Принципы и методы стандартизации
Перечислим основные принципы стандартизации.
1. Принцип добровольности стандартов реализуется в процессе принятия решения о применении стандарта.
2. При разработке и утверждении стандартов должны учитываться законные интересы заинтересованных лиц.
3. За основу национальных стандартов должны приниматься Международные стандарты. Данный принцип может не выполняться, если применение Международных стандартов в качестве основы национальных признано невозможным.
4. Стандартизация не должна препятствовать нормальному товарообороту больше, чем это необходимо для ее осуществления.
5. Все элементы системы, подвергнутой стандартизации, должны быть совместимы.
6. Все принятые стандарты должны быть максимально динамичны, т. е. должны своевременно адаптироваться к достижениям научно—технического прогресса.
7. Стандартизация должна быть эффективной, т. е. стандартизация должна давать либо экономический, либо социальный эффект.
8. Стандарты не должны противоречить друг другу или техническим регламентам, не должны создавать барьеров в международной торговле.
9. Все стандарты должны быть четко сформулированы и не должны допускать двусмысленных трактовок.
10. Стандарты для готовой продукции должны быть непосредственно связаны со стандартами составных частей или сырья, из которого данная продукция была изготовлена.
11. Стандартизация должна проводиться таким образом, чтобы выполнение установленных стандартов в дальнейшем могло быть объективно проверено.
3!!Производство продукции высокого качества требует разработки новых и модернизацию существующих технологических процессов и средств технологического оснащения. Это приводит к необходимости дальнейшего развития машиностроения и характеризуется значительным усложнением конструкций машин и механизмов, вызванное повышением рабочих параметров: давления, температуры, скорости, а также требованиями к надежности, долговечности, производительности, точности и другим показателям качества функционирования. Одновременно с этим возникает необходимость увеличения степени автоматизации процессов, связанной с выполнением и управлением операциями при производстве продукции. В условиях рыночных отношений, высокие темпы научно технического прогресса приводят к быстрому моральному старению техники, к необходимости ее частой замены. Вместе с тем, промышленное производство становится все более массовым или крупносерийным, основанным на глубокой специализации и широком кооперировании, в том числе международном, различных фирм производителей. Именно такое производство способно удовлетворить растущие потребности огромного по масштабам спроса населения на продукцию, особенно в сфере потребительских товаров и услуг. Кроме того, качество продукции должно соответствовать техническим требованиям, конкурировать с лучшими зарубежными аналогами и превосходить их. Это позволит обеспечить устойчивый спрос на продукцию и получение прибыли необходимой для развития производства. В условиях широко разветвленных внутренних и международных хозяйственных связей, специализации и кооперирования в сфере производства, проблема повышения качества приобретает межотраслевой характер.
- Качество конечного изделия зависит от качества материалов, заготовок, покупных и получаемых по кооперации, в том числе международной, узлов, деталей и агрегатов. Взаимная увязка требований к качеству на каждом из этапов изготовления изделия может осуществляться только путем комплексной стандартизации.
- Достижение перспективных требований к уровню качества изделий вызывает необходимость применения методов опережающей стандартизации, при которой закладываются перспективные технологии, материалы, информационное обеспечение и т.д.
Разрабатывая и внедряя новые стандарты, и систематически пересматривая действующие, можноуправлять качеством продукции. На современном этапе развития важным является гармонизация стандартов, т.е. учёт требований и рекомендаций международных организаций. В РФ действует система национальной стандартизации, представляющая собой комплекс взаимоувязанных правил и положений под общим названием: Национальная система стандартизации. В настоящее время в РФ действует комплекс взаимоувязанных стандартов, правил и положений, который уточняется и дополняется в связи с целями и принципами стандартизации, установленными законом о техническом регулировании.
4!!Органы и службы стандартизации - организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации. Органы по стандартизации - это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.
Международная стандартизация — это совокупность организаций по стандартизации и продуктов их деятельности: стандартов, рекомендаций, технических отчетов и другой научно-технической продукции.
Региональная организация по стандартизации – организация по стандартизации, членство в которой открыто для соответствующего национального органа каждой страны только одного географического, политического или экономического региона;
Разработкой и проведением конкретных работ в области межгосударственной стандартизации и метрологии занимаются Межгосударственные технические комитеты по стандартизации (МТК), являющиеся рабочими органами МГС. В настоящее время насчитывается более 300 Межгосударственных технических комитетов по стандартизации, номенклатура которых сформирована в соответствии с требованиями технических комитетов международных организаций по стандартизации (ИСО — Международная организация по стандартизации, МЭК — международная электротехническая комиссия, МОЗМ — Международная организация законодательной метрологии).
