Нормативно-правовые основы метрологии
Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» был принят в 1993 г. До принятия данного Закона нормы в области метрологии не были регламентированы законодательно. В Законе были четко разграничены обязанности государственного метрологического контроля и государственного метрологического надзора, установлены новые правила калибровки, введено понятие добровольной сертификации средств измерений.
Основные положения.
Прежде всего цели закона состоят в следующем:
1. осуществление защиты законных прав и интересов граждан Российской Федерации, правопорядка и экономики РФ от возможных негативных последствий, вызванных недостоверными и неточными результатами измерений;
2. помощь в развитии науке, технике и экономике посредством регламентирования использования государственных эталонов единиц величин и применения результатов измерений, обладающих гарантированной точностью;
3. способствование развитию и укреплению международных и межфирменных отношений и связей;
4. регламентирование требований к изготовлению, выпуску, использованию, ремонту, продаже и импорту средств измерений, производимых юридическими и физическими лицами;
5. интеграция системы измерений Российской Федерации в мировую практику.
Сферы приложения Закона: торговля; здравоохранение; защита окружающей среды; экономическая и внешнеэкономическая деятельность; некоторые сферы производства, связанные с калибровкой (поверкой) средств измерений метрологическими службами, принадлежащими юридическим лицам, проводимой с применением эталонов, соподчиненных государственным эталонам единиц величин.
Все определения, утвержденные в Законе, базируются на официальной терминологии Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ).
Закон утверждает Государственную метрологическую службу и другие службы, занимающиеся обеспечением единства измерений, метрологические службы государственных органов управления и формы осуществления государственного метрологического контроля и надзора.
В Законе содержатся статьи, регламентирующие калибровку (поверку) средств измерений и их сертификацию.
В Законе определяются виды ответственности за нарушения Закона.
В Законе утверждается состав и полномочия Государственной метрологической службы.
В соответствии с Законом создан институт лицензирования метрологической деятельности с целью защиты законных прав потребителей. Правом выдачи лицензии обладают только органы Государственной метрологической службы.
42 Аккредитация испытательных лабораторий (центров): основные этапы аккредитации
Аккредитация осуществляется на основании аттестации с целью проверки испытательной лаборатории (центра по сертификации) определения ее соответствия установленным критериям. На основании положительных результатов испытаний, проведенных в аккредитируемой лаборатории, уполномоченный на это орган выдает сертификат. Основой для аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий являются определенные требования, которым они должны удовлетворять.
Аккредитация предусматривает следующие основные этапы:
1. Представление заявки и комплекта документов на аккредитацию.
2. Экспертиза поданных документов с оценкой соответствия органа по сертификации или испытательной лаборатории установленным требованиям.
3. Аттестация (проверка), проводимая с целью установления фактического состояния органа или лаборатории представленным документам.
4. Принятие решения об аккредитации по результатам экспертизы и аттестации.
5. Оформление и выдача заявителю аттестата аккредитации, утверждение «Положения об органе сертификации (или об испытательной лаборатории)».
6. Инспекционный контроль за деятельностью органа по сертификации, который может быть периодическим или внеплановым.
В комплект документов, прикладываемых к заявке на аккредитацию, должны входить:
· анкета-вопросник с ответами;
· проект руководства по качеству;
· проект договора на проведение аккредитации;
· копия Устава организации;
· справка о деятельности для оценки компетентности организации;
· проект приказа о функционировании органа по сертификации;
· сведения об экспертах;
· перечень организаций, взаимодействующих с органом по сертификации;
· паспорт испытательной лаборатории (при аккредитации испытательной лаборатории).
Все сведения, содержащиеся в указанных документах, являются конфиденциальными, т. е. разглашению не подлежат. Аттестация испытательной лаборатории может сопровождаться проведением эксперимента методом сличительных испытаний. Решение об аккредитации принимается после рассмотрения всей полученной информации. При положительном результате выдается аттестат аккредитации со сроком действия до пяти лет. Сведения об аккредитованном органе или лаборатории вносятся в Государственный реестр. Повторная аккредитация зависит от результатов инспекционного контроля и может проводиться по сокращенной программе. Инспекционный контроль проводит аккредитирующий орган с участием представителей территориального органа, осуществляющего государственный контроль.
По результатам инспекционного контроля может быть приостановлено действие аттестата аккредитации до устранения обнаруженных недостатков в деятельности органа по сертификации или испытательной лаборатории.
Аккредитации подлежат также органы по сертификации систем качества или производства. Такую аккредитацию проводят органы Госстандарта РФ. При этом выдаются аттестаты сроком действия до трех лет. Инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных систем качества и производств организует Госстандарт РФ.