Лабораторная работа №25
Исследование электромагнитной муфты скольжения
Цель работы
Изучение свойств электромагнитной муфты скольжения.
План выполнения работы
1. Ознакомиться с установкой и записать паспортные данные машин, реостатов и измерительных приборов. Собрать схему согласно рис. 27.1.
Рис. 27.1. Схема экспериментальной установки.
2. Запустить в ход асинхронный двигатель.
3. Снять механические характеристики муфты n = f(M) при Iв = const для 5-7 значений ее тока возбуждения.
После запуска в ход асинхронного двигателя установить номинальные токи возбуждения генератора Iвг и муфты Iв. Затем, поддерживая неизменными токи возбуждения муфты и генератора, увеличивать ток якоря генератора от нуля до максимального, но не более 1,5 Iн за счет уменьшения сопротивления в цепи якоря. Данные измерений занести в табл. 27.1.
Таблица 27.1.
№ п.п. | Опытные данные | Расчетные данные | ||||||||||
Рд, Вт | Iв, А | nд, об/мин | nг, об/мин | Uг, В | Iг, А | DРг, Bт | М, Нм | Р2, Вт | Р1г, Вт | h | s | |
Здесь Рд, nд – мощность и частота вращения двигателя; Uг, Iг, nг – напряжение, ток якоря и частота вращения генератора.
Затем, не изменяя ток возбуждения генератора, установить другой ток возбуждения муфты, меньший номинального, и аналогично предыдущему случаю снять механическую характеристику и для этого тока возбуждения муфты.
Методические указания
Электромагнитная муфта скольжения имеет две вращающиеся части, одна из которых имеет обмотку возбуждения, как и синхронная машина, а другая – короткозамкнутую обмотку типа "беличья клетка" (обмотка якоря). Одна из этих частей (ведущий вал) связана с двигателем нерегулируемой частоты вращения (в нашей случае асинхронный двигатель), а другая (ведомый вал) – с механизмом (в нашем случае генератор постоянного тока), частоту вращения которого надо регулировать. Это достигается за счет изменения тока возбуждения муфты.
Мощность на ведомом валу муфты равна потребляемой мощности генератора
Р1г = Р2г + DР = Uг × Iг + DР,
где DР = DР0 + Iг2 × Rг + Iвг2 × Rвг + DUщ × Iг – потери генератора, состоящие из потерь холостого хода (потери в стали и механические), электрических потерь в якорной цепи, потерь на возбуждение генератора и в щеточном контакте.
Rг, Rвг – сопротивление якорной цепи и цепи возбуждения генератора.
Потери холостого хода берутся из графика в зависимости от частоты вращения. Падение напряжения в щетках принимаем равным (DUщ = 2В).
Вращающий момент на валу муфты
,
где Р1 – в Вт, n – в об/мин.
КПД установки
,
где Rв – сопротивление обмотки возбуждения.
Потери в установке
DРS = Рд – Р1г + Iв2 × Rв.
Скольжение муфты
,
где nд – скорость вращения асинхронного двигателя,
nг – скорость вращения генератора.
Содержание отчета
1. Паспортные данные электрических машин, реостатов и приборов.
2. Схема установки, таблица измеренных и вычисленных величин.
3. Механические характеристики муфты, снятые при 5-7 различных токах возбуждения.
4. Регулировочные характеристики nг = f(Iв) при М = const для 5 значений момента, которые строятся с помощью механических характеристик.
5. Зависимости nг = f(nг) и DРS = f(nг) при М = const для 5 значений момента.
Контрольные вопросы
1. Чем объясняется резкое увеличение потерь с уменьшением частоты вращения?
2. Как примерно измеряется результирующий магнитный поток в зависимости от скольжения у муфты и асинхронного двигателя?
3. Может ли ведомый вал вращаться синхронно с ведущим?
4. Для каких механизмов целесообразнее использовать муфту с точки зрения потерь?
5. Объяснить создание вращающего момента у муфты, рассматривая ее как синхронный генератор в режиме короткого замыкания.
6. Пояснить, как изменятся свойства муфты при изменении соотношения между активным и индуктивным сопротивлением обмотки якоря.