Одним из важнейших направлений эффективного участия нашей страны в работах по международной стандартизации является своевременное и наиболее полное использование МС в отраслях народного хозяйства. Существует три варианта применения в Российской Федерации международных, региональных, национальных стандартов других стран в зависимости от степени использования международного документа и формы его представления.
1. Принятие государственного стандарта, представляющего аутентичный текст* на русском языке соответствующего международного документа. Этот вариант называют прямым методом или "методом обложки". При данном методе соответствующий МС используется без какого-либо изменения текста МС. Изменения касаются только оформления обложки. При этом обозначение государственного стандарта РФ состоит: из индекса (ГОСТ Р); обозначения соответствующего международного стандарта (без указания года его принятия); отделенных тире двух последних цифр года утверждения ГОСТ* Р. Пример: ГОСТ Р ИСО 9591-93.
2. Принятие государственного стандарта, представляющего аутентичный текст на русском языке соответствующего документа с дополнительными требованиями, отражающими специфику потребностей России. Как видно, при данном методе содержание ГОСТа отличается от зарубежного аналога. При этом под обозначением ГОСТ* Р в скобках приводится .обозначение МС, например: ГОСТ Р 50231-92(ИСО 7173-89). В ряде случаев по тексту стандарта выделяют (шрифтом или другим способом) требования, учитывающие национальные особенности России или СНГ.
3. Принятие ОС*Т, СТП, СТО на основе международного документа до принятия их в качестве государственных стандартов. Как видно, этот метод состоит в локальном использовании международного документа или в рамках отрасли, или в рамках предприятия, или в рамках научно-технического (инженерного) общества, поскольку государственные органы и субъекты хозяйственной деятельности России в целом еще не подготовлены к применению международного стандарта.
Все другие варианты использования МС с разной степенью заимствования норм и положений международных документов следует квалифицировать как использование МС в качестве источников исходной информации, тем более ГОСТ* Р 1.2 "ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов" обязывает разработчиков учитывать международные, региональные стандарты и прогрессивные стандарты других стран. Необходимость скорейшего присоединения России к ВТО, продвижения отечественных товаров на мировой рынок требуют ускорения темпов гармонизации требований отечественных стандартов с международными. Если в период 1995-1997 гг. всего 16 % стандартов разрабатывались на основе соответствующих стандартов ИСО и МЭК, то в 1998 г. таких стандартов стало уже около 50%, а к 2000 г. их должно быть около 75%.
Степень применения МС в отдельных отраслях промышленности России достаточно высока: в автомобильной промышленности - 90%; в станкоинструментальной промышленности - 75; в легкой промышленности - почти 100%. По этим отраслям ежегодные темпы обновления составляют в среднем 10%; что сопоставимо с аналогичными показателями промышленно развитых зарубежных стран (10-15%).
5!!Популярным классификатором ГОСТ является «Классификатор государственных стандартов СССР» [Классификатор государственных стандартов СССР. М: Издательство стандартов, 1978. — 51 c.]. Под названием «Классификатор государственных стандартов» используется и в настоящее время. Классификатор является строго иерархическим, с буквенно-цифровой системой кодов на трёх (изредка четырёх) уровнях. Первый уровень (раздел) состоит из 19 заглавных букв русского алфавита, второй (класс) и третий (группа) уровни — цифровые. Четвёртый уровень (подгруппа) может добавляться после точки. Подавляющее большинство действующих ГОСТ имеет обозначение КГС. Приведём первые два уровня классификатора государственных стандартов КГС.
6!! Еди́ная систе́ма констру́кторской документа́ции (ЕСКД)[1] — комплекс государственных стандартов, устанавливающих взаимосвязанные правила, требования и нормы по разработке, оформлению и обращению конструкторской документации[2], разрабатываемой и применяемой на всех стадиях жизненного цикла изделия (при проектировании, разработке, изготовлении, контроле, приёмке, эксплуатации, ремонте, утилизации).
