение U20. Результаты занести в табл. 17.3.
Таблица 17.3
№ п.п. | Измерено | Вычислено | ||||||
Р20, Вт | U20, В | I20, A | U10, В | КЕ | z’’20, Ом | r'2 + r’’0 Ом | x'2 + x0, Ом | |
5. Собрать схему согласно рис. 17.2 для снятия характеристики холостого хода при вращающемся роторе. Изменяя напряжение U10 в пределах (0,5…1,1) U1н снять характеристику холостого хода, т.е. измерить Р10, I10. Результаты занести в табл. 17.4.
Таблица 17.4
№ п.п. | Измерено | Вычислено | |||||||
Р10, Вт | U10, В | I10, A | U210, В2 | Р10 - 3I210 r1 Вт | DРмех, Вт | z10, Ом | r1 + r0, Ом | x1 + x0, Ом | |
Методические указания
Параметры схемы замещения асинхронного двигателя с фазным ротором могут быть приближенно определены на основании опытов холостого хода и короткого замыкания при неподвижном роторе и опыта холостого хода при вращающемся роторе.
На основании данных опыта холостого хода при неподвижном роторе при питании двигателя со стороны статора определяются:
1) коэффициент трансформации по ЭДС:
; (17.1)
2) полное сопротивление схемы замещения при холостом ходе
; (17.2)
3) активное сопротивление обмотки статора и намагничивающего контура
, (17.3)
где r’’0 – активное сопротивление намагничивающего контура, учитывающее потери в стали не только статора, но и ротора.
4) индуктивное сопротивление обмотки статора и намагничивающего контура
. (17.4)
На основании данных опыта холостого хода при неподвижном роторе и при питании двигателя со стороны ротора определяются:
1) коэффициент трансформации по ЭДС
; (17.5)
Действительное значение KЕ определяется как среднеарифметическое значений, определенных по соотношениям (17.1) и (17.5);
2) полное сопротивление схемы замещения при холостом ходе
; (17.6)
3) активное сопротивление обмотки ротора и намагничивающего контура
, (17.7)
4) индуктивное сопротивление обмотки ротора и намагничивающего контура
. (17.8)
где U2’, I20’, x2’, r2’ – напряжение, ток и сопротивление ротора, приведенного к обмотке статора.
; (17.9)
; (17.10)
r2’ = r2 × KE × KI; x2’ = x2 × KE × KI (17.11)
Коэффициент трансформации по току KI определяется из опыта короткого замыкания.
На основании данных опыта короткого замыкания при неподвижном роторе и при питании машины со стороны статора определяются:
1) коэффициент трансформации по току
; (17.12)
2) полное сопротивление короткого замыкания
; (17.13)
3) активное и индуктивное сопротивления короткого замыкания:
, (17.14)
. (17.15)
Решение системы уравнений, составленной из выражений (17.3), (17.7) и (17.14), дает значения активных сопротивлений схемы замещения r1, r2’. Решение системы уравнений, составленных из выражений (17.4), (17.8) и (17.15) дает значения индуктивных сопротивлений х1, х2’ и x0.
Активное сопротивление намагничивающего контура r0 определяется по данным опыта холостого хода при вращающемся роторе. Чтобы определить потери в стали статора DРст, производят разделение потерь. Как известно, механические потери не зависят от напряжения машины, а потери в стали пропорциональны квадрату напряжения. Поэтому строят зависимость Р10 - 3I210r1 = f(U102), которая представляет собой прямую линию, и продолжают ее до пересечения с осью ординат. Отрезок, отсекаемый прямой на оси ординат, представляет собой механические потери DРмех. Потери в стали при номинальном напряжении будут равны разности мощностей Р10 - 3I210r1 при U1н2 минус механические потери.
Сопротивление намагничивающего контура
. (17.16)
Определенные таким образом параметры являются параметрами Т-образной схемы замещения двигателя. Более удобной для расчетов характеристик является Г-образная схема замещения. Ее параметры определяются с учетом коэффициента s1 » 1 + х1/х0. Они равны:
R1 = s1× r1; X1 = s1× x1; R2’ = s12 × r’2; X’2 = s12 × x’2.
Содержание отчета
1. Паспортные данные исследуемого двигателя, измерительных приборов.
2. Схемы экспериментальной установки.
3. Таблица измерений и вычислений параметров схемы замещения.
4. Описание методики разделения потерь холостого хода и график зависимости Р10 - 3I210r1 = f(U102) с указанием величины потерь в стали и механических.
5. Т-образная и Г-образная схемы замещения двигателя с указанием параметров.
Контрольные вопросы
1. Начертите векторную диаграмму асинхронного двигателя, соответствующую Т-образной схеме замещения и поясните ее.
2. Расскажите, как определяются параметры схемы замещения асинхронного двигателя с фазным ротором.
3. Какая существует взаимосвязь между параметрами Т-образной и Г-образной схем замещения.
4. Какие погрешности допущены при определении параметров асинхронного двигателя в соответствии с предлагаемой в «Методических указаниях» методикой?
5. Как с помощью Г-образной схемы замещения двигателя определить вращающий момент, полезную мощность, КПД, cosj, если задано скольжение двигателя?
6. Постройте механическую характеристику асинхронного двигателя в пределах скольжения от 0 до 1. Покажите рабочую часть характеристики, пусковую часть, пусковой момент, критические моменты и скольжение. Как они зависят от параметров схемы замещения двигателя?
7. Докажите, как изменяется механическая характеристика двигателя при введении реостата в цепь ротора. Для чего вводится реостат в цепь ротора асинхронного двигателя при пуске?