Обработка результатов измерений
Для уменьшения влияния случайных ошибок необходимо произвести измерение данной величины несколько раз. Предположим, что мы измеряем некоторую величину Х. В результате проведенных измерений мы получили значений величины:
x1, x2, x3, ... xn. (2)
Этот ряд значений величины Х получил название выборки. Имея такую выборку, мы можем дать оценку результата измерений. Величину, которая будет являться такой оценкой, мы обозначим . Но так как это значение оценки результатов измерений не будет представлять собой истинного значения измеряемой величины, необходимо оценить его ошибку. Предположим, что мы сумеем определить оценку ошибки Δx . В таком случае мы можем записать результат измерений в виде
µ = ± Δx (3)
Так как оценочные значения результата измерений и ошибки Δx не являются точными, запись (3) результата измерений должна сопровождаться указанием его надежности P.
Под надежностью или доверительной вероятностью понимают вероятность того, что истинное значение измеряемой величины заключено в интервале, указанном записью (3). Сам этот интервал называется доверительным интервалом.
Например, измеряя длину некоторого отрезка, окончательный результат мы записали в виде
l = (8.34 ± 0.02) мм, (P = 0.95)
Это означает, что из 100 шансов – 95 за то, что истинное значение длины отрезка заключается в интервале от 8.32 до 8.36 мм .
Таким образом, задача заключается в том, чтобы, имея выборку (2), найти оценку результата измерений , его ошибку Δx и надежность P.
Эта задача может быть решена с помощью теории вероятностей и математической статистики.
В большинстве случаев случайные ошибки подчиняются нормальному закону распределения, установленного Гауссом. Нормальный закон распределения ошибок выражается формулой
, (4)
где Δx – отклонение от величины истинного значения;
σ – истинная среднеквадратичная ошибка;
σ 2– дисперсия, величина которой характеризует разброс случайных величин.
Как видно из (4) функция имеет максимальное значение при x = 0 , кроме того, она является четной. На рис.1 показан график этой функции. Смысл функции (4) заключается в том, что площадь фигуры, заключенной между кривой, осью Δx и двумя ординатами из точек Δx1 и Δx2 (заштрихованная площадь на рис.1) численно равна вероятности, с которой любой отсчет попадет в интервал (Δx1,Δx2)
Рисунок1- Закон нормального распределения
Поскольку кривая распределена симметрично относительно оси ординат, можно утверждать, что равные по величине, но противоположные по знаку ошибки равновероятны. А это дает возможность в качестве оценки результатов измерений взять среднее значение всех элементов выборки (2)
(5)
где – n число измерений.
Итак, если в одних и тех же условиях проделано n измерений, то наиболее вероятным значением измеряемой величины будет ее среднее значение (арифметическое). Величина стремится к истинному значению μ измеряемой величины при n → ∞.
Средней квадратичной ошибкой отдельного результата измерения называется величина
. (6)
Она характеризует ошибку каждого отдельного измерения. При n→∞ S стремится к постоянному пределу
. (7)
С увеличением σ увеличивается разброс отсчетов, т.е. становится ниже точность измерений.
Среднеквадратичной ошибкой среднего арифметического называется величина
(8)
Это фундаментальный закон возрастания точности при росте числа измерений.
Ошибка характеризует точность, с которой получено среднее значение измеренной величины . Результат записывается в виде:
, (9)
Эта методика расчета ошибок дает хорошие результаты (с надежностью 0.68) только в том случае, когда одна и та же величина измерялась не менее 30 – 50 раз.
В 1908 году Стьюдент показал, что статистических подход справедлив и при малом числе измерений. Распределение Стьюдента при числе измерений n → ∞ переходит в распределение Гаусса, а при малом числе отличается от него.
Для расчета абсолютной ошибки при малом количестве измерений вводится специальный коэффициент, зависящий от надежности P и числа измерений n, называемый коэффициентом Стьюдента ts.
Опуская теоретические обоснования его введения, заметим, что
. (10)
где Δx – абсолютная ошибка для данной доверительной вероятности;
– среднеквадратичная ошибка среднего арифметического.
Коэффициенты Стьюдента приведены в таблице 1.
