Разбивка главных точек круговой кривой. Вынос пикетов на кривую
Кривые по трассе разбивают, чтобы сгладить резкие повороты трассы, недопустимые для таких сооружений, как усовершенствованные дороги, каналы и некоторые трубопроводы. Разбивка кривой требует от пикетажиста знаний технических условий для устройства сооружения, трассу которого он разбивает. Разбивка кривой в трех главных точках сопровождается введением в измеренную длину трассы поправки Д (домера), а также выносом пикетов на кривую.
По вычисленным элементам круговую кривую разбивают так: от вершины угла отмеряют лентой по трассе в обратном направлении величину тангенса Т и получают точку НК (начало кривой). Отмеряя эту же величину от вершины угла в прямом направлении трассы, получают точку КК (конец кривой). Чтобы получить точку СК (середина кривой), делят на местности при помощи теодолита угол (3 пополам, получают направление биссектрисы этого угла; откладывая по направлению биссектрисы величину Б, получают точку СК. Поправку в длину трассы вводят путем смещения вперед на величину домера следующего за концом кривой пикета, первоначальное положение которого было найдено измерениями по ломаной (по тангенсам).
Профили строят на миллиметровой бумаге. Продольный профиль строят в такой последовательности: 1) строят вспомогательные графы шириной от 0,5 до 2 см в соответствии с потребностью расположить в них записи или чертежи; 2) заполняют графы, начиная с графы расстояний, предварительно разбитой на интервалы согласно горизонтальному масштабу и расстоянию между пикетными точками и между пикетными и плюсовыми точками; расстояния между смежными точками на профиле подписывают только в случае, когда имеются плюсовые точки; 3) подписывают номера пикетных точек; 4) в графу «фактические отметки» * вписывают отметки пикетов и плюсовых точек, взятые из журнала гео-метричеекого нивелирования по трассе; 5) в графе «план полосы по трассе» строят ситуацию полосы местности вдоль трассы, снятую при разбивке пикетажа, причем сама трасса изображается в виде прямой линии посередине графы; 6) выбирают Яуг — отметку условного горизонта, от которой следует строить вертикальный разрез трассы; для удобства вычислений и построений профиля отметка условного горизонта выбирается кратной 10 м, и, кроме того, она должна позволить построить разрез по трассе, необходимой для проектирования сооружения глубины; 7) от линии условного горизонта вверх в вертикальном масштабе профиля откладывают разность отметок — фактической (черной) и условного горизонта над каждым пикетом и плюсовой точкой профиля и находят положение этих точек на разрезе; далее от найденных точек до линии условного горизонта проводят «ординаты», а смежные точки соединяют между собой прямыми линиями, которые по совокупности образуют ломаную линию, изображающую линии поверхности земли по трассе; 8) оформляют профиль, т. е. подписывают наименование трассы, масштабы профиля, даты производства изысканий по трассе. На построенном «черном профиле» проектируют сооружение, ось которого изображают линией красного цвета — проектной линией. В одной из граф профиля подписывают проектный уклон оси сооружения, в другой — проектные (красные) отметки точек оси; около проектной линии подписывают «рабочие отметки», выражающие проектные высоты насыпи или глубины выемки в разных точках трассы.
Поперечные профили строят в одном масштабе для горизонтальных и вертикальных расстояний. Такой неискаженный чертеж удобен для проектирования насыпей и выемок по направлению трассы и, в частности, для определения планиметром площадей поперечных сечений, а следовательно, и для подсчета объемов насыпей и выемок. Число и содержание вспомогательных граф на поперечном профиле могут быть различными в зависимости от вида сооружения; однако на любом поперечном профиле подписывают: 1) наименование точек поперечника; 2) фактические отметки точек поперечного профиля, включая и отметку точки пересечения его с трассой; 3) расстояния от трассы до точек поперечного профиля; 4) проектные и рабочие отметки.
Нивелирование трассы
Вслед за пикетажем ведется нивелирование трассы. Желательно нивелирование начинать от постоянного репера, абсолютная отметка которого известна.
Нивелирование ведут в абсолютных отметках. Если вблизи от начала трассы нет постоянного репера, должен быть установлен временный репер с какой-либо условной отметкой. Начатое в условных отметках нивелирование ведут до ближайшего постоянного репера, после чего все отметки должны быть пересчитаны на абсолютные.
Нивелир при изысканиях можно применять любого типа, но вполне исправный и не имеющий дефектов, которые не могли бы быть исправлены обычной юстировкой.
Нивелирование обычно ведут в два нивелира: первый — основной и второй — контрольный. Первый нивелировщик ведет нивелирование по основному ходу, по всем пикетажным и промежуточным плюсовым точкам, установленным на всех переломах продольного уклона. Если характерная точка пропущена пикетажистом, нивелировщик обязан выставить точку, установив ее пикетаж. Во избежание возможных ошибок при нивелировании следует, как правило, устанавливать нивелир на равных расстояниях от связующих точек. Предельное расстояние от нивелира до рейки на связующей точке обычно принимают 100 м. Все реперы на трассе должны быть пронивелированы как связующие точки.
Порядок нивелирования следующий:
1) нивелировщик устанавливает инструмент и записывает в журнал связующие и все находящиеся между ними промежуточные точки, добавляя, если нужно, пропущенные пикетажистом;
2) нивелировщик производит отсчеты на заднюю и переднюю связующие точки, перекладывают трубу и вновь делает отсчеты с точностью до 1 мм, сразу записывая их в журнал, выводя средние отсчеты и подсчитывая отметки;
3) задний реечник по сигналу нивелировщика идет по всем промежуточным точкам. Нивелировщик делает отсчеты и записывает их в журнал;
4) дойдя до переднего реечника, который все время стоит на передней точке, не снимая рейки, задний реечник идет на следующую точку и становится перед ним;
5) нивелировщик подсчитывает отметки и идет на следующую стоянку, где устанавливает инструмент, после чего цикл работы повторяется.
