Если браковочная грань движка или только отметка цифры 18 соприкасается с подрезанной гранью гребня, то колесная пара бракуется.
Если между гребнем и движком у отметки 18 имеется зазор, то вагон с такой колесной парой может следовать в составе поезда дальше.
Шаблон для измерения подреза гребня проверяется один раз в шесть месяцев.
С применением композиционных колодок появился новый дефект — кольцевые выработки поверхности катания. Если глубина такой выработки у основания гребня окажется более 1 мм или на уклоне 1: 7 более 2 мм, или ее ширина превысит 15 мм, то колесная пара должна быть изъята из эксплуатации.
Ослабление бандажа на ободе колесного центра не допускается.
Сдвиг контрольных отметок 3 (см. рисунок) на бандаже колеса и ободе центра относительно друг друга, как и выступающая грязь 1, а также ржавчина 2, признаком ослабления бандажа, основанием для браковки колесной пары не служит.
При наличии сдвига плотность насадки определяется ударом молотка 4 о бандаж.
Если в этом случае ослабление не подтверждается (звук не глухой, а звонкий), то контрольная отметка на ободе зачеканивается и наносится новая против отметки, имеющейся на бандаже.
Зачеканивать и вновь наносить контрольную отметку разрешается лицу, которому дано право производить полное освидетельствование колесных пар.
У бандажных колес в процессе эксплуатации может появиться скрытая трещина (см. рисунок), начинающаяся у основания упорного бурта бандажа колесной пары.
Основными признаками обнаружения таких трещин являются местное уширение бандажа у обода центра колеса, а также зазор между упорным буртом и ободом.
Чтобы измерить толщину бандажа или обода цельнокатаного колеса, необходимо:
риску 4 (см. рисунок) движка 3 толщиномера установить на расстоянии 70 мм от внутренней грани бандажа или обода цельнокатаного колеса колесной пары (против деления 70 на линейке 5) и закрепить в этом положении винтом 6;
линейку 1 плотно прижать к внутренней грани. При этом выступ 2 должен упираться в бандаж или обод;
движок 7 опустить до соприкосновения ножки движка 3 с поверхностью катания колеса и закрепить винтом 8;
снять толщиномер и по риске (см. стрелку) движка 7, а также шкале линейки 1 определить толщину бандажа или обода.
Точность измерений толщиномера необходимо проверять один раз в шесть месяцев.
Откол гребня и раковины наблюдались у чугунных колес. С изъятием их из эксплуатации такие дефекты почти исчезли.
На рисунке приведена максимально допускаемая величина проката колесных пар вагонов для поездов различного назначения.
При наличии одной из трещин (см. стрелки) на ступице, спице, диске, ободе, бандаже независимо от ее величины и расположения колесная пара из-под вагона изымается и заменяется исправной, так как вагоны с такими дефектами эксплуатировать запрещается.
ИНСТРУКЦИЯ ЦТ –329 от 1995г.
УКАЗАНИЕ К –2273У от 23.08.2000г.
Запрещается выдавать К.П. -на линию которая имеет любую из перечисленных неисправностей:
1. Расстояние между внутренними гранями колес у ненагруженной К.П. 1440мм +3мм.