Номенклатура потребительских свойств и показателей качества продукции
Номенклатура потребительских свойств и показателей - совокупность свойств и показателей, определяющих качественные характеристики потребительских товаров. Номенклатура показателей качества зависит от назначения продукции. В пределах номенклатуры потребительские свойства и показатели подразделяют на следующие группы: назначения, надежности, эргономические, эстетические, экологические, безопасности (рис. 4.2).
Потребительские свойства и показатели качества
Группы
Назначения
Надежности
Эргономические
Эстетические
Экологические
Безопасности
Функционального
Долговечность
Антропометрические
Химическая
Социального
Безотказность
Психологические
Механическая
Радиационная
Кпассафи-кационного
Ремонтопригодность
Психолого-физиологические
Электрическая
Универсального
Сохраняемость
Магнитная
Электромагнитная
Противопожарная
Рис. 4.2.Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров
Показатели назначения характеризуют способность товаров (продукции) удовлетворять физиологические и социальные потребности. Назначение относится к одному из определяющих свойств товаров. Если товар не удовлетворяет потребителя по назначению, то остальные свойства утрачивают для него привлекательность.
В зависимости от удовлетворяемых потребностей показатели назначения подразделяют на подгруппы: функционального, социального, классификационного и универсального назначения.
Свойства функционального назначения отражают способность товаров выполнять их основные функции. Свойства и показатели этой подгруппы чаще всего удовлетворяют физиологические потребности. Так, для всех продуктов питания определяющими свойствами функционального назначения являются энергетическая и биологическая ценность.
Свойства социального назначения - способность товаров удовлетворять индивидуальные или общественные социальные потребности. Показателями социального назначения зачастую выступают внешний вид товаров, состав и содержание отдельных компонентов (например, драгоценных металлов, камней, ароматических ве-
Глава 4
ществ и т.п.). Часто эти показатели могут быть измерены лишь качественно и связаны с психолого-физиологическим восприятием товара потребителем. К таким показателям относятся имидж товара, внешний вид (например, модный в этом сезоне цвет), иногда аромат (для духов, кремов и т.п.) или звук (для аудиотехники). В отличие от показателей функционального назначения, которые характеризуются относительной стабильностью в течение длительного времени, показатели социального назначения (мода, стиль, имидж товаров) подвержены значительным изменениям, порой в течение сравнительно небольших периодов.
Свойства и показатели классификационного назначения - это свойства и показатели, которые способны выступать в качестве классификационных признаков. Так, содержание жира - классификационный признак для жиросодержащих пищевых продуктов: творог бывает нежирный и жирный; молоко - 1,5; 2,5; 3,2; 6,0%-ной жирности, рыба - особо жирная, жирная, среднежирная и тощая.
Свойства и показатели универсального назначения - это свойства и показатели, удовлетворяющие разнообразные потребности. Содержание жира в пищевых продуктах обусловливает энергетическую ценность, а незаменимых жирных кислот - биологическую эффективность, то есть определяет функциональное назначение жиросодержащих пищевых продуктов. В то же время пропаганда здорового образа жизни, частью которой является разъяснение рациональных подходов к питанию за счет уменьшения калорийности пищевых продуктов, способствовала формированию спроса на традиционные продукты питания пониженной калорийности. В результате показатель содержания жира стал выполнять и социальное назначение. Ранее уже указывалось на возможность использования его в качестве классификационного признака.
Показатели надежности - это показатели, характеризующие способность продукции сохранять функциональное назначение в процессе хранения и (или) потребления (эксплуатации) в течение заранее оговоренных сроков. Применительно к сельскохозяйственной продукции показатели надежности и долговечности характеризуют ее сохраняемость.
Сохраняемость - это свойство продукции сохранять исходные количественные и качественные характеристики без значительных потерь в течение определенного промежутка времени. Сохраняемость присуща всем потребительским товарам, так как хранение - неизбежный этап любого товародвижения. Этап хранения условно можно разделить на два периода: складского хранения у изготовителя, в оптовой и розничной торговле; домашнего хранения у потребителя.
