Определение места судна в море по высотам Солнца
Обоснование способа
Для определения места судна в море астрономическим способом необходимо, чтобы в поле зрения наблюдателя находилось не менее 2-х светил. В дневное время мы наблюдаем одно светило → Солнце и реже два → Солнце и Луну. Поэтому, при определении места судна в дневное время используется способ разновременных измерений высот Солнца.
К разновременным наблюдениям относятся измерения высот одного или нескольких светил, разделенные большим промежутком времени, за который судно проходит расстояние более 10 миль.
Промежуток времени между двумя наблюдениями определяется необходимостью изменения азимута светила не менее, чем на 30°. (Если ΔА < 30° → низкая точность обсервованного места, т.к. ВЛП пересекаются под острым углом).
При различных условиях этот промежуток времени для Солнца может достигать от 2-х до 4-х часов.
ΔA max = 28,6′ за 10с при h = 85°, A = 0° и φ = 0°.
ΔA min = 0,0′ за 10с при h = 0°, A = 0° и φ = 0°.
Необходимо помнить, что наиболее быстро азимут изменяется при нахождении светила вблизи меридиана наблюдателя, когда h = max.
Рассмотренный ранее способ получения элементов ВЛП относительно одной точки с последующим приведением высот к одному месту (моменту) наблюдений, введением поправки ΔhZ, в данном случае неприемлем, т.к. формула (12.1):
ΔhZ = S · cos(А - ПУ)
при S > 10 миль принимает более сложную и неудобную форму, которая на практике не применяется.
Чтобы обосновать способ получения обсервованного места по разновременным наблюдениям Солнца, рассмотрим рис. 9.3:
Рис. 9.3. Определение места судна в море по высотам Солнца
- на момент Т1 (φC1, λC1) измерена серия (3÷5) высот Солнца, рассчитаны элементы ВЛП1 (АC1, n1 = h1 – hC1), которые и проложены от сличимого места на момент Т1;
- через промежуток времени, за который азимут Солнца изменился на угол не менее чем 30° произведены повторные наблюдения, рассчитаны элементы ВЛП2 (АC2, n2 = h2 – hC2) c координатами (φC2, λC2), которые и проложены от счислимого места на момент Т2.
- Обсервованное место судна нельзя считать в точке пересечения ВЛП1 и ВЛП2 (в т. «Б»), так как высоты Солнца измерялись на моменты Т1 и Т2 из разных мест.
- Отсюда следует, что линии положения необходимо привести к одному месту и, как правило, ВЛП1 приводят к ВЛП2 (к последней).
- Этот способ приведения аналогичен крюйс-пеленгу.
- ВЛП1 (ИП1 – при крюйс-пеленге) смещается параллельно самой себе по направлению пути судна на величину пройденного судном расстояния ΔS за t = T2 – T1.
- Практически, для приведения ВЛП1 к ВЛП2, следует определяющую точку «К1» перенести по направлению пути на ΔS = KЛ · рол(VОБ · t) и через конец отрезка K1K1′ = ΔS провести ВЛП1 как перпендикуляр к АC1.
- В четырехугольнике T1T2K1K1′ (рис. 12.4) стороны T1T2 и K1K1 по построению равны и параллельны, а значит и две другие стороны T1K1 и T2K1′ также равны и параллельны. Поэтому обе ВЛП можно прокладывать при втором счислимом месте (т. «T2»).
- Если в промежутке между наблюдениями Солнца, было получено обсервованное место каким-то другом способом, то в этом случае вторые координаты (φ2, λ2) для расчета элементов ВЛП2 берутся без учета этот обсервации – по счислению от Т1 до Т2 (рис. 9.4).
Рис.9.4. Исключение промежуточной обсервации
При прокладке ВЛП используется специальный бланк «Ш-8», его оборотная сторона, где в центре принимаются координаты места (φC2, λC2) на время Т2. Расчет счислимо-обсервованных координат (φC0, λC0) аналогичен расчету обсервованных координат по высотам двух звезд.
9.4.3. Практическое выполнение способа определения места судна по Солнцу
I. Подготовка к наблюдениям.
- Рассчитать время выхода на первые (до кульминации ) и вторые (после кульминации ) наблюдения.
- Перед выходом на первые наблюдения подготовить навигационный секстан к работе – произвести его выверки.
