Лабораторная работа №16
Исследование трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором
Цель работы
Изучение рабочих характеристик и свойств асинхронного двигателя.
План выполнения работы
1. Ознакомиться с установкой, записать паспортные данные исследуемого двигателя, нагрузочного генератора, реостатов, измерительных приборов.
2. Собрать схему для исследования рабочих характеристик асинхронного двигателя (рис. 16.1). Включить двигатель и, не возбуждая нагрузочный генератор, записать показания приборов.
Рис. 16.1. Схема экспериментальной установки.
3. Включить рубильник Р2. Возбудить нагрузочный генератор. Установить номинальное напряжение на зажимах генератора и поддерживать его постоянным. Включить рубильник Р3 и, уменьшая сопротивление нагрузочного реостата Rнг, нагрузить генератор, следовательно, и испытуемый двигатель. Нагрузку изменять от холостого хода до величины, при которой ток двигателя I1 = 1,2 Iн. Сделать 5-7 отсчетов по приборам. Частоту вращения двигателя измерять с помощью тахометра. Результаты измерений занести в табл. 16.1.
Таблица 16.1
№ п.п. | Измерено | Вычислено | ||||||||||
I1, А | U1, B | P1, Bт | Iнг, А | Uнг, B | Iв, А | n, об/мин | М, Нм | s | cosj | h | P2, Bт | |
Методические указания
Рабочие характеристики асинхронного двигателя представляют собой зависимости момента М, тока статора I1, коэффициента мощности cosj, КПД, частоты вращения n, скольжения s от полезной мощности Р2 при номинальном напряжении U1 = U1н и частоте f1 = f1н. Рабочие характеристики позволяют определить свойства двигателя, характеризующие его работу при различных нагрузках. Они могут быть построены по расчетным данным при проектировании двигателя, с помощью круговой диаграммы и по опытным данным.
В настоящей работе характеристики снимаются методом непосредственной нагрузки. Нагрузка осуществляется с помощью генератора постоянного тока с параллельным возбуждением, который находитсяна общем валу с двигателем и работает на нагрузочный реостат.
Рис. 16.2. Кривые потерь мощности для машины ПН-45.
Полезная мощность Р2, развиваемая асинхронным двигателем, равна мощности, развиваемой генератором плюс сумма потерь в генераторе:
Р2 = Iнг × Uнг + Iя2 × Rя + 2DUщ × Iя + DРмех+ DРст+ DРдоб + Iв × Uнг (16.1)
Ток якоря Iя = Iнг + Iв.
Добавочные потери DРдоб = 0,01 × Рн × (Iя / Iян)2.
Падение напряжения в щеточном контакте DUщ = 1В.
Сопротивление якоря принимается равным Rя = 1Ом.
Потери в стали и механические потери определяются по графикам DРст = f(n), DРмех = f(n) (рис. 16.2).
Электромагнитный момент, развиваемый двигателем, равен отношению механической мощности двигателя к угловой частоте вращения ротора, или, если пренебречь механическими и добавочными потерями в нем, приближенно может быть определен как
, (16.2)
где n - частота вращения ротора в об/с.
Коэффициент полезного действия двигателя
. (16.3)
Полные потери в двигателе равны сумме:
DРS = DРм1 + DРм2 + DРмех+ DРст+ DРдоб. (16.4)
где DРм1 и DРм2 – потери в меди обмоток статора и ротора, пропорциональные квадрату тока, т.е. изменяющиеся с нагрузкой;
DРст – потери в стали статора; потери в стали ротора при нормальной частоте 1-3 Гц весьма малы и ими пренебрегают.
Потери в стали DРст и механические DРмех при нагрузке двигателя изменяются мало, поэтому они относятся к постоянным.
Добавочные потери DРдоб зависят частично от тока, частично от напряжения. Для простоты расчетов считают, что они изменяются пропорционально подводимой мощности.
Коэффициент мощности двигателя
. (16.5)
Частота вращения ротора n с увеличением нагрузки падает. Изменение частоты вращения характеризуется скольжением
, (16.6)
где n1 - синхронная частота вращения.
Содержание отчета
1. Паспортные данные исследуемого двигателя, нагрузочного генератора, реостатов, измерительных приборов.
2. Схема экспериментальной установки.
3. Описание методики снятия рабочих характеристик.
4. Таблица измерений, вычислений и расчетные формулы.
5. Рабочие характеристики и механическая характеристика M(s).
Контрольные вопросы
1. Объясните принцип действия асинхронного двигателя. Что такое скольжение асинхронного двигателя?
2. Каково назначение нагрузочного генератора в схеме экспериментальной установки? Как определяется в эксперименте полезная мощность, развиваемая двигателем?
3. Как изменяются скольжение и частота тока в роторе асинхронного двигателя при изменении нагрузки?
4. Какая взаимосвязь существует между полезной мощностью двигателя Р2 и развиваемым им вращающим моментом?
5. Какие потери называются постоянными и какие переменными? Поясните ход кривой h (Р2).
6. Поясните ход кривой cosj (Р2). Чем объясняется наличие максимума? Почему при холостом ходе cosj ¹ 0?
7. Покажите на механической характеристике двигателя рабочий участок и характерные точки.
8. Используя приближенную формулу Клосса, определите критическое скольжение асинхронного двигателя экспериментальной установки.
9. Определите момент, развиваемый двигателем экспериментальной установки при s = 0,02; 0,5.