Понятие о конструктивных и технологических элементах детали
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭСКИЗАХ
Эскизом называется чертеж, выполненный от руки без помощи чертежных инструментов и приспособлений в глазомерном масштабе по возможности с соблюдением правильного соотношения между размерами всех частей детали.
По характеру применения эскизы подразделяются на эскизы проектные, то есть выполненные до изготовления того или иного объекта, и эскизы с натуры — после изготовления объекта. Необходимость в выполнении последних возникает в основном при замене частично изношенной или полностью вышедшей из строя оригинальной (нестандартной) детали, если ее нет в запасе, а также при монтажных и ремонтных работах, когда по каким-либо причинам неизвестны отдельные размеры детали, позволяющие правильно подсоединить и скоординировать ее среди других деталей механизма, машины. В некоторых случаях, например, на экспериментальном производстве, когда выполнение рабочего чертежа связано со временем, эскиз является единственным документом, по которому изготавливают деталь. Поэтому он так же, как и чертеж, должен давать полное представление о внешней и внутренней формах детали, ее размерах, обработке, шероховатости поверхности и иметь все поясняющие надписи, необходимые для ее изготовления.
Эскизы рекомендуется выполнять на обычной бумаге в клетку. Клетка об- легчает проведение от руки горизонтальных и вертикальных линий и окружностей, штриховку под углом 45о и симметричное (относительно осевых и центровых линий) построение проекций. Оформляется эскиз рамкой и основной надписью так же, как чертеж. Для работы лучше всего использовать мягкие карандаши «ТМ» или «М» и «2М». Эскизы выполняют в таком масштабе, чтобы даже на мелких деталях можно было проставить все размеры, обозначения и надписи. Для цифровых и текстовых надписей и обозначений используют стандартный шрифт, размером не менее 3,5 мм, что диктуется удобством чтения.
На каждую оригинальную деталь, входящую в сборочную единицу, кроме стандартных, выполняют отдельный эскиз. Эскиз должен содержать полную характеристику детали:
1) четкие геометрические формы;
2) геометрические зависимости элементов, связанных между собой размерами;
3) технологические сведения о допусках и посадках для контролируемых размеров, а также указания о шероховатости и специальных покрытиях поверхностей;
4) характеристику материала: показатели механических или специальных свойств материала, как например, термообработка или кислотоупорность и т. д.
ПОНЯТИЕ О КОНСТРУКТИВНЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТАХ ДЕТАЛИ
Прежде чем выполнять эскиз детали с натуры необходимо прежде всего четко уяснить геометрическую форму составляющих ее элементов. Для этого следует мысленно расчленить деталь на геометрические тела.
На рис. 9.1 показаны два приема: 1) когда геометрическая форма детали рассматривается как «сумма» геометрических тел, ее составляющих, и 2) когда в процессе формообразования детали подверглись вычленению элементы, которые можно также представить в виде геометрических тел.
Конструктивные формы детали образуются сочетанием различных геометрических поверхностей. Отдельные такие поверхности являются элементами деталей. Покажем это на примере вала коробки скоростей с подшипниками и зубчатым колесом (рис. 9.2). Основными элементами вала являются: фаски 1, шейки для зубчатого колеса и подшипников 2, проточки 3, бурт 4, шпоночный паз 5, центровые отверстия на торцах вала 6.
Рис. 9. 1. Анализ геометрической формы детали:
а — форма детали рассматривается как «сумма» геометрических тел;
б — форма детали рассматривается как «разность» геометрических тел
Рис. 9.2.
Конструктивные и технологические элементы ступенчатого вала
Шейки, бурт и шпоночные пазы сопрягаются (соединяются) с соответствующими элементами других деталей сборочной единицы. Их размеры, форма и местоположение согласованы с сопряженными деталями и установлены исходя из расчетных и конструкторских соображений, определяемых назначением и работой изделия. Такие элементы принято называть конструктивными.
Возникновение других элементов — фасок, проточек, центровых отверстий — обусловлено технологическими требованиями удобства изготовления детали и сборки ее с другими. Так, фаски на детали необходимы для удобства сборки изделия (без задира торцов). Проточки нужны для выхода шлифовального круга при шлифовании шеек вала, а центровые отверстия служат базой при обработке вала (вал обычно устанавливается на станке в центрах). Элементы деталей, связанные с операциями их изготовления, называют технологическими.