Указания к выполнению контрольных работ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
и контрольные задания к контрольной работе для студентов заочного отделения
Специальность: | 230111 Компьютерные сети |
Новочебоксарск 2013
«СОГЛАСОВАНО» на заседании методического совета Протокол №__ от «__»_______ 20___ г. Заместитель директора по НО, УР и К _______________ Е.Ю. Пристова | «УТВЕРЖДАЮ» Директор техникума _______________ Ю.М.Николаев «____»______________ 20___ г. |
Рассмотрено на заседании ПЦК ____________________________________________________________________________________ Протокол №__ от _________ Председатель ___________ |
Автор: | , преподаватель БОУ Чувашской Республики СПО «ЧХМТ» Минобразования Чувашии |
© БОУ Чувашской Республики СПО «ЧХМТ», Минобразования Чувашии 2013
1.ВВЕДЕНИЕ
Цель настоящего учебно-методического пособия – оказать помощь студентам-заочникам технических специальностей средних учебных заведений в изучении курса электротехнические измерения..
В пособии учтены особенности ученых планов разных специальностей – различие в числе контрольных работ и во времени, отводимом для изучения курса. Для этого дана таблица вариантов контрольных работ, содержащая задачи различной степени трудности.
2.ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Учебная работа студента-заочника по изучению дисциплины складывается из следующих основных элементов: самостоятельного изучения электротехнических измерений по учебным пособиям, решения задач, выполнения контрольных и лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов.
УКАЗАНИЯ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Изучать курс систематически в течение всего учебного процесса. Изучение электротехнических измерений в сжатые сроки перед экзаменом не даст глубоких и прочных знаний.
2. Выбрав какое-либо учебное пособие в качестве основного для определенной части курса, придерживаются данного пособия при изучении всей части или, по крайней мере, ее раздела. Замена одного пособия другим в процессе изучения может привести к утрате логической связи между отдельными вопросами. Но если основное пособие не дает полного или ясного ответа на некоторые вопросы программы, необходимо обращаться к другим учебным пособиям.
3. При чтении учебного пособия составлять конспект, в котором записывать законы и формулы, выражающие эти законы, определения физических величин и их единиц, делать чертежи и решать типовые задачи. При решении задач следует пользоваться Международной системой единиц.
4. Самостоятельную работу по изучению электротехнических измерений подвергать систематическому контролю. Для этого после изучения очередного раздела следует ставить вопросы и отвечать на них. При этом надо использовать рабочую программу электротехнических измерений.
5. Прослушать курс лекции по электротехническим измерениям, организуемой для студентов-заочников. Пользоваться очными консультациями преподавателей, а также задавать вопросы в письменном виде.
Задача № 8
А Измерительный механизм вольтметра магнитоэлектрической системы имеет сопротивление рамки Rи=600 Ом и рассчитан на номинальное напряжение Uи==1,5 В, число делений шкалы αн=15 Встроенный внутрь вольтметра добавочный резистор имеет сопротивление Rд==29,4 кОм
Начертите схему включения вольтметра с добавочным резистором для измерения напряжения в цепи нагрузки
Определите- 1 Ток вольтметра Iv;
2. Падение напряжения на добавочном резисторе Uд;
3 Предельное значение напряжения, которое можно измерить вольтметром с добавочным резистором Uн;
4. Потерю мощности в вольтметре Ру;
5. Постоянную (цену деления) вольтметра, включенного .совместно с добавочным резистором Сu;
6. величину напряжения 'U, измеряемого вольтметром с добавочным резистором, если стрелка прибора отклонилась на а =12 делений.
Б. Рамка измерительного механизма магнитоэлектрической системы рассчитана на номинальное напряжение Uн=75 мВ и номинальный ток Iи =25 мА.
Используя данный измерительный механизм, необходимо создать амперметр, с пределом измерения Iн=500 А.
Начертите схему включения амперметра совместно с шунтом в цепь нагрузки.
Определите:
1. Сопротивление цепи рамки измерительного механизма Rи
2. Сопротивление измерительного шунта Rш
Задача № 9
А. Многопредельный амперметр магнитоэлектрической системы рассчитан на три номинальных значения тока:
Iн1=1 А, Iн2=2,5 А, Iнз=5 А. Номинальный ток измерительного механизма Iи==10 мА и номинальное 'напряжениеUи =99 мВ.