- Определить поправку индекса секстана (i) по Солнцу, применяя контроль измерений.
- Измерить, по возможности, наклонение видимого горизонта наклономером.
- Определить поправку рабочих часов по сличению с хронометром (или по сигналам точного времени)
(UЧ = UХР + СЛ; СЛ = ТХР – ТЧ). | (9.7) |
II. Наблюдения.
- Измерить серию (3 ÷ 5) высот Солнца; при измерении средней в серии высоты, заметить судовое время (Тc) и отсчет лага (ОЛ1).
- Рассчитать среднее время серии (ТCP) и средний отсчет секстана (ОСCP).
- Записать ИК, tB°C, В мм рт. ст.
III. Вычисления.
- По ТC1 и ОЛ1 снять с карты счислимые координаты (φC1, λC1) с точность 0,1′.
- По ТCP1 и UЧ получить точное гринвичское время наблюдений (ТГР).
- По дате, ТГР и λC1, с помощью МАЕ текущего года, рассчитать экваториальные координаты Солнца (t , δ ).
- По φC1, t , δ , с помощью таблиц высот и азимутов светил («ВАС» или «ТВА»), рассчитать счислимые высоту (hC1) и азимут (АC1) Солнца.
- Исправив «ОСCP» всеми поправками, получить истинную высоту Солнца «h1».
- Рассчитать величину переноса n1 = h1 – hC1.
IV. Вторые наблюдения выполняют в намеченное (после кульминации ) время в том же порядке, что и первые.
V. Вычисления вторых счислимых высоты (hC2) и азимута (АC2) производят по ТCP2 и счислимым координатам (φC2, λC2) на время ТC2 (аналогично п. III).
VI. Рассчитать перенос ВЛП2 – «n2 = h2 – hC2».
VII. Прокладка.
Прокладку обеих ВЛП выполняют из счислимой точки, соответствующей моменту вторых наблюдений (φC2, λC2).
Счислимо-обсервованное место судна принимают в точке пересечения ВЛП1 и ВЛП2.
Если построения выполнялись на бланке ф. Ш-8 → рассчитать φC0 и λC0 и нанести счислимо-обсервованное место судна на путевую навигационную карту.
Если величина полученной невязки «С» превышает величину МC0(P = 95%), то следует проверить расчеты счисления. Если ошибок в расчетах нет – повторно определить место.
Для исключения подобного случая на практике и при первых и при вторых наблюдениях Солнца берут не одну, а 2 ÷ 3 серии высот, как при первых, так и при вторых наблюдениях Солнца.
9.4.4. Задачи на вычисление счислимо-обсервованных координат места судна по высотам Солнца
( , e = 6,0 м., tB°C = +20°, ВB = 755 мм)
ИК № зад. Vуз | Условие | Ответ | |||||
Дата | φC1 | φC2 | ТCP1 | ОСCP1 | i + S | φC0 | |
UЧ | λC1 | λC2 | ТCP2 | ОСCP2 | λC0 | ||
90° 1 2,2 | 01.06.2000 | 42°36,0′N | 42°36,0′N | 11.27.32 | 52°09,4′ | +0,5′ | 42°40,3′N |
-3.59.16 | 29°18,0′E | 29°24,0′E | 13.25.37 | 68°04,0′ | +1,1′ | 29°27,5′E | |
