Конкурентоспособн товарной продукции белорусских предприятий на мировом рынке
К наст. времени экспорт. потенциал Беларуси существенно укрепился. Только с 1995 г. объем национ. экспорта увелич. более чем в 4 р. и на протяж. последних лет сост. более половины валового внутр. продукта РБ. Сегодня Беларусь торгует со 171 страной мира, поставляя свои товары на рынки 152 государств. По отнош. к 1995 г. объем экспорта Беларуси в «третьи» страны (вне СНГ) увелич. более чем в 6 р. Сейчас на их долю приходится 53,7%, в том ч. доля стран Евросоюза составляет 43,2%. Среди стран СНГ основными потреб. бел. прод. явл. Россия, Украина и Казахстан. Важнейшим потребителем продукции белорусских предприятий была и остается Россия. Промышл. комплексы наших стран по-прежнему взаимосвязаны и доп. друг др. С 1995 г. экспорт Беларуси в Россию увел. более чем в 3 р. и занимает доминирующее полож. в его общем объеме – почти 40%. Товарная структура белорусского экспорта разнообразна и только по укрупнен. группам товаров насчитывает около 100 позиций. В прайс-листе бел. предприятий содержится более 1 000 наимен. экспортируемой продукции – от карьерных самосвалов до интегральных микросхем и кондитерских изделий. Наиболее конкурентоспос. отраслями нашей экономики являются химич. и нефтехим. Промыш., черн. металлург., автомобильное, трактор. и с/х машиностроение. 1. Белорусский металлургический завод, (литые заготовки, арматура и проволока) уже поставл. более чем в 50 стран мира, а экспорт превышает 85% объема производства, в 2007 г. освоил новое уникальн. производство инновацион. продукции – бесшовных горячекатаных труб. К серед. Ноября выпустили порядка 2,5 тыс. т труб. В наст. время продолжается сертификация продукции завода, с тем чтобы в следующем году поставки бесшовных горячекатаных труб начались в страны Евросоюза, Азии и США. 2. Сегодня производств. объединению «Белорусский автомобильный завод» принадл. 30% мирового рынка большегрузных автомобилей, кот. поставл. более чем в 50 стран мира. Новой продукцией явл. карьерные самосвалы грузоподъемностью 220 т, предназнач. для перевозки горной массы и сыпучих грузов на открыт. разработках полезных ископаемых в различных климатич. условиях. В наст. время уже проходит испытания карьерный самосвал грузоподъемностью 320 т. 3.Минский автомоб. завод продолж. активно осваивать произв. новых образцов грузовой и пассажирской автомоб. техники, не имеющей аналогов в СНГ. Примером выхода на новый рынок в сегменте тяжелых самосвалов является МАЗ–6516А8 грузоподъемностью до 32 т, на котором установлен двигатель экологического стандарта «Евро-3» мощностью 400 л.с. Сегодня Беларусь произв. почти 80% от общего выпуска тракторов среди государств СНГ и явл. основным их экспортером в эти страны. В 2006 г. в республике было произведено 49,2 тыс. тракторов – производство увеличилось на 18,4%, а экспорт возрос на 22,5% и достиг 43,5 тыс. За девять месяцев 2007 г. уже выпущено 43,6 тыс. тракторов. 4. Выпуская широчайший технологический ряд тракторов, в том числе энергонасыщенных, мощностью 210 и 265 л.с., Минский тракторный завод уже осуще. опытное произв. сверхмощного трактора «Беларус» мощностью 450 л.с., аналогов которому нет в странах СНГ.5. Производств. объединение «Гомсельмаш» является крупнейш. производ. зерновой и кормоуборочной техники марки «Полесье». Значительным спросом у россиян пользуется универсальный кормоуборочный комплекс, кот. позволяет убирать как травы, так зерно и кукурузу. Не имеют аналогов в СНГ зерноуборочный комбайн «Полесье-1218» для уборки полей с урожайностью зерна свыше 60 ц с га, а также сверхмощный кормоуборочный комплекс «Полесье-800» с двигателем в 350 л. с. для уборки высокоурожайных кукурузных полей. 6. В последние годы на мировом рынке восстан. конкурентоспособность бел. прод. питания. Увелич экспортные поставки молочной продукции – молока и сливок, сыров и творога. Например, в текущем году Волковысское ОАО «Беллакт» начнет отгрузку в Венесуэлу первых 200 т сухого молока.Пищевая продукция 102 белорусских предприятий соответствует принципам международной системы стандартов для пищевых продуктов «НАССР», позволяющей выявить на всех технологических стадиях опасные факторы (микробиологические, токсикологические, механические, физические) и исключить их влияние. Внедрение на предпр. РБ международных стандартов в определяющей степени способствует повыш. конкурентосп. бел. продукции, устранению технических барьеров при ее поставках на мировые рынки, сниж. кол-ва рекламаций. Так, для получения права поставки в страны Евросоюза белорусской продукции уже 1 130 ее видов (электротехнич. и радиоэлектрон аппаратура, мед. оборудование, игрушки, строительные материалы) прошли подтверждение соответствия требованиям директив ЕС, в рез. чего производителям предоставлено право нанесения на свою продукцию «СЕ-маркировки». В текущем году такое право получили 39 бел. изделий – в их числе телевизоры «Горизонт», холодильники, морозильники и стиральные машины «Атлант». Продукция многих бел. предприятий с иностран. инвестициями стала конкурентоспос. на рынках России и других стран СНГ благодаря льготным условиям их деятельности в статусе резидентов белорусских свободных экономических зон(СЭЗ), созданных во всех областных центрах РБ и г. Минске. Например, за пределами нашей страны стали широко известны такие торговые марки как «Гефест» (производство газовых плит – СЭЗ «Брест»), «Санта Бремор» (переработка рыбы и производство мороженого – СЭЗ «Брест»), «Конте» (производство чулочно-носочных изделий – СЭЗ «Гродно»).
