Правила разработки и утверждения национальных стандартов
Правила разработки и утверждения национальных стандартов аналогичны правилам разработки технических регламентов, но имеют свои особенности, которые связаны с их различной правовой природой. В целях обеспечения организационного единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандартов предусматриваются следующие стадии их разработки: 1-я - организация разработки национального стандарта; 2-я - разработка первой редакции проекта стандарта и ее публичное обсуждение; 3-я - подготовка окончательной редакции проекта стандарта и ее экспертиза (научно-техническая, правовая, патентная, терминологическая и метрологическая); 4-я - подготовка проекта стандарта к утверждению, утверждение стандарта, его регистрация, опубликование и введение в действие.
Национальный орган по стандартизации (Росстандарт) составляет и утверждает программу разработки национальных стандартов и обеспечивает доступность ее заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо: юридическое или физическое, компетентность которого в отношении разработки данного стандарта определяет заказчик этой работы. Заказчиком разработки национального стандарта может быть национальный орган Российской Федерации по стандартизации, федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию, юридическое или физическое лицо, заинтересованное в его разработке. Разработчик организует уведомление о разработке национального стандарта для получения от заинтересованных лиц заявок о направлении им на отзыв проекта стандарта (первой редакции). Уведомление публикуют в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Уведомление должно содержать информацию об имеющихся в проекте положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов.
Разработчик готовит первую редакцию проекта стандарта и пояснительную записку к ней. В пояснительной записке приводят: основание для разработки стандарта с указанием соответствующего документа; краткую характеристику объекта стандартизации; сведения о соответствии проекта стандарта законодательству РФ, международным, региональным стандартам, правилам, нормам и рекомендациям по стандартизации, а также прогрессивным стандартам других стран; сведения о патентной чистоте проекта стандарта; сведения о взаимосвязи проекта стандарта с другими НД по стандартизации и предложения по их пересмотру, изменению или
Глава 1
отмене; сведения о рассылке на отзыв, а также краткую обобщенную характеристику принципиальных замечаний и предложений (для окончательной редакции); сведения о согласовании, если его проводили; источники информации. Разработчик должен обеспечить доступность проекта стандарта заинтересованным лицам для ознакомления.
С учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц разработчик готовит окончательную редакцию проекта и проводит публичное его обсуждение. Срок публичного обсуждения проекта со дня опубликования уведомления не может быть менее двух месяцев.
Проект национального стандарта с перечнем полученных замечаний разработчик представляет в технический комитет по стандартизации, который организует его экспертизу. ТК по результатам экспертизы готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта стандарта, которое направляет в Росстандарт.
Росстандарт на основании документов, представленных ТК, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта. В течение 30 дней со дня утверждения стандарта должно быть опубликовано уведомление об утверждении стандарта. Если национальный стандарт отклонен, мотивированное решение национального органа по стандартизации с приложением всех документов направляют разработчику проекта.
Росстандарт утверждает и опубликовывает в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе перечень национальных стандартов, которые могут применяться на добровольной основе для соблюдения требований ТР.
С целью поддержания соответствия стандарта потребностям населения, народного хозяйства и обороны страны проводят проверку стандартов. С учетом результатов проверки при необходимости осуществляют разработку изменений к стандартам, пересмотр (разработку новых стандартов взамен действующих) или отмену стандартов. Изменение к стандарту разрабатывают при замене, дополнении или исключении отдельных требований стандарта.
При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом стандарте указывают, взамен какого он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года утверждения.
Стандарты организаций разрабатывают и утверждают самостоятельно сами организации для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также распространения и использования полученных результатов исследований (испытаний). Порядок разработки, утверждения, учета, изменений и отмены стандартов организации устанавливают с учетом выше изложенных принципов. Разработчик стандарта организации может представить проект стандарта в ТК для экспертизы. На основании результатов экспертизы ТК готовит заключение и отправляет его разработчику.
Технические условия на пищевые продукты перед их утверждением подлежат обязательному согласованию с территориальными органами исполнительной власти по государственному санитарно-эпидемиологическому и ветеринарному надзору (для продуктов животного происхождения), а также с территориальными органами исполнительной власти по государственному надзору в области стандартизации, метрологии и сертификации. Согласование ТУ с территориальными органами Рос-
Основы технического регулирования и стандартизации
стандарта подтверждают экспертным заключением и специальным штампом, проставляемым на каждом листе ТУ и на каталожном листе продукции.