90° 2 1,0 | 02.06.2000 | 42°36,0′N | 42°36,0′N | 11.27.32 | 52°19,0′ | +1,5′ | 42°32,8′N |
-3.59.16 | 29°33,0′E | 29°37,0′E | 14.25.37 | 68°44,9′ | +1,6′ | 29°32,5′E | |
90° 3 0,5 | 03.06.2000 | 42°36,0′N | 42°36,0′N | 11.18.43 | 64°35,9′ | +1,2′ | 42°38,3′N |
-3.01.05 | 37°14,0′E | 37°16,0′E | 14.34.45 | 56°59,8′ | +1,3′ | 37°11,4′E | |
90° 4 2,0 | 04.06.2000 | 42°36,0′N | 42°36,0′N | 11.20.23 | 65°04,9′ | +1,2′ | 42°33,7′N |
-3.01.05 | 37°22,0′E | 37°31,0′E | 14.36.25 | 56°36,8′ | +1,3′ | 37°35,6′E | |
90° 5 2,8 | 05.06.2000 | 42°36,0′N | 42°36,0′N | 12.44.45 | 68°42,9′ | +1,1′ | 42°40,2′N |
-3.00.52 | 41°27,0′E | 41°39,0′E | 15.52.18 | 40°28,5′ | +0,8′ | 41°35,8′E | |
270° 6 2,8 | 06.06.2000 | 42°36,0′N | 42°36,0′N | 12.48.47 | 65°45,2′ | +1,1′ | 42°37,1′N |
+3.00.15 | 41°27,0′W | 41°39,0′W | 15.57.50 | 34°24,4′ | +1,1′ | 41°32,2′W | |
90° 7 1,9 | 07.06.2000 | 42°36,0′N | 42°36,0′N | 12.38.22 | 69°30,5′ | +1,0′ | 42°38,6′N |
-2.58.29 | 29°45,0′E | 29°53,0′E | 15.46.14 | 49°48,7′ | +1,5′ | 29°49,3′E | |
270° 8 25,4 | 08.06.2000. | 42°36,0′N | 42°36,0′N | 10.38.56 | 69°22,4′ | +1,0′ | 42°33,8′N |
+2.01.22 | 17°03,0′W | 18°51,0′W | 13.49.08 | 51°57,6′ | +1,4′ | 18°44,3′W | |
90° 9 3,5 | 09.06.2000. | 42°48,0′N | 42°48,0′N | 08.21.37 | 31°19,5′ | +1,5′ | 42°56,2′N |
-3.01.31 | 32°07,3′E | 32°21,2′E | 11.16.42 | 61°52,7′ | +1,2′ | 32°26,2′E | |
90° 10 5,2 | 10.06.2000 | 42°48,0′N | 42°48,0′N | 08.18.47 | 30°18,7′ | +1,6′ | 42°42,7′N |
-3.00.15 | 32°06,7′E | 32°26,9′E | 11.10.27 | 61°18,7′ | +1,2′ | 32°26,6′E | |
90° 11 7,3 | 11.06.2000 | 42°48,0′N | 42°48,0′N | 08.17.48 | 30°37,2′ | +1,6′ | 42°53,7′N |
-3.01.27 | 32°06,0′E | 32°33,8′E | 11.06.54 | 60°37,8′ | +1,2′ | 32°37,5′E | |
90° 12 9,5 | 12.06.2000 | 42°48,0′N | 42°48,0′N | 08.10.52 | 29°24,4′ | +1,7′ | 42°43,4′N |
-3.00.42 | 32°05,3′E | 32°41,4′E | 10.58.49 | 59°37,4′ | +1,2′ | 32°39,1′E | |
90° 13 10,9 | 13.06.2000 | 42°48,0′N | 42°48,0′N | 08.05.16 | 28°29,0′ | +1,8′ | 42°54,8′N |
-3.00.27 | 32°05,0′E | 32°45,0′E | 10.47.54 | 57°54,8′ | +1,7′ | 32°46,8′E | |
90° 14 13,1 | 14.06.2000 | 42°48,0′N | 42°48,0′N | 07.58.47 | 27°06,7′ | +1,8′ | 42°42,5′N |
-3.01.05 | 32°04,7′E | 32°50,9′E | 10.33.38 | 55°34,4′ | +1,7′ | 32°49,0′E | |
90° 15 14,3 | 15.06.2000 | 42°48,0′N | 42°48,0′N | 07.52.58 | 26°12,1′ | +0,9′ | 42°55,9′N |
-3.00.45 | 32°04,8′E | 33°01,4′E | 10.48.56 | 58°13,5′ | +0,7′ | 33°04,2′E | |
90° 16 15,2 | 16.06.2000 | 42°48,0′N | 42°48,0′N | 07.49.12 | 25°24,2′ | +0,9′ | 42°43,5′N |
