Расчёт бокового зазора и выбор вида сопряжения
Для устранения возможного заклинивания при нагреве передачи, обеспечения условий протекания смазки и ограничения мёртвого хода при реверсировании отсчётных и делительных передач они должны иметь боковой зазор. Этот зазор необходим также для компенсации погрешностей изготовления и монтажа передачи и для устранения удара по нерабочим профилям.
Требования к боковому зазору назначаются независимо от точности изготовления зубчатых колес. Эти требования объединены в виде нормы бокового зазора.
Выбор вида сопряжения производится на основе расчёта гарантированного наименьшего бокового зазоре jn min. В большинстве случаев этот расчёт выполняется с учётом температурного режима работы передачи и окружной скорости зубчатого колеса.
Гарантированный боковой зазор находится по формуле:
,
где V | – | толщина слоя смазки между зубьями; aw - межосевое расстояние; α1 и α2 - коэффициенты линейного расширения материала колеса и корпуса; Δt1 и Δt2 - отклонение температур колеса и корпуса от 20°С; α - угол профиля исходного контура. |
Величина толщины слоя смазки зависит от способа смазывания и окружной скорости колёс. Ориентировочно её можно определить по формуле:
где m - модуль зубчатого колеса, мм.
Значения V в зависимости от окружной скорости колёс см. П6 табл. 3.
По рассчитанному значению бокового зазора с помочью ГОСТ I643-81 или [2, ч. 2, табл. 5.17, с. 336] или П6 табл. 4 выбирается вид сопряжения, для которого при заданном межосевом расстоянии значение jn min ≥ jn min расч.
Наибольший боковой зазор jn max получаемый между зубьями в передаче, не ограничен стандартом.
Его можно подсчитать для установленного вида сопряжения с соответствующим ему видом допуска по формуле:
где TH1 и TH2 2fa | – – | соответственно допуск на смещение исходного контура колёс зубчатой передачи; алгебраическая разность верхнего и нижнего отклонений межосевого расстояния зубчатой передачи. |
Полученное значение jn max сравнивается с заданным j’n max и при необходимости назначается другой вид допуска бокового зазора. В нашем случае поскольку j’n max неизвестно, то принимаем вид допуска соответствующий виду сопряжения, например, виду сопряжения С соответствует вид допуска С, виду сопряжения А – вид допуска а и т. д. (см. 1 с. 273).
В нашем примере
Гарантированный боковой зазор находится:
и – коэффициенты линейного расширения материала колеса и корпуса;
и – отклонение температур колеса и корпуса от 20°С;
– угол профиля исходного контура, ([1], стр. 837).
Величина толщины слоя смазки зависит от способа смазывания и окружной скорости колес. Ориентировочно ее можно определить по формуле ([1], стр. 873):
где m– модуль зубчатого колеса, мм.
мм
Межосевое расстояние определим по формуле ([2], с.160):
,
где d1 и d2 – начальные диаметры шестерни и колеса находятся по формуле ([2], стр 160):
мм; мм, .
где z1= 80 и - число зубьев шестерни и колеса.
мм.
Определяем : мкм
Из условия выбираем вид сопряжения зубьев В (приложение 6, таблица 4 методических указаний к выполнению курсовой работы), для которого мкм.
Наибольший боковой зазор, получаемый между зубьями в передаче, не ограничен стандартом. Принимаем вид допуска соответствующий виду сопряжения, т.е. виду сопряжения В соответствует вид допуска b.
Наибольший боковой зазор определяется по формуле:
,
где TH1= 140 мкм и TH2 = 120 мкм– соответственно допуск на смещение контура колес зубчатой передачи ([2], табл. 5.18);
2fa = 2∙80=160 мкм – алгебраическая разность верхнего и нижнего отклонений межосевого расстояния зубчатой передачи (приложение 6, таблица 4 методических указаний к выполнению курсовой работы).
Определяем :
мкм.
Численные значения контролируемых параметров норм точности из [2], таблицы 5.7-5.10.
Таблица 9
Норма точности | Степень точности | Контролируемые параметры | Численное значение | |
Кинематической точности | Допуск на радиальное биение зубчатого венца, F мкм | |||
Допуск на накопленную погрешность шага по зубчатому колесу Fp мкм | ||||
Плавности работы | Допуск на местную кинематическую погрешность f мкм | |||
Предельное отклонение шага fa мкм | ±16 | |||
Допуск на погрешность профиля f1 мкм | ||||
Контакта зубьев | Суммарное пятно контакта % не менее | По высоте | ||
По длине | ||||
Допуск на параллельность осей f0 мкм | ||||
Допуск на перекос осей f2 мкм | ||||
Вид сопряжения | В |
Нормы точности назначаются в соответствии с ГОСТ 1643-81 ([2], ч.2, с. 308-365).
Шероховатость поверхностей зубчатых колес ([2], ч.1, с. 512).