Сохраняемость продукции обусловлена ее структурой или строением, химическим составом и свойствами веществ, наличием защиты от неблагоприятных внешних воздействий (упаковка, защитные покрытия), зависит от условий и сроков хранения.
Во время первого периода хранения товароведы, материально ответственные лица осуществляют контроль за своевременным установлением и поддержанием заданного режима хранения, соблюдением сроков хранения, что позволяет сохранить товары с наименьшими потерями. Во втором периоде хранения товаров до их потребления или во время эксплуатации потребитель не всегда знает, как правильно и как долго можно хранить приобретенные товары. Поэтому потребителя необходимо информировать об условиях и сроках их хранения с помощью маркировки или эксплуатационных документов.
Показателями сохраняемости потребительских товаров являются потери, выход товарной (стандартной) продукции, сроки хранения.
Качество продукции. Контроль качества
Эргономические свойства и показатели характеризуют способность товаров создавать ощущения удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, психологическими и психолого-физиологическими характеристиками человека, проявляющимися в производственных и бытовых условиях. В зависимости от того, какие потребности человека удовлетворяют эргономические свойства, их подразделяют на подгруппы: антропометрические, психологические и психолого-физиологические.
Антропометрические свойства - способность товаров при потреблении (эксплуатации) соответствовать в наибольшей степени измеряемым характеристикам потребителя. Наибольшее значение они имеют при оценке качества непродовольственных товаров, особенно одежно-обувных. Поэтому при проектировании и разработке продукции используют данные об антропометрических замерах населения, на основании которых устанавливают размеры одежды, обуви, головных уборов. Показателями антропометрических свойств служат и размеры рабочих деталей оргтехники, бытовой техники, канцелярских товаров. Диаметры ручек, карандашей, фломастеров отражают антропологические характеристики руки человека, обеспечивая удобство их применения. При использовании этих предметов больших или меньших размеров наступает быстрое утомление, возникает ощущение неудобства.
Психологические свойства - способность товаров обеспечивать при потреблении (эксплуатации) душевную комфортность потребителю. Душевный комфорт -состояние внутреннего спокойствия, отсутствия разлада с собой и окружающим миром. Душевный комфорт одним потребителям могут создавать любимые, привычные вещи, а другим необходимо постоянное обновление их. Психологические требования могут выражаться через восприятие вкуса, цвета, громкости и тембра звучания, яркости изображения и т.п. Например, восприятие отдельных пищевых продуктов в определенных регионах земного шара определяется национальными, религиозными, семейными и другими обычаями. Мясо лягушек, которое французы считают деликатесом, не принято употреблять в пищу в славянских странах. Мусульмане не едят свинину, считая ее нечистым продуктом, а индусы - говядину, так как корова в Индии - священное животное.
Покупатели отдают предпочтение красиво и со вкусом оформленным, ярким, нарядным изделиям и неохотно покупают товары, имеющие невзрачный, блеклый товарный вид или упакованные в малопривлекательную тару.
Психолого-физиологические свойства - способность товаров обеспечивать соответствие психолого-физиологическим возможностям потребителя. Эти свойства комплексно удовлетворяют психологические и физиологические потребности человека. Одна из разновидностей этих свойств - органолептические свойства, основу которых составляет психолого-физиологическое восприятие человеком отдельных свойств товаров с помощью органов чувств. Органолептические ощущения зависят от физиологического и психологического состояния конкретного человека, что и предопределяет его потребности. Одни и те же пищевые продукты у разных людей вызывают неодинаковое восприятие, а главное - чувство удовлетворения. Так, любители чая наибольшее удовлетворение (ощущение комфорта) получают от чашки чая, а кофеманы-от чашки кофе.
Эстетические свойства - способность товаров удовлетворять эстетические потребности человека. Большинству потребителей присуще стремление к красоте, гармонии, однако представления о них у разных людей, проживающих в различных
98 Глава 4
регионах земного шара и в разные эпохи, неодинаково. Различаются эти представления и у людей одной страны, местности, даже одной семьи. Эстетические потребности очень индивидуальны, что предопределяет сложность обеспечения эстетических свойств товаров.
