Лабораторная работа №24
Исследование трехфазного коллекторного двигателя параллельного возбуждения (двигатель Шраге-Рахтера)
Цель работы
Приобретение навыков в обращении с 3-х фазным коллекторным двигателем параллельного возбуждения и изучение его свойств.
План выполнения работы
1. Ознакомиться с данными двигателя, тормоза и измерительных приборов.
2. Собрать схему согласно рис. 26.1.
Рис. 26.1. Схема экспериментальной установки.
3. Включить двигатель в сеть.
4. Изменяя положение щеток на коллекторе (перемещением щеточных траверс), проследить за изменением частоты вращения ротора.
5. Снять рабочие характеристики P1, n, М, h, cosj = f(P2) для двух положений щеток:
1) соответствующего максимальной частоте вращения;
2) соответствующего минимальной частоте вращения.
Рабочие характеристики снимаются путем изменения момента на его валу, изменяя ток возбуждения электромагнитного тормоза от нуля до значения, соответствующего номинальному току двигателя.
Данные измерении и вычислений занести в табл. 26.1.
Таблица 26.1.
№ п.п. | Опытные данные | Расчетные данные | ||||||
U1, В | I1, А | P1, Вт | n, б/мин | М, Нм | Р2, Вт | cosj | s | |
Методические указания
Асинхронные двигатели обладают существенным недостатком – имеют плохие регулировочные свойства.
Коллекторные двигатели переменного тока позволяют регулировать частоту вращения введением во вторичную цепь добавочной ЭДС. Эти двигатели позволяют регулировать также и коэффициент мощности.
Наибольшее распространение получил трехфазный коллекторный двигатель параллельного возбуждения с питанием от сети через ротор (система Шраге-Рахтера).
На валу ротора имеются 2 обмотки: 3-х фазная обмотка, соединенная с тремя контактными кольцами, к которым подается напряжение сети, и дополнительная обмотка с коллектором. Эти обмотки не имеют электрической связи между собой.
Обмотка статора (вторичная цепь) двигателя Шраге-Рахтера выполнена аналогично обмотке статора 3-х фазного асинхронного двигателя. Обмотки статора соединяются со щетками. Начала обмоток присоединены к одному комплекту щеток, а концы – к другому. Комплекты щеток соединены со щеточкой траверсой. Обе траверсы могут перемещаться одна относительно другой в противоположные стороны.
Во вторичную цепь при помощи коллектора вводится добавочная ЭДС частоты скольжения. Величина добавочной ЭДС меняется перемещением щеток относительно друг друга.
При введении во вторичную цепь добавочной ЭДС частоты скольжения общая ЭДС вторичной цепи изменяется, что вызывает изменение тока во вторичной цепи. Следовательно, изменяется вращающий момент двигателя и возникает разница между вращающим и тормозным моментом двигателя. Под действием этой разницы моментов происходит изменение частоты вращения ротора двигателя, пока не наступит равновесие между вращающим и тормозным моментами. Это равновесие будет при другой частоте вращения.
Если щетки совмещены, то добавочная ЭДС равна нулю. Машина работает как обычный асинхронный двигатель. Ротор вращается против поля, так как двигатель обращенный.
Рабочие характеристики двигателя строятся на основании данных табл. 26.1 по следующим уравнениям:
; ;
I1 = k × IA; ,
где k – коэффициент трансформации трансформатора тока;
I1 – ток двигателя;
IA – показания амперметра.
Содержание отчета
1. Паспортные данные исследуемого двигателя, тормоза и измерительных приборов.
2. Схема установки.
3. Данные измерений и вычислений.
4. Рабочие характеристики в одной системе координат.
Контрольные вопросы
1. Как устроен двигатель Шраге-Рахтера?
2. Назначение коллектора в двигателе Шраге-Рахтера.
3. Как можно повысить cosj исследуемого двигателя?
4. Достоинства и недостатки двигателя Шраге-Рахтера.
5. Чем ограничивается диапазон регулирования частоты вращения?
6. Пояснить роль коллектора как преобразователя частоты.
7. Почему во вторичную обмотку двигателя нужно вводить ЭДС скольжения, а не любой другой частоты?
8. Как изменяется критический момент двигателя в зависимости от положения щеток?