Второй нивелировщик ведет работу независимо от первого. Он нивелирует все связующие точки, принятые первым нивелировщиком, в том же порядке и с той же точностью. Второй нивелировщик нивелирует так же все поперечники как на косогорных местах, так и по тальвегам. При нивелировании поперечников по существующим дорогам с твердой одеждой проезжей части должны быть пронивелированы точки: по оси дороги, по кромкам дорожной одежды, по бровкам дорожного полотна, по бермам, по дну резервов или кюветов и на обрезах на поверхности земли. Записи ведут в журнале специальной формы, в котором обязательно фиксируют расстояния от оси трассы до точек вправо и влево.
При большой крутизне склона при съемке поперечников производят ватерпасовку. Нивелировку поперечников по тальвегам, съемку и нивелировку на переходах водотоков выполняют в соответствии с указаниями.
Километровые пикеты (кратные десяти) всегда должны быть связующими. Реперы, расположенные в стороне от трассы, нивелируют отдельным ходом от трассы с возвращением к той же связующей точке и также обязательно двумя нивелирами.
При изысканиях автомобильных дорог разрешается производить одиночную нивелировку в случаях:
1) если в начале, в конце и вдоль трассы имеются реперы, сложенные друг от друга на расстоянии не более 40 км, и, следовательно, привязкой к этим реперам можно проконтролировать правильность нивелировки;
б) если нивелирование производится по замкнутому контуру. Последнее может, например, иметь место при назначении вариантов, когда один нивелировщик идет по одному варианту, а второй по другому. Контроль нивелирования осуществляется сличением отметок общих точек.
Каждый нивелировщик в течение всей работы ведет записи в журнале в «своих» отметках, сверяя результаты нивелирования ежедневно по работе, выполненной за день и с начала трассы. При этом должны быть сверены отметки всех реперов.
Если невязка окажется больше допустимой, следует найти места возможных ошибок, после чего нивелировку нужно повторить. Если при этом выяснится, что ошибку допустил первый нивелировщик, повторная нивелировка должна быть проведена и по всем промежуточным точкам.
Для предупреждения ошибок при одиночном нивелировании применяют следующие методы нивелирования: а) нивелирование с двусторонними рейками; б) нивелирование с контрольными точками; в) нивелирование с изменением высоты инструмента.
Отметки следует вычислять в поле у инструмента немедленно после сделанных отсчетов. На каждой странице журнала записи должны начинаться с взгляда назад и оканчиваться взглядом вперед. Правильность подсчета отметок проверяют по каждой странице суммированием отсчетов по рейке назад и вперед; разность между суммами отсчетов должна равняться разности отметок первой и последней точек на странице.
При пересечении трассой глубоких оврагов следует при нивелировании перекидывать отметку взглядом с одного края оврага на другой. К нивелировке самого оврага следует приступать после установления отметки пикета или плюса, лежащего за оврагом. Запись промежуточной нивелировки в журнале должна быть выделена.
При проведении трассы по недоступным или труднодоступным местам (скальные выступы или обрывы, крутые косогоры) разрешается применение тупиковых ходов, но с обязательной нивелировкой в обход препятствия. Отметки точек на труднодоступном участке определяют ватерпасовкой. Записи тупиковых ходов в журнале выделяют особой отметкой.
При нивелировании на болотах для устойчивости нивелира под концы треноги забивают колья. При невозможности обеспечить устойчивость нивелира, например, на моховых болотах с зыбкой корой, отметки передают обходным нивелированием.
При необходимости установки дополнительных иксовых точек используют башмаки. Постановка рейки на грунт не допускается. При пересечении больших рек допускается расстояние от нивелира до рейки до 400 м. Однако при этом вследствие затрудненной видимости, по сигналам нивелировщика, по рейке передвигается целик (например, из цветного картона). Когда целик коснется горизонтального волоска трубы, нивелировщик дает условный сигнал и техник у рейки производит отсчет.
Передача отметки по урезу воды допускается лишь на прямых участках реки в тихую, безветренную погоду. Точки у уреза воды забивают по сигналу.
При отсутствии подходящего участка реки и при расстояниях до рейки, превышающих 400 м, отметку передают при помощи теодолита визированием на верх рейки и замером вертикального угла при круге вправо и влево.
В обоих последних случаях переданная отметка должна быть при первой возможности проверена привязкой к реперу сети государственного нивелирования.
Каждый нивелировщик снабжается нивелиром с треногой и имеет в своем распоряжении двух рабочих с рейками и одного рабочего для переноса инструмента. Нивелировщики работают независимо один от другого. Одновременное выполнение нивелировки с отсчетами на одни и те же рейки воспрещается.
88. Построение продольного профиля трассы и профилей поперечников.
Профили трассы и поперечников являются основными документами, составляемыми по результатам изысканий. По ним выполняют проектирование железной дороги, а затем её строительство.
Продольный профиль трассы строят на листе миллиметровой бумаги по вычисленным в журнале нивелирования отметкам точек трассы и сведениям о трассе и прилегающей местности из пикетажного журнала. Масштаб профиля: горизонтальный - 1:10000, вертикальный - 1:200.
Поперечные профили составляют по результатам нивелирования поперечников, принимая одинаковый масштаб для горизонтальных расстояний и высот (обычно - 1:200).
Конкретные указания по построению продольного и поперечных профилей содержатся в соответствующих нормативных документах.