Показателями эстетических свойств товаров могут служить внешний (товарный) вид, целостность композиции, информационная выразительность, стабильность товарного вида, дизайн, стиль, мода.
Внешний вид - комплексный показатель, включающий форму, цвет, состояние поверхности, иногда целостность.
Целостность композиции отражает рациональную взаимосвязь внешних признаков с внутренней структурой и предполагает подчиненность главным элементам второстепенных, единство стилевого решения всех частей изделий. Наряду с целостностью композиции при эстетическом восприятии оценивают и целостность товаров, которая характеризуется отсутствием у них повреждений.
Информационная выразительность характеризует способность изделия отражать сложившиеся в обществе эстетические представления. Она проявляется в художественно-образном выражении информации, к примеру, при подборе цвета упаковки для тех или иных изделий, в частности зеленый цвет может характеризовать плодоовощную продукцию.
Стабильность товарного вида - показатель, отражающий особенности эстетического восприятия в зависимости от традиционно сложившегося оформления изделия. В качестве примера можно привести фирменные продукты питания (Тульские, Московские пряники, восточные сладости и др.).
Дизайн, стиль, мода - показатели эстетических свойств в основном непродовольственных товаров, поэтому в данном учебнике не рассматриваются.
Экологические свойства - способность товаров не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при их эксплуатации или потреблении. Для многих пищевых продуктов экологические свойства могут быть выражены через возможность утилизации отходов, упаковки или товаров, опасных для пищевых целей.
Показатели безопасности потребления характеризуют особенности товаров, обеспечивающие их безвредность и безопасность для человека при потреблении. Например, допустимые уровни содержания токсичных элементов, пестицидов и других вредных веществ в продуктах питания (см. гл. 5).
В сельском хозяйстве и отраслях, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, все показатели качества принято подразделять на пять групп:
• ботанико-физиологические - культура (род растения), ее вид, форма (озимая, яровая), морфолого-анатомические особенности, сорт, всхожесть, энергия прорастания; порода животных;
• органолептические - цвет, запах, вкус, являющиеся показателями свежести зерна (семян), муки, крупы, растительных масел, мяса, молока и другой продукции, внешний вид плодов и овощей;
• физические форма зерновки, линейные размеры и крупность, объем, выполненность, щуплость, выравненное^, масса 1000 зерен, стекловидность, пленча-тость, натура, форма плодов, плотность молока и др.
• физико-химические - влажность, зольность, содержание протеина (белка), кислотность, содержание и качество клейковины в зерне пшеницы, химический состав;
Качество продукции. Контроль качества
• технологические - показатели, характеризующие способность продукции к переработке, возможности выработки из нее продуктов определенного качества. Характеристика названных групп показателей качества приведена в главах 6-17.
Градации качества
Продукцию в зависимости от качества подразделяют на стандартную, нестандартную, брак, классы, сорта, номера, марки.
Для принятия решения о градации качества товара необходимо сравнить дейст-вительные и базовые значения по всей номенклатуре выбранных показателей. Возможные результаты сопоставления действительных и базовых показателей приведе-кы на рис. 4.3.
Оценка качества товаров
--------- i
Результат оценки
Установление
Соответствия
Несоответствия
Градации качества
- |
Стандартный товар 3=
Сорта
Нестандартный товар
Ликвидный
Отходы
Неликвидные
Природные
Товарные
Условно пригодный
Непригодные
к использованию
(опасные)
Пригодный к использованию по назначению
Классы товаров по назначению
Рис. 4.3.Взаимосвязь оценки с градациями качества и классами товаров по назначению (по М.А. Николаевой)
Стандартная продукция - это продукция, которая соответствует установленным требования по всем регламентированным показателям. Если хотя бы по одному из определяемых показателей выявлено несоответствие, то продукции не может быть присвоена стандартная градация, а только пониженная - нестандартная или брак. Стандартная продукция подлежит реализации без каких-либо ограничений.
