Проверка надежности систем двигателя и определение их характеристик
Специальными испытаниями проверяются эффективность противообледенительной системы (ПОС), работа пусковой системы и характеристики запуска двигателя в земных и высотных условиях, работа топливной системы и системы автоматического регулирования (САР), характеристики масляной системы,
В результате проверки ПОС двигателя должна быть подтверждена ее работоспособность вместе с элементами средств ее управления и контроля, а также должно быть показано, что включение ПОС не оказывает недопустимого влияния на параметры двигателя, т.е. не происходит недопустимого уменьшения тяги или увеличения температуры газа и уровня вибраций, не возникает механических повреждений и ухудшения управляемости двигателя. Проверка производится на всех режимах работы двигателя в наземных и летных условиях, причем допускается ее производить в сухом воздухе. Работоспособность ПОС оценивается, например, по параметрам, характеризующим тепловое состояние обогреваемых элементов двигателя. В испытаниях определяются также параметры двигателя при включенной ПОС.
Целью проверки пусковых свойств двигателя является подтверждение того, что пусковая система обеспечивает надежный запуск двигателя во всех ожидаемых условиях эксплуатации и что при этом обеспечивается пожарная безопасность эксплуатации самолета.
Проверка проводится наземными и летными испытаниями. При этом оцениваются параметры двигателя и системы запуска при «холодных» и «горячих» запусках на земле. При нормальном запуске процесс раскрутки ротора от неподвижного состояния (или режима авторотации) до режима малого газа должен выполняться за ограниченное время (1...2 мин) с сохранением других параметров (таких, например, как температура газа, запас устойчивости) в пределах нормы. Пусковые свойства проверяются при «холодном» и «горячем» запусках на земле.
В летных условиях производится проверка пусковых свойств с режима авторотации и при подкрутке ротора пусковым устройством. Оценивается влияние на пусковые свойства таких факторов, как температура и давление атмосферного воздуха, ветровых условий, допускаемых отклонений в регулировке пусковой аппаратуры и в параметрах энергопитания пусковых устройств.
Пожарная безопасность проверяется в результате выполнения повторных запусков, ложных запусков. При ложном запуске обеспечивается раскрутка ротора пусковым устройством с подачей топлива в камеру сгорания при выключенной системе зажигания.
Проверка пусковых свойств двигателя проводится как на наземных стендах, так и в термобарокамере с имитацией 'высотно-скоростных условий.
При проверке топливной системы и САР двигателя должна быть подтверждена работоспособность двигателя при установленной тонкости очистки топлива, использовании резервных топлив, изменении температуры и давления топлива в ожидаемом в эксплуатации диапазоне. Должно быть установлено, что в агрегатах топливной системы не возникает кавитационная эрозия, а также что дренажные устройства и система для сбора и утилизации жидкого топлива при ложном или неудавшемся запуске имеют достаточный объем и обеспечивается нормальное функционирование системы опорожнения и возврата топлива. Проверяется также работа САР, оцениваемая по точности поддержания в заданных пределах установившихся режимов работы двигателя и обеспечению переходных режимов без недопустимого превышения, колебаний или провала регулируемых параметров; по стабильности срабатывания ограничителей температуры газа, частоты вращения, давления воздуха за компрессором и др.
Большой объем испытаний проводится для определения характеристик масляной системы. Так, на основных режимах (взлетный, максимальный продолжительный, промежуточный, малого газа) при различных температурах и давлениях масла определяются прокачка масла и теплоотдача в масло, причем измерения производятся через 5 мин после выхода двигателя на заданный режим. При различных условиях при запуске, работе на установившихся режимах, выбеге ротора после выключения и т.д.) производится проверка ухода масла в двигатель из масляного бака. Термометрируются детали двигателя, омываемые маслом (стенки масляных полостей опор роторов, наружные кольца подшипников, стенки трубопроводов суфлирования), измеряются температурой масла на входе и выходе из средней и задней опор и температурой воздуха на выходе из суфлера. Эти измерения выполняются на основных установившихся режимах, а также в течение одного часа после выключения двигателя, в различных условиях. В испытаниях контролируются параметры, характеризующие работу масляной системы (перепады давлений на фильтрах и на уплотнениях масляных полостей опор, давление воздуха в масляных полостях опор роторов и в системе суфлирования, уровень масла в масляном баке и др.).