51. Сертификация товаров, ее значениеСертификация – действия проводим с целью подтверджд соотв кол-ва товара (услуг, работ) действующ стандар и др НТД. Сертификация базируется на соотв 2 параметров: стандартных и полученных в результате проведен лаб исследов или экспертиз. Значение: 1) Дает гарантию потребителю, в безопасности и безвредности потребления 2) Обеспеч выход производит на внутр и внешн рынок 3) Позволяет получить оценку качества независимой стороной 4) Обеспеч создание имиджа и повышение конкурентоспособности товара и предприятия 5) Позволяет ориентиров на междунар требования качества товара, повышать уровень его тех совершенства.
52. Виды сертификации и выдаваемых сертификатов. 1) Самосертификация проводится силами производителя в лаб предприятия прошедших аккредитацию. В результате произв-ль проставляет знак соотв на упаковке товара и несет ответств 2) Сертификация 3-ей стороной. Проводится независим органами по сертификации продукции, кот явл незаинтерес лицом 3) Добровольная провод по инициативе производ или продавца для повыш конкурентоспособн своей продукции 4) Обязательная проводит по инициативе гос-ва для обеспеч безопаности жизни сохран здоровье и окр среды на основ перечня товаров подлеж обязат сертификации. В РБ выдаются сертификаты соответствия сертифи о происхожд товара (подтвержд страну происхождения) сертификат на продукцию собствен произ-ва (для резедентов СЭС).
53. Национальная система сертификации РБ.Нац система сертификации РБ разраб 1992 г на основе передовых требований междунар орган-ий, орган по сертиф и стандартизации. Нац система влючает: 1) нормативн док:-10 раб докум по сертифик определяющ термины и определения, порядок проведения, положение в органах в гоч-ых службах; - законы и постановления (закон о сертиф, о защите прав потребителей, постанов о введен обязат сертиф, руководства ИСО, МЭК и европ нормы) 2) организ построените: центр орган ГОСТ стандарт акредитов органы по сертиф однород продукции, испыт лаб и центры
54 Международное сотрудничество в области сертифик товМеждународн соглашение в сертифик заключено с Польшей, Латвией, Литвой, странами СНГ о признании сертификатов на продукцию. Госстандарт в качестве нац организ прдстав небольш бел в междунар и регионал организац ИСО МЭК, МАГАТЭ, ООН. В рамаках международ сотруднич в роде евроа стран созданы белорусские организации по сертифик однород продукции кот выдают бел сертифи на парфюмерно-косметич продукцию, пищевую, электро-технич в Испании и Италии. Фирмы производ длительно сотрудничающие с РБ могут представлять свое производство и систему качества бел комиссии в результ получить сертификат на серийную продукцию на срок 1-3 лет.
55 Управление качеством тов. Объекты и цели управления качеством Управление качеством – установление, обеспечение и поддержание необход уровня кач-ва товарной продукции, при ее создании в производстве и эксплуатац. Осущ путем планиров кач-ва и целенаправлен воздействия на условии и факторы влияющие на качество. Гл цель упр кач обеспечение всемерного использ трудовых материал научно-технич и произв возможного предприятия для достижения высокого уровня кач-ва. Объектами упр кач-ва – товарная продукция на всех этапах ее жизненного цикла и все этапы произ-ва, хранение, транпортир товаров.