Начертите схему включения измерительного механизма с многопредельным шунтом для измерения тока нагрузки и обозначьте выводы шунта для каждого из пределов измерения амперметра.
Определите:
1. Сопротивление рамки измерительного механизма Rи.;
2. Необходимые сопротивления участков многопредельного шунтаRш1 Rш2, Rшз для каждого из пределов измерения амперметра;
3. Каждое из трех сопротивлений R'ш, R'шi, R'шз, из которых состоит измерительный шунт.
Б. Измерительный механизм магнитоэлектрической системы имеет сопротивление рамки Rи=625 Ом и рассчитан на номинальный ток Iи=3 мА.
Используя даиный измерительный механизм, необходимо создать вольтметр, имеющий предел измерения Uн=4000 В.
Начертите схему включения вольтметра с добавочным резистором для измерения напряжения в цепи 'нагрузки.
Определите:
1. Напряжение, которое может измерить измерительный механизм без добавочного резистора Uи;
2. Сопротивление добавочного резистора Rд..
Задача № 10
А. Многопредельный вольтметр магнитоэлектрической системы рассчитан на три номинальных значения напряжения:
(Uн1=75 В, Uн2=150 В; Uнз=300 В. Номинальный ток измерительного механизма Iи==10 мА.
При измерении напряжения на пределе Uн1=75 В, сопротивление добавочного резистора R1=Rд1=7485 Ом.
Начертите схему 'включения измерительного механизма с многопредельным добавочным резистором для измерения напряжения в депи нагрузки и обозначьте выводы добавочного резистора для каждого из пределов измерения вольтметра.
Определите:
1. Общее сопротивление цепи лрибора R 'при включении его на предел Uн1=75 В и сопротивление рамки измерительного механизма Rи
2. Необходимые сопротивления добавочных резисторов Rд.2 и Rдз для пределов 'измерения Un2 и Uнз;
3. Сопротивления R2, и Rз (R\ — задано), из которых состоит добавочный резистор.
Б. Измерительный механизм магнитоэлектрической системы, рассчитанный на номинальный ток Iд=25 мА и номинальное напряжение Uц = 19,95 мВ, включается для измерения тока с измерительным шунтом, имеющим сопротивление Rш=0,002 Ом.
Начертите схему включения амперметра совместно с шунтом в цепь нагрузки.
Определите:
1. Сопротивление рамки измерительного механизмаРи
2. Предельную величину тока, которую можно измерить указанным прибором, включенным совместно с шунтом,Iи.
Задача № 11
Измерение активного среднего сопротивления проведено косвенным методом дважды по двум возможным схемам измерения (с включением амперметра перед вольтметром и после вольтмегра). Сопротивление амперметра ra=0,1 Ома, сопротивление вольтметра Rv=3 кОм. Прп включении амперметра перед вольтметром показания приборов были:
I1=0,5 A, U1=24В; при включении амперметра после вольтметра показания 'приборов стали: I2=0,5 А, (U2=24,5 В.
1. Определите сопротивления Rx' и Rx" приближенно по по закону Ома для обоих вариантов схем измерения.
2. Выберите верную схему измерения сопротивления косвенным методом, обосновав выбор расчетом и начертите эту схему. Укажите системы применяемых приборов.
3. Определите точное значение измеряемого сопротивления Rx согласно выбранной схеме.
4. Вычислите относительную погрешность измерения сопротивления у, которая получилась бы при расчете сопротивления приближенно по закону Ома и применении неточной схемы измерения.
5. Укажите приборы, которые применяются для измерения сопротивлений.
Задача № 12
Измерение емкости электроустановки проведено дважды при питании схемы измерения переменным током частотой f=100 Гц.
Сначала без учета активного сопротивления емкость была определена по показаниям амперметра и вольтметра. При этом показания приборов были:I1=0,88 A, U\=7 В.
Затем измерение 'было проведено точнее с учетом активного сопротивления. Для этого в схему был включен дополнительно ваттметр Показания приборов при этом были:
I2=0,88 A, U2=7 В, Р=1,55 Вт.