Стандарты ЕСКД распространяются на изделия машиностроения и приборостроения. Область распространения отдельных стандартов расширена, что оговорено во введении к ним. Поскольку ЕСКД представляет собой наборГОСТов, в настоящее время её применение на территории РФ носит только рекомендательный характер, то есть ЕСКД применяется на добровольной основе (если иное не предусмотрено договором, контрактом, отдельными законами, решением суда и т.п.
Система проектной документации для строительства (СПДС) — комплекс нормативных организационно-методических документов, устанавливающих общетехнические требования, необходимые для разработки, учёта, хранения и применения проектной документации для строительства объектов различного назначения. Кроме того, требования стандартов СПДС должны быть взаимоувязаны с требованиями стандартов соответствующих унифицированных систем документации, в том числе государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), стандартов системы репрографии и СФД, международных стандартов ИСО и МЭК, а также с другими взаимосвязанными нормативными документами.
7!! Строительные нормы и правила (СНиП) — совокупность принятых органами исполнительной власти нормативных актов технического, экономического и правового характера, регламентирующих осуществление градостроительной деятельности, а также инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Система нормативных документов в строительстве в СССР действовала наряду с системой стандартизации в строительстве, являющейся частью Государственной системы стандартизации, а также с системой стандартизации в рамках СЭВ.
8!!Ниже рассмотрены особенности содержания отдельных категорий стандартов. Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) - стандарт, принятый Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандартом России). В области строительства ГОСТ* Р принимается Госстроем России. К объектам государственных стандартов РФ (далее - государственных стандартов) относят:
1. организационно-методические и общетехнические объекты межотраслевого применения;
2. продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение.
При стандартизации организационно-методических и общетехнических объектов устанавливаются положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, например: организация работ по стандартизации, сертификации; разработка и постановка продукции на производство; правила оформления технической, управленческой, информационно- библиографической документации; общие правила обеспечения качества продукции; типораз-мерные ряды и типовые конструкции; классификация и кодирование технико- экономической информации; метрологические и другие общетехнические правила и нормы.
При стандартизации продукции (услуг) в государственные стандарты включают (и это исключительная прерогатива данной категории стандартов) обязательные требования к качеству продукции (услуги), обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества потребителя; охрану окружающей среды. совместимость и взаимозаменяемость; методы контроля соответствия обязательным требованиям; методы маркировки как средство информации о выполнении обязательных требований и правилах безопасного использования продукции.
Обозначение государственного стандарта состоит из индекса (ГОСТ Р), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года принятия. В обозначении государственных стандартов, входящих в комплекс (систему) стандартов, в регистрационном номере первые цифры с точкой определяют шифр комплекса государственных стандартов. Государственные стандарты применяют федеральные органы исполнительной власти и субъекты хозяйственной деятельности в следующих направлениях:
- на всех стадиях жизненного цикла продукции (от разработки до использования и утилизации);
- при выполнении работ и услуг;
- при разработке технической документации.
Применение государственных стандартов - это прежде всего реализация содержащихся в них обязательных требований. Согласно Закону РФ "О стандартизации" заказчик и исполнитель обязаны включать в договор условие о соответствии продукции (работ, услуг) обязательным требованиям стандартов. Если условие о соответствии не включено в договор, это не снимает с партнеров по договору обязанности обеспечить выполнение обязательных требований стандартов.
Требования, дополняющие обязательные требования государственных стандартов, подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности при условии их включения:
а) в договор;
б) в техническую документацию изготовителя (поставщика продукции, исполнителя работ или услуг). Например, требования соответствия конкретного товара своему назначению (будучи не включенными законом РФ в перечень обязательных требований) подлежат обязательному исполнению, если партнёры предусмотрели эти требования в договоре поставки.
Межгосударственные стандарты (ГОСТ), к которым присоединилась Россия, применяются на ее территории без переоформления с введением их в действие постановлением Госстандарта (Госстроя России). Стандарты отраслей (ОСТ) могут разрабатываться и приниматься государственными органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения. Компетенция указанных органов определяется положениями о них. Например, Положением о Министерстве путей сообщения РФ предусмотрено утверждение единых нормативных документов, в том числе ОС*Т, по технической эксплуатации железных дорог и условиям перевозок, направленных на обеспечение безопасности движения поездов и охраны труда.