-3.00.46 | 32°04,6′E | 33°04,5′E | 10.42.38 | 57°15,3′ | +0,7′ | 33°01,4′E | |
90° 17 17,1 | 17.06.2000 | 42°48,0′N | 42°48,0′N | 07.43.15 | 24°48,7′ | +1,8′ | 42°55,7′N |
-2.58.29 | 32°02,2′E | 33°06,4′E | 10.17.48 | 53°27,5′ | +1,4′ | 33°10,1′E | |
90° 18 5,4 | 18.06.2000 | 42°48,0′N | 42°48,0′N | 07.39.48 | 23°52,1′ | +1,7′ | 42°45,2′N |
-2.59.16 | 32°03,7′E | 32°26,0′E | 10.37.26 | 56°07,2′ | +1,5′ | 32°19,7′E | |
90° 19 14,2 | 19.06.2000 | 42°48,0′N | 42°48,0′N | 07.29.16 | 21°50,2′ | +1,6′ | 42°52,7′N |
-3.00.52 | 32°03,0′E | 33°00,0′E | 10.26.34 | 54°28,1′ | +1,3′ | 33°07,0′E | |
90° 20 14,1 | 20.06.2000 | 42°48,0′N | 42°48,0′N | 07.23.12 | 20°49,4′ | +1,6′ | 42°54,6′N |
-2.59.46 | 32°03,2′E | 33°04,0′E | 10.32.05 | 55°29,8′ | +1,3′ | 33°02,0′E | |
90° 21 9,7 | 21.06.2000 | 42°48,0′N | 42°48,0′N | 07.37.48 | 23°18,6′ | +1,6′ | 42°54,0′N |
-3.00.32 | 32°03,0′E | 32°38,4′E | 10.17.51 | 52°39,9′ | +1,4′ | 32°41,1′E | |
90° 22 11,7 | 22.06.2000 | 42°48,0′N | 42°48,0′N | 07.33.56 | 22°15,7′ | +1,6′ | 42°52,1′N |
-3.01.48 | 32°03,0′E | 32°46,0′E | 10.13.51 | 51°44,1′ | +1,4′ | 32°42,0′E | |
90° 23 12,3 | 23.06.2000 | 42°48,0′N | 42°48,0′N | 07.22.56 | 20°32,9′ | +1,7′ | 42°53,8′N |
-3.00.37 | 32°03,0′E | 32°56,0′E | 10.33.24 | 55°25,4′ | +1,2′ | 32°58,4′E | |
90° 24 16,3 | 24.06.2000 | 42°48,0′N | 42°48,0′N | 07.19.32 | 19°40,4′ | +1,7′ | 42°44,4′N |
-3.01.05 | 32°03,0′E | 33°06,0′E | 10.09.26 | 51°14,6′ | +1,2′ | 33°00,2′E | |
90° 25 0,94 | 25.06.2000 | 42°36,0′N | 42°36,0′N | 12.15.47 | 70°31,4′ | +1,0′ | 42°38,1′N |
-2.00.19 | 27°37,0′E | 27°44,2′E | 17.54.56 | 18°28,7′ | +1,3′ | 27°40,7′E | |
90° 26 1,66 | 26.06.2000 | 42°36,0′N | 42°36,0′N | 12.16.52 | 70°28,0′ | +1,0′ | 42°39,1′N |
-2.00.19 | 27°41,0′E | 27°53,8′E | 17.56.33 | 18°04,7′ | +1,3′ | 27°52,0′E | |
90° 27 14,0 | 27.06.2000 | 42°36,0′N | 42°36,0′N | 11.27.32 | 62°36,6′ | +1,7′ | 42°35,1′N |
-2.58.45 | 30°31,0′E | 31°28,0′E | 14.24.18 | 63°15,3′ | +1,0′ | 31°23,7′E | |
90° 28 14,2 | 28.06.2000 | 42°36,0′N | 42°36,0′N | 11.25.32 | 62°19,2′ | +1,7′ | 42°37,0′N |
-2.58.45 | 30°31,0′E | 31°28,0′E | 14.22.18 | 63°25,4′ | +1,0′ | 31°32,3′E | |
90° 29 2,2 | 29.06.2000 | 42°36,0′N | 42°36,0′N | 11.44.25 | 69°28,7′ | +1,0′ | 42°37,0′N |
-0.59.37 | 12°33,0′E | 12°47,5′E | 16.35.31 | 32°44,1′ | +1,5′ | 12°43,5′E | |
90° 30 3,1 | 30.06.2000 | 42°36,0′N | 42°36,0′N | 11.48.32 | 69°41,9′ | +1,0′ | 42°34,9′N |
-1.00.03 | 12°37,0′E | 12°56,4′E | 16.30.03 | 33°36,9′ | +1,5′ | 13°00,4′E |
Задание №10