1. Начертите обе схемы измерения, укажите системы применяемых приборов.
2. Определите значения измеренных емкостей C1 и С2 для каждой из схем.
3. Вычислите относительную погрешность измерения у» получившуюся при отсутствии учета активного сопротивления конденсатора.
4. Укажите, какими еще приборами может быть измерена емкость.
Задача № 13
Измерение индуктивности катушки проведено дважды при питании схемы измерения переменным током частотой / =200 Гц.
Сначала без учета активного сопротивления катушки индуктивность была определена по показаниям амперметра и вольтметра. При этом показания приборов были: I1=l,75 A, U1==44 В.
Затем измерение было проведено более точно с учетом активного сопротивления катушки. Для этого в схему был включен дополнительно ваттметр. Показания приборов при этом были: I2==1,75 А, U2=44 В, Р=33,5 Вт.
1. Начертите обе схемы измерения, укажите системы при' меняемых приборов.
2. Определите значения измеренных индуктивностей l1 и L2 для каждой из схем.
3. Вычислите относительную погрешность измерения у, получившуюся при отсутствии учета активного сопротивления катушки.
4. Укажите, какими еще приборами может быть измерена индуктивность.
Задача №14
Измерение взаимной индуктивности двух 'катушек выполнено методом 'последовательного соединения катушек с использованием амперметра, вольтметра и ваттметра. Питание схемы измерения осуществлялось от сети переменного тока частотой f==50 Гц.
При согласованном включении катушек показания приборов были: Iс==3 А, Uс=100 В, Рс=90 Вт.
При встречном включении катушек показания приборов были: Iв=6,25 А, Uв=100 В, Рв=390 Вт.
1. Начертите обе схемы измерения, укажите системы применяемых приборов.
2. Определите:
а) общую индуктивность двух согласованно включенных катушек Lc;
б) общую индуктивность двух встречновключенных катушек La;
в) взаимную индуктивность катушек М
. 3. Укажите, какими еще 'методами 'можно измерить взаимную индуктивность.
Задача № 15
А. Сопротивление изоляции между двумя проводами воздушной линии было измерено с помощью одного 'вольтметра, рассчитанного на номинальное напряжение (Uн=150 В и номинальный ток Iн =0,75 мА. Провода линии на'противоположном конце были разомкнуты. Показание вольтметра при измерении напряжения между проводами А и В составило (Uv=110 В, а лри включении вольтметра последовательно в цепь одного из проводов его показание стало [U’v=40 В.
Б. Для измерения сопротивления изоляции между каждым проводом линии и землей использовался указанный выше вольтметр. Измеренное напряжение между проводами А и В составило U =110 В, а напряжения между каждым проводом и землей соответственно равны Uд=25 В, (Uв=20 В.
1. Начертите схему измерения для первого опыта и две "необходимые схемы измерения для второго опыта.
2. Определите:
а) сопротивление вольтметра Rv;
б) сопротивление изоляции между проводами Rx;
в) сопротивление изоляции ra между проводом А и землей;
г) сопротивление изоляции Rв между проводом В 'и землей.
3. Укажите, какие приборы служат для непосредственного измерения сопротивления изоляции электроустановок.
Задача № 16
Трехфазный потребитель с равномерной симметричной нагрузкой фаз, соединенной треугольником, подключен к сети с линейным напряжением Uл =35 кВ. Активная мощность потребителя Р=10000 кВт, 'коэффициент мощности cosφ =0,866.
Для измерения активной мощности потребителя используются два одинаковых ваттметра.
1. Начертите схему измерения.
2. Используя таблицы, приведенные в методических указаниях к задачам, подберите ваттметры и измерительные трансформаторы.
3. Определите:
а) линейный ток трехфазной цепи Iл;
б) показание каждого из ваттметров P1 и Рг;
в) постоянную (цену деления) ваттметров Ср;
г) число делений шкалы ваттметров a1 и а2, па которые отклоняются стрелки приборов.
