Определение места судна по расстояниям до нескольких ориентиров

1. Расстояния измеряются до точечных ориентиров (рис. 21.3).

Определение места судна по расстояниям до нескольких ориентиров - student2.ru

Рис. 21.3. Определение места судна по расстояниям до

Нескольких точечных ориентиров

Наблюдатель последовательно измеряет расстояния до нескольких ориентиров (А, В, С) с помощью подвижного кольца дальности (ПКД) РЛС (ПКД совмещают с той частью изображения, которая больше всего выступает в сторону судна).

Вначале измеряют DР до ориентиров близких к траверзу судна; в последнюю очередь – до находящихся на острых или тупых курсовых углах (ор. С).

Если скорость хода судна более 12 узлов, измерения следует приводить к одному месту (последнему замеру DР). По исправленным значениям расстояний (D = DP + DDP) определяем на путевой навигационной карте обсервованное место судна, как точку пересечения дуг окружностей, проведенных от мест ориентиров, радиусами R = D (DA, DB, DC).

2. Расстояния измеряются до участка береговой черты с плавными очертаниями и «точечного» ориентира (рис. 21.4).

Определение места судна по расстояниям до нескольких ориентиров - student2.ru

Рис. 21.4. Определение места судна по расстояниям до ориентиров

От точечного ориентира радиусом, равным измеренному и исправленному расстоянию до него проводят дугу окружности и на ней ищут место, откуда дуга, проведенная радиусом, соответствующим второму измеренному и исправленному расстоянию, касалась бы плавной береговой черты.

Положение острия циркуля будет соответствовать обсервованному месту судна.

3. Расстояния измеряются до участков береговой черты с плавными очертаниями (рис. 21.5).

Определение места судна по расстояниям до нескольких ориентиров - student2.ru

Рис. 21.5. Определение места судна по расстояниям

В этом случае нужно измерять расстояния DP1 и DP2 до ближайших к судну точек береговой черты.

Затем на кальку наносят линию курса судна и из какой-либо точки этой линии (т. С0) проводят дуги окружностей радиусами, равными измеренным и исправленным расстояниям D1 = DP1 + DDP и D2 = DP2 + DDP .

Дуги проводят примерно в районе тех курсовых углов (КУ), на которых были измерены эти расстояния. Кальку накладывают на карту так, чтобы общий центр дуг находился примерно в районе счислимого места. Передвигая кальку по путевой навигационной карте, находят такое ее положение, при котором дуги коснутся обоих участков берега (рис. 21.5).

Положение центра дуг в этот момент и определит обсервованное место судна.

Если участки береговой черты параллельны, место судна определить таким образом нельзя.

Если при измерении DP1 и DP2 измерялись и РЛП1, РЛП2, можно обойтись и без кальки.

Определение места судна по радиолокационному пеленгу и расстоянию

до одного ориентира (рис. 21.6)

Определение места судна по расстояниям до нескольких ориентиров - student2.ru

Рис. 21.6. Определение места судна по пеленгу и расстоянию до одного ориентира

Этот способ применяется тогда, когда на экране ИКО РЛС виден только один хорошо различимый, лучше всего точечный, ориентир.

Обсервованное место получают на линии пеленга на измеренном и исправленном расстоянии до ориентира.

При прокладке линии пеленга не следует забывать исправлять его значение поправкой курса (DК + РЛП = ИП), а измеренное расстояние DP исправлять поправкой измерения дистанции (DDP).

Определение места судна по расстояниям до нескольких ориентиров - student2.ru (21.12)

Определение места судна по расстояниям до нескольких ориентиров - student2.ru (21.13)

Наши рекомендации