Межрегиональная ассоциация по стандартизации (МАС)
3.1МАС была создана в сентябре 1991 года, в результате решения международной Конференции, состоявшейся в Анкаре, 9-11 сентября 2005 года. В состав МАС входят 18 стран, среди них: Адыгеи, Албания, Азербайджан, Башкортостан, Дагестан, Грузия, Кабардино-Балкария, Казахстан, Кыргызстан, Краснодар, Турецкая республика Северного Кипра, Монголия, Молдова, Узбекистан, Таджикистан, Татарстан, Турция и Туркменистан.
Контрольные вопросы:
1. Какая организация является рабочим органом МОЗМ, где находится это организация.
2.В настоящее время сколько насчитывается ТК в МОЗМ.
3. Основные категории нормативных документов МОЗМ в области обеспечения единства измерений – это.
4. Является ли РК членом МОЗМ ?
Лекция №15Государственный метрологический контроль.
Метрологический контроль. Ответственность за нарушение метрологических норм и правил.Департамент Комитета по техническому регулированию и метрологии по городу Астана принимает меры административного воздействия по защите интересов граждан от последствий недостоверных результатов измерений в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Государственный метрологический контроль проводится в соответствии с Законом об обеспечении единства измерений от 7 июня 2000 года N 53 глава 5. В законе детально сформулированы цели, предметная область законодательства и сфера государственного регулирования
Объектами государственного регулирования данным законом определены: эталоны единиц величин, средства измерений, методики выполнения измерений, деятельность физических и юридических лиц по обеспечению единства измерений, количество фасованных товаров при их расфасовке, продаже и импорте; количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций.
Важно, что сама сфера государственного регулирования в новом законе заметно сокращена. Это связано, прежде всего, с исключением из нее деятельности по производству продукции, поставляемой для государственных нужд. Новыми для сферы государственного регулирования являются измерения, выполняемые в соответствии с техническими регламентами. Доля этой составляющей будет со временем возрастать по мере принятия новых технических регламентов.
Государственный метрологический контроль – деятельность уполономоченного органа и его территориальных подразделений по контролю за выпуском, состоянием и применением средств измерений, применением методик выполнения измерений, соблюдением метрологических правил и норм, за количеством товаров при продаже, а также за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке, продаже и импорте;
Метрологический контроль – деятельность, осуществляемая метрологическими службами государственных органов управления, физических и юридических лиц в целях проверки соблюдения метрологических правил и норм;
Государственный метрологический контроль Департаментом КТРиМ осуществляется с целью проверки соблюдения физическими и юридическими лицами требований Закона «Об обеспечении единства измерений», других нормативных правовых актов Республики Казахстан, международных договоров и нормативных документов по обеспечению единства измерений.
Государственный метрологический контроль относительно объектов, указанных выше распространяется на измерения, результаты которых используются при:
1) работах по обеспечению защиты жизни и здоровья граждан;
2) контроле состояния окружающей среды;
3) осуществлении деятельности по оценке соответствия согласно законодательству Республики Казахстан о техническом регулировании;
4) государственных учетных операциях, торгово-коммерческих операциях между покупателем (потребителем) и продавцом (поставщиком, производителем, исполнителем), в том числе в сферах бытовых и коммунальных услуг и услуг связи;
5) работах по обеспечению безопасности труда и движения транспорта;
6) производстве вооружения, военной и специальной техники, других видов специальной продукции;
7) проведении научных исследований;
8) осуществлении деятельности в геодезии, геологии и гидрометеорологии;
9) испытаниях, метрологической аттестации, поверке, калибровке средств измерений;
10) регистрации национальных и международных спортивных рекордов;
11) добыче, производстве, переработке, транспортировании, хранении и потреблении всех видов энергетических ресурсов;
12) работах, выполняемых по поручению государственных органов, суда и правоохранительных органов.
Департаментом Комитета по техническому регулированию и метрологии осуществляется государственный метрологический контроль по следующим видам:
1) контроль за выпуском, состоянием и применением средств измерений, применением методик выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм;
2) контроль за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;
3) контроль за количеством фасованных товаров при их расфасовке, продаже и импорте.