Таблица 1
Коэффициенты Стьюдента ts | |||||
n | Значения Р | ||||
0,6 | 0,8 | 0,95 | 0,99 | 0,999 | |
1,376 | 3,078 | 12,706 | 63,657 | 636,61 | |
1,061 | 1,886 | 4,303 | 9,925 | 31,598 | |
0,978 | 1,638 | 3,182 | 5,841 | 12,941 | |
0,941 | 1,533 | 2,776 | 4,604 | 8,610 | |
0,920 | 1,476 | 2,571 | 4,032 | 6,859 | |
0,906 | 1,440 | 2,447 | 3,707 | 5,959 | |
0,896 | 1,415 | 2,365 | 3,499 | 5,405 | |
0,889 | 1,397 | 2,306 | 3,355 | 5,041 | |
0,883 | 1,383 | 2,262 | 3,250 | 4,781 | |
0,879 | 1,372 | 2,228 | 3,169 | 4,587 | |
0,876 | 1,363 | 2,201 | 3,106 | 4,437 | |
0,873 | 1,356 | 2,179 | 3,055 | 4,318 | |
0,870 | 1,350 | 2,160 | 3,012 | 4,221 | |
0,868 | 1,345 | 2,145 | 2,977 | 4,140 | |
0,866 | 1,341 | 2,131 | 2,947 | 4,073 | |
0,865 | 1,337 | 2,120 | 2,921 | 4,015 | |
0,863 | 1,333 | 2,110 | 2,898 | 3,965 | |
0,862 | 1,330 | 2,101 | 2,878 | 3,922 | |
0,861 | 1,328 | 2,093 | 2,861 | 3,883 | |
0,860 | 1,325 | 2,086 | 2,845 | 3,850 | |
0,859 | 1,323 | 2,080 | 2,831 | 3,819 | |
0,858 | 1,321 | 2,074 | 2,819 | 3,792 | |
0,858 | 1,319 | 2,069 | 2,807 | 3,767 | |
0,857 | 1,318 | 2,064 | 2,797 | 3,745 | |
0,856 | 1,316 | 2,060 | 2,787 | 3,725 | |
0,856 | 1,315 | 2,056 | 2,779 | 3,707 | |
0,855 | 1,314 | 2,052 | 2,771 | 3,690 | |
0,855 | 1,313 | 2,048 | 2,763 | 3,674 | |
0,854 | 1,311 | 2,045 | 2,756 | 3,659 | |
0,854 | 1,310 | 2,042 | 2,750 | 3,646 | |
0,851 | 1,303 | 3,021 | 2,704 | 3,551 | |
0,848 | 1,296 | 2,000 | 2,660 | 3,460 | |
0,845 | 1,289 | 1,980 | 2,617 | 3,373 | |
∞ | 0,842 | 1,282 | 1,960 | 2,576 | 3,291 |
Из сказанного следует:
· Величина среднеквадратичной ошибки позволяет вычислить вероятность попадания истинного значения измеряемой величины в любой интервал вблизи среднего арифметического.
· При n → ∞ → 0, т.е. интервал, в котором с заданной вероятностью находится истинное значение μ, стремится к нулю с увеличением числа измерений. Казалось бы, увеличивая n, можно получить результат с любой степенью точности. Однако точность существенно увеличивается лишь до тех пор, пока случайная ошибка не станет сравнимой с систематической.
· Дальнейшее увеличение числа измерений нецелесообразно, т.к. конечная точность результата будет зависеть только от систематической ошибки. Зная величину систематической ошибки, нетрудно задаться допустимой величиной случайной ошибки, взяв ее, например, равной 10% от систематической.
При расчете точечных оценок результатов прямых измерений необходимо соблюдать следующий порядок действий:
· Результат каждого измерения запишите в таблицу.
· Вычислите среднее значение из n измерений
(11)
· Найдите погрешность отдельного измерения
. (12)
· Вычислите квадраты погрешностей отдельных измерений
(Δx 1)2, (Δx 2)2, ... , (Δx n)2. (13)
· Определить среднюю квадратичную ошибку (СКО) отдельного результата измерения называется величина
. (14)
· Определить СКО среднего арифметического значения
. (15)
· Задайте значение надежности (обычно берут P = 0.95).
· Определите коэффициент Стьюдента ts для заданной надежности P и числа произведенных измерений n.
· Найдите доверительный интервал (погрешность измерения)
. (16)
Если величина погрешности результата измерения Δx окажется сравнимой с величиной погрешности прибора δ, то в качестве границы доверительного интервала возьмите
. (17)
Если одна из ошибок меньше другой в три или более раз, то меньшую отбросьте.
· Окончательный результат запишите в виде
. (18)
· Оцените относительную погрешность результата измерений
. (19)