Задача № 17
Потребитель с равномерной нагрузкой фаз, соединенной треугольником, подключен к трехфазной цепи переменного тока с линейным напряжением (Uл =10 кВ), номинальный линейный ток потребителя Iл =575 А. Необходимо измерить линейные токи в каждом проводе линии, а также активную и реактивную мощности потребителя, его коэффициент мощности. Для измерения мощности потребителя используются два одинаковых ваттметра. Стрелка одного из них отклонилась на a1=92 деления, а второго—на а2=43 деления, отклонение стрелки у амперметров а=23 деления.
1. Начертите схему измерения.
2. Используя таблицы, приведенные в методических указаниях к задачам, выберите амперметры, ваттметры и измерительные трансформаторы.
3. Определите:
а) постоянную (цену деления) ваттметров Ср и амперметров C1;
б) показания каждого из ваттметров Р1 и Рг в ваттах и амперметров Iа в амперах;
в) активную мощность потребителя по показаниям ваттметров Р;
т) реактивную мощность потребителя по показаниям ваттметров Q;
д) линейный ток потребителя I;
е) коэффициент мощности потребителя cosq).
Задача № 18
Потребитель, подключенный к однофазной сети рассчитан «а номинальное значение напряжения Uн=380 В и номинальное значение тока Iн=80 А.
Необходимо измерить напряжение U1, токI1 активную мощность Р\ установки.
1. Начертите схему измерения.
2. Используя таблицы, приведенные в методических указаниях к задачам, выберите необходимые вольтметр, амперметр, ваттметр и измерительный трансформатор тока.
3. Определите:
а) ток установки I1, если показания амперметра Iа== =3,5 А;
б) активную мощность потребителя Р\, если показание ваттметра Pw==1130 Вт;
в) коэффициент мощности установки cosq);
г) какому классу точности будет удовлетворять трансформатор тока, если при классе точности 0,5% его номинальное сопротивление Zн2==0,2 Ом, а при классе точности 1% номинальное сопротивление Z^2=== 0,4 Ом.
Сопротивления обмотки амперметра Zд= 0,004 Ом, токовой обмотки ваттметра Zp=0,02 Ом, переходное сопротивление контактов Zк=0,1 Ом.
Для присоединения приборов используется медный провод сечением 5 ==4 мм2, расстояние от трансформатора тока до приборов /=20 м.
Задача №19
Потребитель с неравномерной активной нагрузкой фаз, соединенной звездой, подключен к четырехпроводной трехфазной сети переменного тока, имеющей симметричную систему 'напряжений и величину линейного напряжения Uл= =380 В. Максимальный рабочий ток каждой из фаз линии может достигать Iмакс =350 А.
Необходимо измерить напряжения каждой 'из фаз Ua, Us, Uc и одно из линейных напряжений Uл, токи каждой из фаз I, Is, Iс и активные мощности каждой фазы потребителяРА , РВ, РС
1. Начертите схему измерения.
2. Используя таблицы, приведенные 'в методических указаниях к задачам, выберите 'все необходимые электроизмерительные приборы и измерительные трансформаторы тока.
3. Определите:
а) показания каждого амперметра /\, 1'вл 1'с и токи фаз /а, /в, 1с, если стрелки амперметров отклонились соответственно на ад=20 дел, ав='12,5 дел, ас==15 дел;
б) показания каждого ваттметра в ваттахРА , РВ, РС
согласно значениям тока и напряжения, подведенным к обмоткам ваттметров; "'
в) постоянную (цену деления) ваттметров Ср;
г) число делений шкалы, на которые отклонятся стрелки
каждого из ваттметров αА αВ αС ;
д) активные мощности каждой из фаз потребителРА , РВ, РС
и мощность всего потребителя Р по показаниям ваттметров.
Задача 20
Потребитель, подключенный к однофазной сети, рассчитан на максимальные значения напряжения Uмакс=10 кВ и тока Iмакс =280 А коэффициент мощности потребителя cosq=0,9.
Необходимо измерить напряжение U\, ток I1 и активную
мощность потребителя P1
1. Начертите схему измерения.
2. Используя таблицы, приведенные в методических указаниях и задачам, выберите все необходимые электроизмерительные приборы и измерительные трансформаторы.