Стандарты отраслей (как и государственные стандарты) разрабатывают на два объекта: 1) организационно-технические и общетехнические объекты; 2) продукцию, процессы и услуги. Но объекты ОС*Т имеют отраслевое значение. Примерами организационно-технических и общетехнических объектов являются: организация проведения работ по отраслевой стандартизации; организация работ по метрологическому обеспечению в отрасли; типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий отраслевого применения (специфический крепеж, инструмент и др.).
Примерами продукции отраслевого значения как объекта ОС*Т являются: коробки картонные для рыбной продукции (тогда как вообще коробки картонные являются объектами ГОСТ); рабочая обувь для работников мясо-молочных предприятий (тогда как обувь кожаная, обувь резиновая являются объектом ГОСТ). ОС*Т применяют (в смысле - соблюдают) предприятия, подведомственные государственному органу управления, принявшему стандарт. Но условием обязательного исполнения требований ОСТ является включение ссылки на него в договор или техническую документацию изготовителя (поставщика) продукции. Иные субъекты хозяйственной деятельности применяют ОС*Ты на добровольной основе. Обозначение стандарта отрасли состоит из индекса (ОСТ), условного обозначения министерства (ведомства), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения стандарта. Например, в обозначении ОС*Т 56-98-93 "Сеянцы и саженцы основных древесных и кустарниковых пород. Технические условия" цифра 56 означает условное обозначение Федеральной службы лесного хозяйства, которая утвердила OCT.
Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО). Объектами СТО являются: 1) принципиально новые (пионерные) виды продукции и услуг; 2) новые методы испытаний; 3) нетрадиционные технологии разработки, . изготовления, хранения и новые принципы организации и управления производством; 4) прочие виды деятельности.
Примером объекта N 1 СТО могут быть: СТО Российского общества оценщиков на такую новую услугу, как оценка качества и стоимости имущества (имущества физических и юридических лиц); СТО научно-технического общества (НТО) бумажной и деревообрабатывающей промышленности на унифицированные окна повышенной энергоэффективности для жилых зданий в регионах Сибири.
Примером объекта N 2 являются СТО того же НТО по экологической экспертизе малоэтажных жилых зданий. СТО разрабатываются для динамического отражения и распространения полученных в определенных областях знаний и сферах профессиональных интересов результатов фундаментальных и прикладных исследований. Разработка принципиально новых видов продукции (услуг), нетрадиционных технологий, методов испытаний - это результат НИР. Раньше разработку этих стандартов организовывали отраслевые министерства. Сейчас при отсутствии большинства отраслевых промышленных министерств эту функцию должны выполнять научно-технические и инженерные общества, объединяющие ученых и практиков определенной области науки и техники. Если, допустим, стоит задача разработки новых химических методов, то ее будут решать специалисты из Российского химического общества им. Д.И.Менделеева; если задача из области строительства, то ее будут решать специалисты Российского научно-технического союза строителей. СТО является объектом авторского права, и продажа его как интеллектуальной собственности заказчикам стандарта материально укрепляет как само НТО, так и разработчиков СТО.
СТО подлежат согласованию с соответствующими надзорными органами, если устанавливаемые в них положения затрагивают безопасность людей, имущества и окружающей среды.
Требования СТО не должны быть ниже уровня обязательных требований государственных стандартов.
Обозначение СТО состоит из индекса (СТО), аббревиатуры общества, регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения стандарта. Примеры: СТО РОО 10.01-95, где РОО - Российское общество оценщиков; СТО БДП - 3-94, где БДП - аббревиатура НТО бумажной и деревообрабатывающей промышленности.
По мере применения СТО на новые виды продукции (услуги) и технологии и их апробации как стандартов происходит отработка требований к объектам стандартизации. В результате в ряде случаев возникает необходимость разработки на базе зарекомендовавших себя СТО государственных стандартов. Так, на основе СТО РОО разработан в 1996-1997 гг. комплекс ГОСТ* по оценке имущества. Если для отечественной стандартизации СТО является новой категорией стандарта, то за рубежом данная категория используется давно и широко.
Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются субъектами хозяйственной деятельности в следующих случаях: 1) для обеспечения применения на предприятии государственных стандартов, стандартов отраслей и стандартов других категорий; 2) на создаваемые и применяемые на данном предприятии продукцию, процессы и услуги (составные части продукции, инструмент, технологические процессы и т.п.). СТП утверждает руководитель предприятия (объединения предприятий). СТП обязателен для работников данного предприятия, а поэтому (в отличие от ГОСТ, ГОСТ Р, ОС*Т) является локальным нормативным актом.
