Показатели качества с точки зрения потребителя
КАЧЕСТВО
универсальная категория, имеющая различные аспекты : философский; социальный; технический; экономический; правовой.
Определение качества, как философской категории, дано Гегелем:
«Качество есть тождественная с бытием непосредственная определенность…». ( это присущие объекту свойства и характеристики, которые определяют объект и отличают его от других.) Потеря свойств приводит к исчезновению объекта.
Русский философ И.А.Ильин (1883—1954):
“...есть только один исход и одно спасение — возвращение к качеству и его культуре”
Термин качество продукции:
В стандарте ГОСТ 15467-79: совокупность свойств продукции, обусловливающих пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с назначением.
В стандарте ИСО 8402—86: «Качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности».
В стандарте ГОСТ Р ISO 9000-2005: «Качество — это степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям».
Определение качества ISO
«Качество – совокупность свойств и характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».
Объект продукция, процесс, услуги, вид деятельности.
Потребности декларирует общество - удовлетворяет рынок.
Параметры качества продукции
(потребительские свойства)
безопасность, новизна, надежность, долговечность, экономичность, эстетичность и др.
Модель или «профиль» качества:
- профиль базового качества – совокупность параметров продукции, наличие которых потребитель считает обязательным их отсутствие недопустимо;
- профиль требуемого качества – совокупность показателей качества в виде функциональных характеристик указывающих насколько продукция соответствует ожиданию.
- профиль желаемого качества – группа параметров качества, представляющих для потребителя неожиданные ценности продукции и создающие успех в конкурентной борьбе.
Законодательная основа управления качеством в РФ
законы «О техническом регулировании»,
«Об обеспечении единства измерений», «О конкуренции», «О защите прав потребителей».
В настоящее время произошел переход от контроля готовой продукции к эффективному контролю производственных процессов на базе новых методов испытаний, в том числе неразрушающих, анализу стабильности технологических процессов и качества готовой продукции, с помощью методов математической статистики.
ОБЪЕКТЫ, НА КОТОРЫЕ РАСПРОСТРОНЯЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ
Факторы, определяющие качество:
факторы производства - оборудование, технология, метрологическое обеспечение, испытательная база контроля, организационная система;
человеческий фактор - дисциплина, квалификация, опыт, профессионализм, инициатива, обмен опытом;
внешние условия - инвестиции, уровень разработок, требования рынка, качество сырья и комплектующих, ритмичность поставок, правовое обеспечение, надзор.
Показатель качества продукции
количественная характеристика свойств объекта, применительно к условиям создания или использования.
Для оценки качества используют количественные характеристики:
мера качества - точная техническая оценка;
относительное качество - сравнение объектов;
уровень качества - при статистическом контроле.
Факторы повышения качества продукции
Технические – проектирование на основе достижений науки и техники, внедрение современных технологий, уровень НД;
Организационные – эффективные формы управления, методы контроля и самоконтроля, повышение конкурентоспособности;
Экономические – планирование уровня качества, кадровая политика, мотивация труда персонала.
Обеспечение качества
совокупность мероприятий, для создания уверенности, что продукция удовлетворяет требованиям к качеству и основано на переходе от контроля продукций к управлению производственным процессом.
Овладение методами обеспечения качества, базирующимися на триаде — стандартизация, метрология, сертификация, является одним из главных условий выхода на рынок с конкурентоспособной продукцией и коммерческого успеха.
Для понимания проблем качества необходимо учитывать:
обеспечение качества — непрерывный процесс
направляемый системой качества предприятия;
повышение качества - обновление технологии;
общее повышение качества - экономически заинтересованное участие всех создающих продукцию.
Основные составляющие качества для производителя:
потребности рынка (выбор потребителя),
качество проектирования и производства,
соответствие качества продукции проекту,
качество послепродажного обслуживания.
Показатели качества с точки зрения потребителя
Для изделия:
функциональные -соответствие назначению,
долговечность- срок службы,
надежность -число ремонтопригодных отказов,
бездефектность - обнаруженные потребителем дефекты.
Для услуг:
окружающая среда-обстановка на сервисе,
надежность- доверие к результатам работы,
доступность- легкость связи с поставщиком,
гарантия (страховка) - качества услуги.
Управление качеством
деятельность оперативного характера, осуществляемая руководителями и персоналом предприятия, воздействующими на процесс создания продукции с целью обеспечения её качества путём выполнения функций планирования и контроля качества, коммуникации (информации), разработки и внедрения мероприятий и принятия решений по качеству.
Управление качеством рассматривается совместно с менеджментом качества.
Система менеджмента качества
— совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством, постоянного улучшения деятельности и повышения конкурентоспособности предприятия на отечественном и мировом рынках.
Процесс управления качеством —выполнение функций по качеству руководителями всех уровней на этапах создания продукции.
Объект управления качеством - процесс создания продукции и формирование её качества.
Объект менеджмента качества - вся деятельность предприятия в области качества.
Субъект управления качеством - руководители всех уровней образуют систему управления качеством (систему качества).
Субъект менеджмента качества - высшее руководство, взаимодействуя с внешней средой, создает условия обеспечения качества продукции.
Функции управления качеством
Политика в области качества – основные цели в области качества, сформулированные высшим руководством, с учетом ситуации на рынках, достижения конкурентов, наличия инвестиций.
Планирование качества - требования к системе качества и улучшению качества на основе маркетинга.
Эффективная система управления качеством рекомендует:
- повышать рентабельность и увеличивать контролируемую долю рынка – увеличивать прибыль,
- снижать риск выпуска и поставки дефектной продукции, ведущий кпотере авторитета и рынка, к юридической ответственности.
Фундаментальным является следующий принцип: система управления качеством охватывает все этапы жизненного цикла продукции
Жизненный цикл продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции при ее создании и использовании.
Жизненный цикл продукции начинается с маркетинга и заканчивается маркетингом на новом уровне.