3. Определите'
а) ток установки I1, если показание амперметра Iа=4 А;
б) напряжение установкиU\, если показание вольтметра
Uv=98 В;
в) активную мощность потребителя по известным значениям I1 U1 и coscp;
г) показания ваттметра в ваттах Pw,
д) постоянную ваттметра Ср и число делений шкалы ар, на которое отклонится стрелка ваттметра;
е) проверьте возможность подключения к 'измерительному трансформатору напряжения, имеющему номинальную мощность Sн==75 В-А при классе точности 0,5%, обмоток напряжения выбранных приборов, если мощности, потребляемые вольтметром и обмоткой напряжения ваттметра соответственно равны Sv=2 В-А, Sw=2,5 B-A.
Задача №21
На однофазном индукционном счетчике типа СО 'написано: Uн=220 В, Iн=10 А, 1к Вт-ч ==2500 оборотов диска, класс точности γд==2,5%.
При поверке счетчика на номинальном напряжении U=220 В при токе I=7,5 А и coscp =1, диск счетчика сделал ;N=140 оборотов за время t=120 с.
Начертите схему включения в сеть однофазного индукционного счетчика и поясните обмотки счетчика, количество и назначение выводов от обмоток.
Определите:
1. Номинальную постоянную счетчика Си,'
2. Действительную постоянную счетчика Сд;
3. Энергию, учтенную счетчиком, Wy;
4. Энергию, действительно израсходованную 'в цепи, Wa;
5. Относительную погрешность счетчика yW.
Задача № 22
Измерение расхода электроэнергии трехфазной установкой, имеющей равномерную 'нагрузку фаз и среднемесячный cosrp=0,8, выполнялось двумя однофазными счетчиками типаСО.
В начале месяца показания каждого из счетчиков были:
W^1=4200 кВт-ч и W ^2=5500 кВт-ч., после 720 ч непрерывной работы установки показание первого счетчика стало W" 1=9500 кВт-ч.
Начертите схему измерения и поясните обмотки счетчиков, количество и назначение выводов от обмоток.
Определите:
1. Активную энергию, измеренную первым счетчиком W\;
2. Активную энергию, измеренную вторым счетчиком W2;
3. Показание второго счетчика в конце месяца W's',
4. Активную Wn и реактивную Wp энергии, полученные трехфазной установкой за 720 часов работы.
5. Активную Р и реактивную Q мощности установки.
Задача № 23
На однофазном индукционном счетчике типа СО указано его номинальное передаточное число k»: 1 кВт-ч= 760 оборотов диска и класс точности γд==2,5%.
Начертите схему включения в сеть однофазного индукционного счетчика и поясните обмотки счетчика, количество и назначение выводов от обмоток.
Определите:
1. Номинальную постоянную счетчика Сн;
2. Значение действительной постоянной счетчика Сд, при котором будет обеспечиваться класс точности счетчика уд =2,5%.
3. Сколько оборотов N должен сделать диск счетчика за время <=5 мин 'при неизменной активной мощности цепи Р==500 Вт, чтобы относительная 'погрешность счетчика соответствовала его классу точности?
4. Энергию Wu, учтенную при N оборотов диска счетчика;
5. Энергию wa, действительно израсходованную в цепи за t = 5 минут.
Задача № 24
Измерение расхода электроэнергии трехфазной установкой, потребляющей номинальную полную мощность Sн=3 кВА с коэффициентом мощности coscp==0,6, выполнялось двухэлементным счетчиком активной энергии типа САЗ-И670 и трехэлементным счетчиком реактивной энергии типа СР4-И673.
Номинальное передаточное число Rна счетчика САЗ :
: 1 кВт-ч=1250 оборотов диска, а его класс точности уда =2,0%;
номинальное передаточное число Rнр счетчика СР4 :
1 кВТч=450 оборотов диска, а его класс точности γдр =2,0%.
За время t=30 минут диск счетчика САЗ сделан Nа =1135 оборотов, а диск счетчика СР4 сделан Nр=561 оборот.
Начертите схему включения в трехфазную сеть двухэлементного счетчика активной энергии и поясните обмотки счетчика, количество и назначение выводов его обмоток.
