Тема 4: Характеристика российской системы стандартизации
1.Реформирование государственной системы стандартизации (ГСС).
2.Направление развития национальной системы стандартизации (НСС).
3.Характеристика национальных стандартов.
4.Стандарты организации.
1. Система стандартизации РФ – совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением Ростехрегулирования и направленных на разработку и применение нормативных документов с целью защиты интересов потребителей и государства.
В конце 2002 года был принят федеральный закон «О техническом регулировании» и с данного момента начался процесс реформирования системы стандартизации.
На данный момент государственная система стандартизации (ГСС) находиться на переходном этапе, который продлиться до 2010 года и закончиться преобразованием ГСС в национальную систему стандартизации (НСС) с изменением правового статуса с государственного на добровольный. После 2010 года планируется перейти к системе стандартизации, которую будет возглавлять негосударственная организация.
До 2003 года работой в области стандартизации руководил Госстандарт. Основой ГСС являлся фонд законов и нормативных документов, который состоит из четырёх уровней:
1. Техническое законодательство – закон РФ о стандартизации. Утратил свою силу после принятия закона «О техническом регулировании»;
2. Государственные стандарты и общероссийские классификаторы;
3. Стандарты отраслей и общественных организаций (ОСТы, стандарты научно – технических обществ). ОСТы разрабатывались с 1960 года, их фонд составляет свыше 140 тысяч единиц;
4. Стандарты предприятий и технические условия.
На данный момент приняты в качестве национальных все государственные и межгосударственные стандарты. Впредь, до вступления в силу соответствующих технических регламентов, стандарты государственные и межгосударственные рекомендовано принимать в добровольном порядке, за исключением тех требований, которые являются обязательными.
С принятием технических регламентов перейдут в разряд добровольных также нормы и правила федеральных органов исполнительной власти РФ (САНПИН и СНИП).
Ряд федеральных органов исполнительной власти высказывает мнение о том, что недостаточно будет только требований технических регламентов для обеспечения безопасности.
На данный момент фонд национальных стандартов составляет около 25 тысяч единиц.
В федеральном законе «О техническом регулировании» нет такой категории стандартов, как ОСТ. Это связно с двумя причинами:
- Отсутствие такой категории документов в зарубежной практике;
- Ликвидация многих отраслевых министерств.
ОСТы будут преобразованы в национальные стандарты и стандарты организации.
К 2010 году, действующая НСС приобретет вид соответствующий международной практике. Установление двух категорий стандартов, национальные и стандарты организации, определяет сосуществование двух систем:
1) Национальная, в общероссийском масштабе;
2) Локальная, в рамках организации.
Стандарты организаций начали заменять стандарты предприятий (СТП), стандарты научно – технических и инженерных обществ, а также стандарты отраслей.
2. Направление развития национальной системы стандартизации (НСС.)
· Передача руководства негосударственной организации;
· Усиление взаимодействия с международными региональными организациями, только при условии расширения участия российских экспертов в работе данных организаций. Необходимо продвигать отечественные стандарты в качестве международных;
· Развитие фонда национальных стандартов. Динамика обновления их фондов должна быть не менее 10% в год;
· Расширение участия промышленности и общества в работах по стандартизации;
· Реформирование экономических основ национальной стандартизации. Работы в области стандартизации должны базироваться исходя из прогнозирования рынка стандартов и спроса на них.
Планируется, что государство будет осуществлять от 20% до 40% финансирования работ в области стандартизации.
3. Существуют следующие виды национальных стандартов:
1. Основополагающий.
Имеет широкую область распространения и может применяться как в качестве стандарта, так и в качестве основы для разработки других нормативных документов.
Существует два вида этих стандартов:
- Организационно – методические;
- Общетехнические.
2. Стандарт на продукцию.
Устанавливает требования к группам однородной продукции.
3. Стандарты на процессы.
Т. е. приводятся требования к выполнению различного вида работ .
4. Стандарт на методы контроля.
Устанавливает требования к выполнению измерений, испытаний, анализа и контроля продукции.
4. Стандарты организации – документы по стандартизации, введенные федеральным законом «О техническом регулировании» СТО.
Стандарт организации заменяет две ранее существовавшие категории стандартов:
- Предприятий;
- Научно – технических обществ.
Требования к стандартам организации определяет ст. 17 в федеральном законе «о техническом регулировании».
Национальный стандарт действует на общероссийском уровне, а СТО – на локальном.
Цель разработки и применения СТО - это совершенствование производства и обеспечение качества продукции.
СТО может разрабатываться на применяемое в данной организации сырьё и полуфабрикаты (как и стандарты предприятий), а также на продукцию, поставляемую на рынок. Ранее действовавшие стандарты предприятия не распространялись на готовую продукцию.
СТО являлся аналогами, применяемых в зарубежной практике фирменных стандартов. По сравнению с национальными, они являются более мобильными в области повышения показателей качества продукции.
СТО разрабатывался лидерами в области качества конкретной продукции и в этих стандартах устанавливаются нормы, превышающие требования действующих национальных стандартов.