Таким образом, основное назначение СТП - решение внутренних задач, например регламентация оптимальных процессов организации и управления производством. СТП в настоящее время является основным организационно- методическим документом в действующих на предприятиях системах обеспечения качества продукции (услуг). Обозначение СТП состоит из индекса (СТП), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения стандарта. В соответствии с нормой, изложенной в п. 2 ст. 8 Закона РФ "О стандартизации", допускается разработка СТП и на поставляемую продукцию (услуги). В этих случаях в договоре на поставку продукции (оказание услуги) делается ссылка на соответствующий СТП, а требования этих стандартов подлежат обязательному соблюдению договаривающимися субъектами хозяйственной деятельности. Тем не менее в российской практике СТП на поставляемую продукцию не распространяются. За рубежом СТП фирм ("фирменные стандарты") широко используются как НД на выпускаемую продукцию. Более того, фирменные стандарты "задают тон" в качестве продукции, поскольку только в превосходстве требований к качеству продукции по сравнению с государственными и международными стандартами залог успеха фирм в конкурентной борьбе.
Некоторые отечественные предприятия задают в своих СТП более жесткие требования, чем государственные стандарты, хотя поставляют продукцию по государственным стандартам. Речь идет, например, о подмосковной агрофирме "Белая дача", в СТП которой предусмотрено создание экологически чистой овощной продукции; о московском предприятии с участием иностранного капитала - о фабрике "Ява", которая закладывает во внутренних стандартах нормы по содержанию смол и никотина в сигаретах более жесткие, чем в ГОСТ, но соответствующие евростандартам.
9!! Нормативные документы по стандартизации (НД) - документы содержащие правила, общие принципы для объекта стандартизации и доступны широкому кругу пользователей.
К НД относится:
1. национальные стандарты ГОСТ Р;
2. национальные военные стандарты ГОСТ РВ;
3. межгосударственный стандарт ГОСТ;
4. правила стандартизации и нормы стандартизации ПР(Н);
5. общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации ОК (например, классификатор ЕСКД имеет регистрационный номер – ОК 12.);
6. стандарты организаций СТО (ранее были стандарты предприятий).
В настоящее время ФЗ отменил отраслевые стандарты ОСТ. Наиболее важные из них будут приведены в рамках научных стандартов, или СПО.Технические условия (ТУ) на продукцию технических процессов также не являются нормативными документами.
Термин «нормативный документ» является родовым, охватывающим такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации —правила, рекомендации, кодексы установившейся практики, общероссийские классификаторы.
Стандарт— документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. В табл. 1 сравниваются стандарт и технический регламент на идентичные объекты.
Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.
В зависимости от сферы действия различают стандарты разного статуса или категории: международный стандарт, региональный стандарт, государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р), межгосударственный стандарт (ГОСТ), стандарт общественного объединения, стандарт предприятия.
Национальный стандарт—стандарт, принятый национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей.
Регламент—документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти.
Классификатор— официальный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации.
Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации— нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, видами и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.
Правила (ПР)—документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ.
Рекомендации (Р)— положение, содержащее совет или указания.
10!!Текстовые документы подразделяют на документы, содержащие, в основном, сплошной текст (технические условия, паспорта, расчеты, пояснительные записки, инструкции и т.п.), и документы, содержащие текст, разбитый на графы (спецификации, ведомости, таблицы и т.п.).
3.2 Текстовые документы выполняют на формах, установленных соответствующими стандартами Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Системы проектной документации для строительства (СПДС).
Требования, специфические для некоторых видов текстовых документов (например эксплуатационных документов), приведены в соответствующих стандартах.
11!!Основные понятия в области оценки соответствия и сертификации
К объектам сертификации относятся продукция, услуги, системы качества, персонал, рабочие места и пр.
Поскольку сертификация является одним из видов деятельности по оценке соответствия, то ниже рассматриваются термины и определения, принятые в этой области. В отдельных случаях взамен громоздкихопределений, данных в ФЗ о техническом регулировании, приводятся формулировки специалистов ВНИИ сертификации (ВНИИС).
Оценка соответствия — это родовое понятие. Типичными примерами деятельности по оценке соответствия являются подтверждение соответствия, регистрация, аккредитация контроль и надзор и пр.