Определимте:
1. Активную Р и реактивную Q мощности установки;
2. Активную Wa и^ реактивную Wp энергии, полученные установкой за t=30 минут;
3. Действительные постоянные счетчиков активной и реактивной энергии7! Сда и Сдр;
4. Номинальные постоянные счетчиков активной и реактивной анергии Сна и Снр;
5. Относительные погрешности счетчиков ywa и vwp.
Задача № 25
На трехфазном трехэлементном счетчике типа СА4-И672 указаны его класс точности γд=2% и поминальное передаточное число К.н: 1КВт-ч=800 оборотов диска.
При поверке счетчика поддерживалась переменной активная мощность цепи Р=1,5 кВт. При этом за время f=45 минут показание счетчика увеличилось на Wn==l,15 кВт-ч.
Начертите схему включения в четырехпроводную трехфазную цепь счетчика активной энергии типа СА4 и поясните обмотки счетчика, количество и назначение выводов от его обмоток.
Определите:
1) номинальную постоянную счетчика Си;
2) число оборотов диска счетчик;' N, которое он сделал за время поверки;
3) действительную постоянную счетчика Сд;
4) относительную погрешность счетчика yw;
5) укажите, соответствует ли данный счетчик указанному на нем классу точности, завышенное или заниженное значение энергии учитывает счетчик.
Пример 1.
Измерение мощности нагрузки в цепи постоянного тока выполнено косвенным методом при помощи амперметра и вольтметра. При этом были использованы: амперметр типа
М342, имеющий предел измерения (номинальный ток) /н= =20 А и класс точности •уд==2,5%; вольтметр типа М717, с пределом измерения (номинальным напряжением) (7н= =160 В и классом точности уд===1,5%.
Показание приборов: амперметра—'/='10 А, вольтметра— [7=75 В.
Определить:
1. Наибольшую абсолютную погрешность приборов
Д/наиб И Д(7наиб;
2. Наибольшую возможную относительную погрешность при измерении тока и напряжения унт и унви;
3. Наибольшую возможную относительную погрешность
д при измерении мощности унвр.
^;
; Решение.
1) Наибольшая абсолютная погрешность амперметра
'• А/наиб и вольтметра ΔUнаиб.
2) Наибольшая возможная, относительная погрешность при измерении тока /=10 А
Наибольшая возможная относительная погрешность при измерении напряжения (7=75 В
иди
3) Наибольшая возможная относительная погрешность при измерении мощности косвенным методом
Пример 2.
А. Измерительный механизм магнитоэлектрической системы имеет внутреннее сопротивление Rп=4 Ом, шкалу на 100 деления и рассчитан на номинальный ток /и ==25 мА.
Используя этот 'измерительный механизм, необходимо создать амперметр, имеющий предел измерения (номинальный ток) /н=30 А.
Определить сопротивление шунта, ток шунта, падение напряжения на шунте, постоянную (цену деления) прибора с шунтом.
'Б. Используя этот же измерительный механизм, требуется создать вольтметр с пределом измерения (номинальным напряжением) (Uн==250 В).
Определить величину сопротивления добавочного резистора.
А, Решение
1) Шунтирующий множитель
2) Сопротивление шунта
3) Ток шунта
4) Падение напряжения на шунте
5) Проверяем полученное значение Um по падению напряжения на измерительном механизме.
6) Постоянная прибора с шунтом, т. е. постоянная амперметра.
где ссн —число делений шкалы прибора.
Б.Решение
1) Напряжение на измерительном механизме
2.- Множитель добавочного резистора
3) Величина сопротивления добавочного резистора
Пример 3.
В схеме для измерения сопротивления применяются амперметр и вольтметр, имеющие следующие 'внутренние сопротивления:
R=0,04 Ом; Rv^9OO Ом.
Амперметр показал I=2 А, вольтметр показал (U=9 В). Выбрать схему измерения. Определить точное значение измеряемого сопротивления. Вычислить абсолютную 'и относительную погрешности измерения при приближенном расчете величины сопротивления.