56. Принципы управления качеством. 1) изучение объектов управл 2) выработка критериев управ – опред оптим требований качеству при наилучшем использов всех ресурсов 3) обратная связь Предусматр контроль провед испытаний, сбор информации и др действия с целью установ качества и принятия мер по его улучшению.
57 Этапы управления качеством1) при разработке продук-ии (моделир) 2) в процессе производства 3) в процессе товарообращения 4) в процессе эксплуатации или потребления
№ 58. Уровни управл. качеством
Оценка уровн. кач. товаров – совокуп. операц., вколюч. выбор номенклат. показат. кач-ва, определ. чиленных значений этих показат. и сопоставл. с базовыми. Уров. кач-ва товара-относит. харкат-ка его кач-ва, получ. путем сравн. показат. кач-ва оцениваемого товара с соответств. базов. показат-ми. Оценка уровн. кач-ва товар. склад. из след. этап.: 1. постановка задачи и опред. цели оценки; 2. выбор метода оценки; 3. выбор номенкл. показат. кач-ва оцениваем. товара; 4. выбор или разраб. метод. определ. численных знач. показат. кач-ва; 5. выбор базов. показат. и образцов д/сравн.; 6. определение числен. знач. показат. и сравн. их с базовыми; 7. анализ получен. результ. и принят. реш. по управл. кач-ом. Цели оценки: планир. показ. кач-ва, анализ динамики кач-ва товара во врем., контроль кач-ва, сертифик. товара, обоснование прав. потреб. и ухода за товар.. Оценка уровня кач-ва мож. провод. 3-мя метод.: 1. Дифференциальн.-заключ. в сопоставл. единичн. показ. кач-ва оцениваем. товара с соответ. базов. показат-ми,2. Комплексн.-уровень кач-ва товара выраж. одним числом, т.е. одним обобщен. показат-ем, 3. смешан.-сочет. в себе комплекс. и дифферен. методы.
59. Контроль качества товара на производстве. Виды технического контроляКонтроль кач – действенное средство упр качеством осуществ на всех этапах жизненного цикла товара, при виды, формаы и задачи на каждом этапе различны Контроль кач – проверка соотв отдельных показа ткач-ва требованиям НТД На произв предприят контр кач-ва осуществ в виде тех контроля. Виды: 1) входной контроль – контроль кач-ва сырья, материал, полуфабрик в момент их постпления 2) операционный контроль – контр кач-ва технолог процессов после их завершения (пооперационный, групповое) 3) приемочный контр – контр кач-ва готовой продукции сопровожд опред испытаниями и анализом уровня качества в соотв с требованиями НТД
60. Контроль качества товара в торговле. Этапы контроляКонтроль качества потреб товаров направлен на оценку качества товаров широкого потреб для выявления пригодности их к реализ в розничной торговле и способн удовл спрос. Этапы: 1) контроль качества товаров на производств предприятии. Представитель торгующ организации выезжает на предприятие и выборочно из партии подготов к отгрузке провер качество тов органолептическим методом 2) контр качества при приемке товаров осущ на основ «Положение о приемке товаров по кол-ву и кач-ву» 1996 3) контр кач-ва при приемке подготовке товара к продаже заключ в проверке целостности комплектности, работоспособности продавцом в момент выкладки и отпуска потребителю может осущест ведомственный контр кач-ва, специализиров контр.
61. Информация о товаре, ее значение. Виды информации.Информация – сообщение о чем-либо выраженное в форме символов, знаков, фраз или др способов, имеющие определен значение. Виды: 1) по каналам передачи: формальная, официальная норматив документации газеты, журналы/ неофициальная мнение потребителей. 2) по способу передачи и получения: звуковая, речевая, тактильная, визуальная, машинописная 3) по хар-ру изложения: документальная, недокументальная. Виды: информац-справочная (состав, вес, производ, знаки соответ), предупреждающая, инструкционная
62. Маркировка товаров, способы ее нанесения Маркировкаинформация наносимая на товар его упаковку и тару содерж основ сведения связанные с товаром. Способы нанесения: печатный, гравировка, несмываемой краской, штампом, с помощью штрихкода Инф представ в виде символов, знаков, букв, слов, фраз, текста, рисукнка, формы.
63 Требования к маркировке. Основныетребования: четкость, достоверность, читаемость, максим возможное кол-во сведений, не должна ухудшать в нем вид и качество, герметичность, удобство, безопасность, экономичность
64 Виды маркировки товаров1) транспортная (наносит на трансп тару или транспорт сред-во) Включают наименов груза, размер партии, место отправления, место получения, манипуляционные знаки 2)потребительская наносится на внутр, внешнюю, товар, ярлыки, наклейки, этикетки.