Понятие тяги двигателя
Для правильного решения методических вопросов, связанных с измерением тяги воздушно-реактивных двигателей на наземных и высотных стендах, важно конкретизировать понятие тяги двигателя. В расчетных и экспериментальных исследованиях используется значение тяги по внутренним параметрам, соответствующее уравнению
РV=Gгсс+Fс(рс-рн)-GвVп. (5.3)
В этом уравнении GвVп - входное количество движения, остальные члены образуют так называемую тягу сопла
Pс=Gгсс+Fс(рс-рн). (5.4)
которую можно выразить в другой форме, через импульс потока в выходном сечении сопла:
Iс= Gгсс+Fсрс=p*cf(lc)Fc, (5.5)где f(lc) - газодинамическая функция, тогда
PV=Pc-GвVп=Iс-Fcpн-GвVп. (5.6)
Нетрудно убедиться, что выражение (5.3) соответствует тяге гипотетической силовой установки (рис. 5.4, б), которая отличается следующими особенностями. Площадь входа в воздухозаборник равняется площади невозмущенного потока Fн, при этом статистическое давление в этом сечении равняется давлению окружающей среды рн, а скорость - скорости полета Vг.
Рис. 5.4. Гипотетическая силовая установка: a - при H=0, М=0; б - при полетных условиях
Наружный поток не создает сил трения, а давление на наружной поверхности равняется давлению рн. При этом предполагается, что воздухозаборник с полностью внутренним сжатием имеет коэффициент сохранения полного давления реального или стандартного воздухозаборника sв=f(М).
Определение тяги при Н=0 и М=0
Применительно к условию М=0 схема гипотетической силовой установки преобразуется к виду, показанному на рис. 5.4, а. Площадь входа становится бесконечно большой, а скорость потока на входе - нулевой. Тогда уравнение для определения тяги имеет вид
Р0=Gгсс+Fс(pс-p0). (5.7)
При этом предполагается, что потери полного давления в воздухозаборнике отсутствуют и полное давление на входе в двигатель равняется давлению окружающей среды, которое для условий Н=0, М=0 обозначается р0, т.е. равняется атмосферному давлению.
Компоновку, показанную на рис. 5.4, а, на практике осуществить нельзя, поэтому она заменяется компоновкой с лемнискатным входом (рис. 5.5), в которой воздух на вход в двигатель подается из всего окружающего пространства. Выбрав площади контрольных сечений 1, 2 бесконечно большими и применяя уравнение количества движения для контура, ограниченного сечениями 1, 2, с, найдем, что и в этом случае сила, действующая на силоизмерительное устройство стенда, находится по уравнению (5.7).
Компоновка, показанная на рис. 5.5, реализуется на открытом стенде с коротким хорошо спрофилированным входным устройством, потери полного давления в котором близки к нулевым. На таком стенде сила, измеряемая силоизмерительным устройством стенда, равняется тяге двигателя. При этом важно отметить, что полное давление на входе в двигатель равняется давлению окружающей среды p0.
Открытые стенды из-за трудностей обслуживания и вредного шумового излучения не получили широкого распространения. Как правило, испытания проводятся на закрытых стендах, воздух к двигателю подается через входную шахту, а выхлопные газы выбрасываются через выхлопную шахту (рис. 5.6). Условия течения во входном устройстве двигателя и условия его обтекания на таком стенде отличаются от условий работы на открытом стенде.
Расход воздуха через бокс складывается из расхода воздуха через двигатель Gв и расхода воздуха Gобд, обдувающего двигатель, входное устройство, подмоторную раму, коммуникации со скоростью до 15 м/с, что приводит к появлению дополнительных сил и усложнению определения тяги на таких стендах. Давление в начальном сечении бокса р1 и конечном сечении р3 из-за потерь в шахте меньше атмосферного, при этом может наблюдаться градиент давления по длине бокса и давления р1 и р3 не равны друг другу. Скорости обдувающего воздуха в сечениях 1, 3 также могут различаться между собой.
Рис. 5.5. Схема входного устройства в условиях открытого стенда
Рис. 5.6. Схема установки двигателя на закрытом стенде
Выберем контур, ограниченный начальным сечением бокса и сечением, проходящим через выходную плоскость сопла. При таком выборе контура учитываются все силы, действующие на двигатель, входное устройство, защитную сетку, коммуникации, подмоторную раму, динамометрическую платформу со стороны воздуха, проходящего через двигатель и бокс. Эти силы воспринимаются силоизмерительным устройством. Их сумму обозначим Рст. Применив уравнение количества движения для выбранного контура, ограниченного сечениями 1...3, получим
(5.8)
Силой трения о стенки Ртр можно пренебречь или при необходимости вычислить ее по скорости и коэффициенту трения на стенке. Первые два члена в уравнении (5.8) по форме представляют собой тягу двигателя на открытом стенде при давлении окружающей среды p0, равном полному давлению на входе р*в:
Р0=Gгcс+Fc(рc-р*в). (5.9)
Количественно указанное соответствие будет выполняться, если отличие давления в окрестности реактивного сопла р3 на закрытом стенде от полного давления на входе р*в не оказывает влияния на внутренние параметры двигателя, что справедлива, если степень понижения давления в сопле выше критической. Тогда из (5.8) и (5.9) следует
Р0=Рст-Fс(р*в-р3)+DРаэр. (5.10)
Поправка к измеренной величине силы Fс(р*в-р3) учитывает отличие давления р3 от р*в. Поправка DРаэр связана с аэродинамикой стенда и учитывает отличие условий работы двигателя на закрытом стенде от условий открытого стенда:
DРаэр=Gвc1+Gобд(с3-с1)+F1(p1-р3).
Если степень понижения давления в сопле докритическая, то необходимо учитывать поправку DРреж, связанную с изменением режима работы двигателя вследствие отличия полного давления на входе от давления окружающей среды рн, в итоге
Р0=Рст-Fс(р*в-р3)+DРаэр+ DРреж.
Поправка DРаэр находится при аттестации испытательного стенда путем подробного измерения полей давлений и скоростей в характерных сечениях бокса. Поправку DРреж можно найти либо расчетным путем по математической модели двигателя, либо экспериментальным при испытаниях двигателя на высотном стенде, где можно произвольно менять отношение давлений р*в/ р3. Сравнительными испытаниями одного и того же экземпляра двигателя на открытом и наземном стендах можно определить суммарную поправку
DРS= DРаэр+ DРреж.
В качестве эталонного стенда вместо открытого можно использовать также и высотный стенд.