I' | Решение
1) Приближенное значение измеряемого сопротивления
2) Выбираем схему измерения, сравнивая соотношения сопротивлений
Принимаем схему измерения, с включением амперметра перед вольтметром, Попов, (рис. 6, 13, б), так как
3) Точное значение измеряемого сопротивления:
4) Абсолютная погрешность измерения, которая получилась бы при приближенном расчете сопротивления
5) Относительная погрешность измерения, которая получилась бы при приближенном расчете величины сопротивления.
В задачах12 и 13 измерение емкости и индуктивности проводятся дважды: сначала с помощью амперметра и вольтметра (без учета активного сопротивления) Ci и L\, a затем точнее, учитывая активное сопротивление с помощью амперметра, вольтметра v\ ваттметра Су. и Lg. Схемы измерения и расчетные формулы для вычислений значений емкости и индуктивности приведены в учебнике Попова (стр 216 и 218—219).
Принимая более точные значения Су, и Lg за действительные значения измеряемых емкости и индуктивности, можно вычислить относительную погрешность измерения у (ом. пример 3).
В задаче 14 определяется взаимная индуктивность двух катушек. Для этого используется метод последовательного соединения катушек.
Измерительные схемы собираются дважды: сначала катушки включаются последовательно при согласованном их соединении, когда векторы магнитной индукции катушек совпадают по направлению, это 'будет соответствовать максимальному значению общей индуктивности катушек Lc.
Затем изменяется направление тока в одной из последовательно соединенных катушек, что соответствует встречному
включению катушек, когда векторы магнитной индукции направлены в противоположные стороны. При этом будет минимальное значение общей индуктивности катушек Lв.
Величина взаимной индуктивности катушек определяется
из выражения .
С выводами указанной формулы и схемами измерения следует ознакомиться по учебникам Попова,стр. 217—218 или Бартновского, стр 257—258.
Надо иметь в виду, что в учебнике Попова приведены схемы измерения с использованием лишь амперметра и вольтметра.
Для составления требующихся заданием схем измерения с применением еще дополнительно ваттметра воспользуйтесь схемой рис 7—2 из учебника Попова.
Задача 15 посвящена двум видам измерения сопротивления
А) Измерение большого сопротивления (изоляции) с помощью одного вольтметра
где
/?v—сопротивление вольтметра, U—напряжение источника питания;
Uv—показание вольтметра при его последовательном соединении с искомым сопротивлением (в задаче это сопротивление изоляции линии гари разомкнутых проводах).
Схему измерения применительно к требующемуся заданием измерению сопротивления изоляции двухпроводной линии можно составить, изучив раздел учебника Попова «Измерение средних и больших сопротивлений методом вольтметра», стр 192.
Там же нужно разобрать вывод приведенной выше формулы
Б) Измерение сопротивления изоляции между каждым vq проводов и землей двухпроводной линии, находящейся под напряжением, можно выполнить так же с помощью вольтметра.
Со схемами измерения и необходимыми расчетными выражениями можно ознакомиться по разделу учебника Попова «Измерение сопротивления изоляции установки, находящейся под рабочим напряжением», стр. 204—205.
Некоторые данные
Пример 4.
Необходимо смерить 'напряжение, ток и мощность трехфазного 'потребителя с равномерной нагрузкой фаз, имеющего номинальное напряжение ^/н==10 кВ и номинальный ток Л. =140 А.
Подобрать вольтметры, амперметры, ваттметры и измерительные трансформаторы, составить схему измерения.
Определить:
' 1) коэффициенты трансформации измерительных трансформаторов;
2) постоянную (цену деления) ваттметра;
3) напряжение установки, если вольтметр показал 95 В;
4) ток установки, если амперметр показал 4 А;
5) показание каждого ваттметра Р\' и /V, если стрелка первого прибора отклонилась на ai==75 делений, а второго— на «з =(60 делений;
6) мощность трехфазной установки Р.
Решение
В высоковольтную цепь с напряжением 10 кВ измерительные приборы должны включаться через измерительные ^трансформаторы.
h Следует применить схему, изображенную -на рис. 3 методических указаний или на 'рис. •8—31 учебника Попова.
Измерительные приборы, ТТ и ТН подбираем по данным таблиц 1, 2, 3, 4, 5.