Участвующие в оценке соответствия стороны представляют, как правило, интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона). Третья сторона — лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе.
Подтверждение соответствия — документальное подтверждение соответствия объекта технического регулирования установленным требованиям. В принципе подтверждение соответствия имеет смысл применять тогда, когда требуется официально удостоверить и довести до неопределенного круга лиц факт соответствия выпускаемой на рынок продукции установленным требованиям.
Подтверждение соответствия является финальной частью его оценки, которой предшествуют различные доказательства (испытания, проверка производства и т.п.).
Форма подтверждения соответствия— определенный порядок документального удостоверения соответствия.
По признаку обязательности процедуры различают обязательное и добровольное подтверждение соответствия.В свою очередь, обязательное подтверждение соответствия по признаку стороны, удостоверяющей его, подразделяется на декларирование соответствия (первая сторона) и обязательную сертификацию (третья сторона).
Сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Сертификат соответствия— документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил и условиям договоров. Другой вариант определения: документ, выданный органом по сертификации и удостоверяющий соответствие объекта установленным требованиям.
История сертификации уходит своими корнями в глубину веков. В процессе раскопок историки обнаружили древнегреческий документ, в котором были прописаны нормативы для производства и сооружения колонн из бронзы, используемых для строительства. Историки считают его одним из первых случаев сертификации. На протяжении веков производители товаров гарантировали качество своих изделий, в том числе письменно, своеобразными "заявлениями о соответствии". Такие документы были весьма разнообразны. Даже на произведения искусства полагались особые заявления. Известно, что знаменитые художники эпохи Возрождения гарантировали сохранность своих картин в течение 300 лет.
В 1920 году Немецкий институт стандартов (DIN) учредил в Германии знак соответствия стандартам DIN, распространяющийся на все виды продукции, исключая газовое оборудование, оборудование для водоснабжения и немного другой продукции, для которой предусмотрен специальный порядок проведения испытаний образцов и надзора за производством. В 1926 году официальное понятие "сертификация" появилось в Англии. Появилась необходимость создать стандарт продукции. Вскоре к этой системе подключились Канада и Индия, а затем и другие государства.
В Российской Федерации, а до этого в СССР, сертификация продукции начала развиваться с 1979 года, с момента появления постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы». Такая система преследовала цель: обеспечить достоверную оценку качества продукции и предотвратить передачу в производство несовершенных и недоработанных изделий, а также совершать систематический контроль над стабильностью качества выпускаемой продукции. Госстандарту совместно с министерствами и ведомствами было поручено утвердить головные организации по государственным испытаниям важнейших видов продукции производственно-бытового назначения. Принятые правительством СССР законы определили права субъекта сертификации - посредника между производителем и покупателем продукции - письменно удостоверять соответствие продукции установленным требованиям и стандартам. В течение последующих десяти лет формировалась законодательная основа подтверждения соответствия различных видов продукции. В составе имущественных комплексов предпринимательской деятельности в соответствии с Гражданским кодексом РФ были определены две области регулирования качества: качество собственно продукции и качество технологических систем обращения с продукцией на различных этапах ее жизненного цикла. Конкретные требования к характеристикам продукции и систем качества были установлены в государственных и отраслевых стандартах, нормах и правилах, которые до 2003 года рассматривались как элементы технического законодательства страны. С целью вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) в декабре 2002 года был принят Федеральный закон «О техническом регулировании», который отменил действие законов «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации». Сегодня Российская Федерация является участником таких международных систем сертификации, как МЭК, ЕЭК ООН, и так далее. Кроме того, в самой России действует множество обязательных и добровольных систем сертификации. На данный момент сертификация находится на пике своего развития, пройдя трудный путь эволюции от древних времен к современности.
В соответствии с законом "О сертификации продукции и услуг"одним из участников обязательной сертификации является специально уполномоченный федеральный орган сертификации, имеющий следующие полномочия:
Формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации на территории РФ, опубликовывает официальную информацию и них;
Опубликовывает официальную информацию о действующих в РФ системах сертификации и знаках соответствия и предоставляет ее в международные организации по сертификации;
Готовит предложения о присоединении к международным системам, а также заключает соглашения о взаимном признании результатов сертификации;
Сертификация направлена на достижение следующих целей:
- зашита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
- контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями;
- содействие потребителям в компетентном выборе продукции; -содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;
- создание условий для деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.