Нестандартная продукция - это продукция, которая не соответствует установленным требованиям по одному показателю или их комплексу, но это несоответствие не является критическим (опасным). Например, если влажность хлеба выше установленной нормы, то он относится к нестандартному. Нестандартная продукция может быть реализована по пониженным ценам или отправлена на промышленную переработку либо на корм скоту.
100
Глава 4
Брак - продукция с выявленными устранимыми или неустранимыми несоответствиями по одному показателю или их комплексу.
Различают устранимый и неустранимый брак.После устранения несоответствия градация продукции (товара) может быть изменена. Если устранение брака способствует улучшению всех показателей до установленной нормы, то продукцию признают стандартной. Например, сортировка партии плодов и овощей с отбраковкой дефектных экземпляров приводит к формированию новой партии стандартной продукции.
Отходы - разновидность брака с неустранимыми значительными или критическими дефектами. Отходы со значительными несоответствиями установленным требованиям относят к ликвидным, а с критическими - к неликвидным. Пример ликвидных отходов - окислившийся поверхностный слой жира (штафф) у сливочного масла, который может быть использован после термической обработки. К неликвидным отходам относится продукция, которая не может быть использована по назначению из-за несоответствия показателям безопасности, например, продукция с биоповреждениями (загнившая, плесневелая, поврежденная грызунами). Такая продукция должна быть уничтожена или утилизирована с соблюдением определенных правил.
Одна из важных задач оценки качества - установление градаций качества стандартной продукции, которые представлены сортами. Совокупность сортов, относящихся к одному товару, называется сортаментом. Различают сортамент природный и товарный.
Природный сортамент - совокупность сортов одноименной продукции, отличающихся характерными анатомо-морфологическими признаками. Природный сортамент характерен для пищевых продуктов растительного происхождения. Например, природный сортамент яблок включает более 245 сортов, отличающихся формой, основной и покровной окраской плодов, другими показателями. Каждый природный сорт имеет свое, только ему присущее название (сорта яблок: Антоновка обыкновенная, Джонатан, Богатырь и др.; сорта пшеницы: Мироновская 808, Безостая 1, Саратовская 29 и др.).
Для продуктов животного происхождения вместо термина «сорт» применяются другие термины: для крупного рогатого скота - «породы», для птицы «кроссы». Например, куры мясных и яйценосных кроссов различаются анатомо-морфологическими признаками.
Товарный сортамент - совокупность товарных сортов, различающихся значениями регламентированных НД показателей качества. Наименования товарных сортов в отличие от природных, как правило, обезличены. В основном бывают высший, 1-й, 2-й и 3-й товарные сорта. Иногда выделяют сорт экстра. Сортам некоторых товаров дополнительно или взамен присваивают особые наименования. Например, байховый чай подразделяют на следующие товарные сорта: букет, экстра, высший, 1-й, 2-й и 3-й. Сорта ржаной муки - обойная, обдирная и сеяная - присвоены в соответствии с применяемыми помолами тех же наименований.
На формирование товарного сорта влияют различные факторы: сырье, технология, условия и сроки хранения. В зависимости от преобладания одного из факторов или их комплексного воздействия на значение показателей, определяющих товарный сорт, различают сырьевой, технологический и комплексный принципы деления сортамента.
Сырьевой принцип основан на том, что различия в значениях показателей качества товарных сортов обусловлены особенностями сырья. Так, макаронные изделия
Качество продукции. Контроль качества
группы А могут быть изготовлены из муки, полученной только из твердой пшеницы, группы Б - из муки мягкой стекловидной пшеницы, группы В - из хлебопекарней пшеничной муки. Мясо высшего сорта можно получить только от задней и лопаточной частей туши и невозможно - от пашины, голяшки и других частей, мясо которых относится к низшим сортам.
