Стратегия метрологии: перспективы развития метрологической деятельности в стране
Стратегические положения совершенствования метрологической деятельности в России на перспективу базируются на следующих принципах:
сохранение государственности измерительного дела в России и переход от административного принципа управления метрологической деятельностью к законодательному;
проведение согласованной политики в области метрологии со странами—участницами СНГ и продолжение курса на сближение принципов проведения метрологической деятельности в России с аналогичными принципами международных организаций и промышленно развитых стран.
Метрологическая деятельность будет развиваться по следующим направлениям.
1. Трансформация Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ) из системы нормативных и методических документов в государственную систему управления деятельностью по обеспечению единства измерений.
В ее основу будет положен головной документ, который регламентирует назначение, цели, задачи, функции, состав и структуру ГСИ, ее место в Российской системе измерений, взаимосвязь нормативной базы ГСИ и ГСС — это ГОСТ Р 8.000 «ГСИ. Основные положения». С помощью этой системы можно добиваться такого положения, при котором несоблюдение требований документов по метрологии независимо от их правового статуса и объекта регламентации было бы невыгодным ни отдельным лицам, ни предприятиям, ни государству в целом.
2. Совершенствование законодательной базы метрологической деятельности, в первую очередь внесение изменений в Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» и соответственно в подзаконные акты (в том числе НД Госстандарта).
3. Дальнейшее развитие Государственной метрологической службы с учетом ее главной задачи — создания в стране таких условий для метрологической деятельности, которые сведут к минимуму, вероятность получения недостоверных результатов измерений. Предстоят разработка и утверждение на уровне Правительства РФ Положения о государственной метрологической службе и ее органах. В этом документе будут определены статус, место и роль органов ГМС, системы управления их деятельностью, взаимодействия с метрологическими службами, федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц.
4. Совершенствование ГМС. Намечается, провести реформирование государственного метрологического надзора с уровня надзора за отдельными элементами измерительного процесса (средствами методы измерений, операторы и т.д.) до более высокого уровня — надзора за аккредитированными МС. Добровольная аккредитация МС, последующий инспекционный контроль со стороны аккредитующего органа послужат гарантией выполнения измерений с требуемой достоверностью во множестве объектов ГМНи исключат необходимость участия огромной армии госинспекторов.
В свете концепции государственного надзора (подготовленной по инициативе бывшего Государственного антимонопольного комитета) предстоит совершенствовать взаимодействие органов ГМН с другими контрольно-надзорными органами.
Предстоит решить проблемы, связанные с техническим обеспечением отдельных видов ГМН. Так, для осуществления надзора за количеством отчуждаемых товаров и фасованных товаров необходимо «вооружить» инспекторов компактным оборудованием, которое выпускается многими известными зарубежными фирмами по приемлемой цене. В частности, необходим портативный комплект, включающий весы, компьютер и принтер, с помощью которых осуществляются взвешивание упаковок товара, расчет характеристик партии фасованных товаров в упаковках и автоматическая выдача протокола проверки (при отсутствии влияния субъективного фактора со стороны инспектора или контролируемого субъекта хозяйственной деятельности).
5. Предстоит совершенствование стандартов на методы контроля и испытаний, которые не соответствуют требованию обеспечения единства измерений, поскольку в них не приводится погрешность измерений. Эта задача вытекает из анализа Ростестом [8] массива из 65 действующих российских государственных стандартов, регламентирующих измерительные процедуры при контроле качества различных пищевых продуктов (табл. 3).
6. Создание и деятельность Системы аккредитации измерительных лабораторий.
Основная цель Системы — установление единых требований по оценке технической компетентности различных' типов измерительных лабораторий (аналитических, по сертификации СИ, радиационного контроля, неразрушающего контроля и др.) на право поверки СИ, калибровки СИ, аттестации МВИ.
7. Совершенствование контроля СИ вне сферы ГМКиН — дальнейшее развитие Системы сертификации СИ и Российской системы калибровки.
Большое значение придается внедрению, в том числе в России, системы сертификатов Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ), что позволит существенно сократить затраты на повторные испытания импортируемой в страну измерительной техники и сроки ее ввода в эксплуатацию.
8. Углубление международного сотрудничества в области метрологии.
При осуществлении международного сотрудничества преследуются следующие основные цели:
изучение передового зарубежного и международного опыта и его использование в отечественной метрологической деятельности;
внедрение отечественных норм и правил по метрологии, по которым Россия занимает передовые позиции, в соответствующие международные, документы;
всемерное содействие методами метрологии процессам интеграции экономики страны в мировую экономику.
Основы сертификации.
Основные понятия сертификации
Сертификация продукции (далее — сертификация) — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»; далее — Закон РФ).
Кобъектам сертификации относятся продукция, услуги, работы, системы качества, персонал, рабочие места и пр. В сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее — продукция) участвуют первая, вторая, третья стороны.
Третья сторона- лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе (ИСО/ МЭК 2). Участвующие стороны представляют, как правило, интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона).
Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер. Перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Система сертификации — совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе (Правила по проведению сертификации в Российской Федерации).
Системы сертификации формируются на национальном (федеральном), региональном и международном уровнях. В нашей стране системы сертификации создаются специально уполномоченными на это федеральными органами исполнительной власти — Госстандартом России, Министерством здравоохранения РФ, Государственным комитетом РФ по связи и информатизации (Госкомсвязи) и пр.
Сертификат соответствия (далее — сертификат) — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям (Закон РФ).
Декларация о соответствии - документ, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им Продукция соответствует установленным требованиям (Закон РФ).Таким образом, подтверждение соответствия проводится посредством не только сертификата, но и декларации о соответствии. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утверждаются постановлением Правительства Российской Федерации. Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравне с сертификатом. -
Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам данной системы сертификации подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям (Закон РФ).