Выбираем измерительные трансформаторы тока с номинальным первичным током /н1=='150 А и изоляцией на 1'0 кВ, класс точности уд='0'5%; трехфазный трансформатор 'напряжения с номинальным первичным напряжением Uui ==10 кВ, класс точности уд=0,5%; амперметры электромагнитной системы типа Э378, класса точности уд3!'00^ 1на номинальный ток /н=5 А и шкалой 'на ац==25 делений; вольтметры электромагнитной системы типа Э378, класса точности уд=1'5°/о на номинальное напряжение ^„=.100 В и шкалой на йн=25 делений; ваттметры типа Д5004/10 класса точности •уд==0,5% с номинальными значениями/н^ 5 A, U„ ==;100 'В и шкалой на «h='ioo делений.
1) Коэффициент трансформации трансформатора тока
Коэффициент трансформации трансформатора напряжения.
2) Постоянная (цена деления) ваттметра определяется по следующей формуле
где: /н—номинальный ток ваттметра;
Un—номинальное напряжение ваттметра;
»н—количество делений шкалы прибора.
3) Напряжение установки при показании вольтметра ^/2==95 В.
4) Ток установки при показании амперметра /а=4 А.
5) Показание первого ваттметра
показание второго 'ваттметра
6) Мощность трехфазной установки
где:
Пример 5.
Измерение расхода электроэнергии трехфазной установкой, имеющей равномерную нагрузку фаз, выполнялось двумя однофазными счетчиками За 200 часов работы показания каждого из счетчиков увеличились соответственно на W\= =4000 кВт-ч и Уз =2000 кВт-ч.
Определить активную и реактивную энергии, полученные установкой за 200 часов работы, средневзвешенный коэффициент мощности.
Решение.
1 Активная энергия, полученная электроустановкой
2 Реактивная энергия, полученная электроустановкой
3 Определение средневзвешенного коэффициента мощности cosq?
По таблицам тригонометрических функций находится значение угла ф=30° и коэффициент мощности coscp== 0,866
Пример 6.
Однофазный индукционный счетчик имеет номинальную
Вт "с
постоянную Сн=2000 и класс точности уд=2,5% об
При поверке счетчика поддерживалась неизменной активная мощность цепп Р=550 Вт.
При этом за время t=0,5 часа диск счетчика сделал ,V==500 оборотов.
Определить номинальное передаточное число счетчика Кн, действительную постоянную счетчика Сд, относительную погрешность счетчика yw, сделать вывод о соответствии счетчика указанному на нем классу точности.
Решение
1 Номинальное передаточное число счетчика
2. Действительная постоянная счетчика
3 Относительная погрешность счетчика
4 Так как относительная погрешность счетчика yw== =1,01% меньше класса точности счетчика уд.=2,5°/о, счетчик соответствует указанному на нем классу точности
5.Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Панфилов В.А. Электрические измерения: Учебник для студентов среднего профессионального образования/В.А.Панфилов -5-е изд.,- М.: Издательский центр «Академия»,-2013-2280
Дополнительные источники:
1. Электротехнические измерения. Практикум: учебное пособие/ З.А.Хрусталева - М.:КНОРУС , 2011-240с. – (Среднее профессиональное образование)
Интернет ресурс « Электротехнические измерения» форма доступа:http: || electron.ru
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
и контрольные задания к контрольной работе для студентов заочного отделения
Специальность: | 230111 Компьютерные сети |
Новочебоксарск 2013
«СОГЛАСОВАНО» на заседании методического совета Протокол №__ от «__»_______ 20___ г. Заместитель директора по НО, УР и К _______________ Е.Ю. Пристова | «УТВЕРЖДАЮ» Директор техникума _______________ Ю.М.Николаев «____»______________ 20___ г. |
Рассмотрено на заседании ПЦК ____________________________________________________________________________________ Протокол №__ от _________ Председатель ___________ |
Автор: | , преподаватель БОУ Чувашской Республики СПО «ЧХМТ» Минобразования Чувашии |
© БОУ Чувашской Республики СПО «ЧХМТ», Минобразования Чувашии 2013
1.ВВЕДЕНИЕ
Цель настоящего учебно-методического пособия – оказать помощь студентам-заочникам технических специальностей средних уче<