При технологическом принципе различия между сортами обусловлены технологическими процессами. По этому принципу подразделяют сорта муки, крупы, крах-мгла. Так, из одного и того же зерна можно при трехсортном помоле получить муку высшего, 1-го и 2-го сортов, что обусловлено такими операциями, как измельчение зеона, разделение образовавшихся частиц на фракции по крупности и содержанию отрубей и размол каждой фракции по отдельности.
Согласно комплексному принципу формирование различий между сортами обусловлено комплексом факторов: сырьем, технологией, условиями и сроками хранения. Например, сорт чая зависит от качества чайного сырья. Чем моложе собранный чайный побег и меньше его длина (от верхушечной нераскрывшейся почки), тем выше качество сырья. Однако для получения чая высших сортов необходимо, кроме того, строго соблюдать технологический режим отдельных операций (скручивания, ферментации и др.). При хранении происходит старение чая за счет окислительных процессов, вследствие чего сорт чая изменяется. Чем дольше хранится чай, чем выше температура хранения и больше доступ кислорода, тем быстрее происходит его старение. За год хранения при комнатной температуре грузинский чай высшего сорта приобретает органолептические свойства, присущие 2-му сорту, вследствие чего возникает пересортица.
Пересортица - один из распространенных способов качественной фальсификации. В зависимости от причин возникновения она может носить объективный и субъективный характер. Так, пересортица, происходящая при хранении, не зависит от работников фирмы и является объективной. При сырьевом и технологическом принципах, когда сорт полностью сформирован на стадии производства, пересортица носит субъективный характер, ее можно объяснить либо злоупотреблениями, ли-бс нарушениями технологии производства, включая некачественный приемочный контроль сырья.
Кроме деления на товарные сорта, ряд товаров подразделяют на марки, номера.
Марки, номера - градации качества товара, отличающиеся значениями одного т и нескольких определяющих показателей. Так, марки манной крупы (М, МТ, Т) различаются цветом крупинок, а главное - сырьем ( крупу марки М получают из мягкой пшеницы, марки Т - из твердой, марки МТ - из смеси мягкой и твердой пшеницы). Деление на номера применяют для ячменных и пшеничных шлифованных круп в зависимости от размера крупинок.
При оценке качества продукции устанавливают не только градации качества, но и выявляют дефекты товаров.
Дефекты продукции
Дефект - несоответствие заданному или ожидаемому требованию, а также требованию, относящемуся к безопасности. Классификация дефектов (по М.А. Николаевой) приведена на рис. 4.4. Основные классификационные признаки: степень значимости, наличие методов и средств для их обнаружения или устранения, место возникновения.
Глава 4
Дефекты
Классификационные признаки
► Скрытые |
Степень значимости | |
-► | Критические |
-> | Значительные |
■* | Малозначительные |
Наличие методов и средств
Устранения |
Обнаружения
Явные |
-»■Устранимые
-*Неустранимые
Место возникновения
-► | Технологические |
-»■ | Предреа-лизаци-онные |
-»• | Послереализационные |
Рис. 4.4.Классификация дефектов (по М.А. Николаевой'
По степени значимости различают дефекты критические, значительные и малозначительные.
Критические дефекты - несоответствия товаров установленным требованиям, которые могут нанести вред жизни, здоровью, имуществу потребителей или окружающей среде.
Продукцию с критическими дефектами нельзя или экономически нецелесообразно использовать по назначению. Например, загнившие яблоки нельзя использовать в пищу или на переработку, так как они содержат вредные для организма вещества (микотоксины), обладающие канцерогенным и мутагенным действием. Даже если менее половины мякоти плода еще не загнила, то отделение здоровых тканей требует таких больших затрат, что обработка невыгодна.
Значительные дефекты - несоответствия, существенно влияющие на использование продукции по назначению и ее сохранность, но не влияющие на безопасность для потребителя и (или) окружающей среды. Так, ушибы, проколы, повреждения вредителями приводят к ухудшению внешнего вида, снижению выхода съедобной части и сохраняемости яблок, но при этом плоды все же могут Сыть использованы по назначению.