Государственный метрологический контроль за выпуском, состоянием и применением средств измерений (в том числе стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов), применением методик выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм осуществляется с целью проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм осуществляется в соответствии с СТ РК «Государственная система обеспечения единства измерения Республики Казахстан. Порядок осуществления государственного метрологического контроля за выпуском, состоянием и применением средств измерений, применением методик выполнения измерений, эталонами единиц величин и соблюдением метрологических правил и норм.» утвержденного 1 июля 2009 года приказом Комитета по техническому регулированию и метрологии МИТ РК
Методики выполнения измерений, применяемые в сферах осуществления государственного метрологического надзора, подлежат обязательной метрологической аттестации и регистрации в реестре государственной системы обеспечения единства измерений в соответствии с СТ РК 2.18 – 2003 «МВИ. Порядок разработки, метрологической аттестации, регистрации и применения ».
Средства измерений, предназначенные для серийного производства или ввоза на территорию Республики Казахстан партиями, подлежат испытаниям с последующим утверждением типа этих средств измерений в соответствии с СТ РК 2.21.- 2001 «Порядок проведения испытаний и утверждения типа СИ»
Средства измерений, изготовленные или ввозимые в единичных экземплярах и подлежащие государственному метрологическому контролю, подвергаются метрологической аттестации в соответствии с СТ РК 2.30 – 2001. «Порядок проведения метрологической аттестации СИ».
Средства измерений, применяемые в сфере осуществления государственного метрологического надзора, подвергаются поверке при выпуске из производства или ремонта, эксплуатации и ввозе по импорту после утверждения их типа или метрологической аттестации и регистрации в реестре государственной системы обеспечения единства измерений в соответствии с СТ РК 2.4 – 2000. ГСИ РК «Поверка СИ. Организация и порядок проведения ».
Осуществление государственного метрологического контроля позволяет пресечь использование физическими и юридическими лицами непригодных средств измерений, т.е. не прошедших поверку, калибровку и не включенных в реестр государственной системы обеспечения единства измерения Республики Казахстан. Результаты государственного контроля, проведенного Департаментом только за 2008 год и первое полугодие 2009 года, показывает, что из 61 проверенного хозяйствующего субъекта нарушения Закона РК «Об обеспечении единства измерений» были установлены в 41 случае или у 67 % проверенных хозяйствующих субъектов.
При этом было проверено 6 496 единиц средств измерений, из которых 2384 единицы средств измерений были признаны непригодными к применению.
Государственный метрологический контроль был проведен в сфере услуг связи, при проведении научных исследований, торгово-коммерческих операциях между покупателем и продавцом, при транспортировке и потреблении энергетических ресурсов, при осуществлении деятельности в метеорологии, а также при диагностике и лечении заболеваний человека.
64 % проверенных хозяйствующих субъектов составили лечебные учреждения города - больницы, поликлиники, которыми использовалось 2081 единица средств измерений неповеренных, не внесенных в реестр ГСИ РК. Отдельными лечебными учреждениями допускалось использование от 46 % до 100 % непригодных средств измерений. Последствиями такого состояния средств измерений могут быть неправильная постановка диагноза и назначение лечения больному.
Такое состояние средств измерений в лечебных учреждениях вызвано во – первых: недобросовестностью поставщиков медицинского оборудования, т.е. поставка в лечебные учреждения средств измерений и медицинского оборудования без проведения процедуры внесения в реестр.
При проведении же процедуры внесения в реестр средств измерений и медицинского оборудования лечебными учреждениями возникают трудности такого характера, как значительные материальные затраты на внесение в реестр, средств измерений, которые непредусмотрены бюджетом министерства здравоохранения Республики Казахстан, отсутствие методик поверки, а также перевода технической документации с иностранных языков.
Во – вторых: техническая база аккредитованных поверочных лабораторий и в т.ч. РГП «КазИнМетр» и его подведомственных предприятий не охватывает поверкой в полном объеме средства измерения и медицинское оборудование, имеющееся в лечебных учреждениях. И как следствие этого затруднения при заключении договоров на поверку средств измерений в рамках Закона РК «О госзакупках»