Малозначительные дефекты - несоответствия, которые не оказывают существенного влияния на потребительские свойства продукции, в первую очередь на назначение, надежность и безопасность. Так, при оценке качества яблок к малозначительным дефектам относят небольшие отклонения от формы, размера, окраски.
Продукцию с критическими дефектами относят к неликвидным отходам, непригодным к использованию по назначению, со значительными - к нестандартной, если количество допускаемых дефектов превышает установленные нормы. Продукцию считают стандартной, если значительные дефекты находятся в пределах установленных норм допускаемых отклонений. Малозначительные дефекты могут быть в стандартной продукции без ограничений.
В зависимости от наличия методов и средств обнаружения дефекты подразделяются на явные, для которых предусмотрены методы и средства обнаружения, и скрытые, для которых методы и средства обнаружения не предусмотрены или их применение нецелесообразно. Например, к явным дефектам консервоч относят бом-баж в стадии вздутия банки, который определяют визуальным осмотром. Начальные
Качество продукции. Контроль качества
же стадии бомбажа нельзя обнаружить визуально. Для этого необходим микробиологический контроль, для чего банки нужно вскрывать. При выборочном контроле всегда существует опасность, что банки в начальной стадии бомбажа могут не попасть в выборку. Если же вскрыть все банки в товарной партии, то реализовать такую партию нельзя. Поэтому сплошной контроль невозможен, а другие методы не-разрушающего контроля отсутствуют.
В зависимости от наличия методов и средств устранения дефекты делят на устранимые и неустранимые.
Устранимые дефекты - дефекты, после устранения которых продукция может быть использована по назначению. Так, к устранимым дефектам относят загнивание яблок, если поражено менее 50% плода. После удаления загнившей ткани, а также части прилегающей к ней здоровой ткани плоды можно использовать в свежем виде или на переработку.
Неустранимые дефекты - дефекты, которые невозможно или экономически невыгодно устранять. Примером неустранимых дефектов могут служить полностью гнилые плоды и овощи.
В зависимости от места возникновения все дефекты условно подразделяют на технологические, предреализационные и послереализационные.
Технологические дефекты - дефекты, связанные с несоблюдением или несовершенством производственных процессов. Эти дефекты являются следствием недостаточного управления и контроля качества при производстве продукции. Если технологические дефекты при сдаче-приемке продукции имели скрытый характер, то в течение четырех месяцев продавец может предъявить претензии поставщику. Бита при приемке технологические дефекты носили явный характер, но не были обнаружены или зафиксированы, а партия с такими дефектами была принята товароведом или материально-ответственным лицом без уведомления изготовителя и поставщика, то по истечении срока, обусловленного Инструкцией по приемке товаров народного потребления по качеству, предъявить претензии невозможно.
Предреализационные дефекты возникают при транспортировании, хранении, подготовке к продаже или реализации продукции. Примерами таких дефектов могут служить микробиологическая порча продукции при хранении, утрата товарного вида при подготовке к продаже или реализации вследствие загрязнения, деформации и т.п. Продукция, у которой выявлены недопустимые технологические или предреализационные дефекты, реализации не подлежит.
Послереализационные дефекты появляются при хранении или использовании продукции потребителем. Причинами возникновения этих дефектов могут быть:
• нарушение потребителем правил эксплуатации, хранения, транспортирования или потребления продукции;
• проявление скрытых технологических или предреализационных дефектов.
В первом случае потребитель имеет право предъявить претензию, если правила эксплуатации, хранения, транспортирования или потребления не были доведены до него соответствующим образом. При наличии достаточной информации о таких правилах (с помощью информационных документов или маркировки) претензии, вызванные появлением послереализационных дефектов по вине потребителя, не принимаются.
В случае появления скрытых дефектов продукции не по вине потребителя продавец обязан либо устранить дефекты за свой счет, либо заменить дефектный товар
Глава 4
на бездефектный, либо вернуть уплаченную сумму денег. При этом потребитель имеет право претендовать на возмещение материального и морального ущерба.