Маркшейдерские работы при монтаже подъемной машины и контроль их выполнения.
Маркшейдерские работы при разбивке в натуре здания и фундамента подъемной машины сводятся к следующему:
1. От ближайшего осевого репера, расположенного вблизи здания подъемной машины, откладывают расстояние равное
.
Затем временно закрепляют точку М пересечения оси ствола (подъема) и оси главного вала подъемной машины. Установив в этой точке теодолит, откладывают прямой угол и на продолжении визирного луча закрепляют ось главного вала ПМ с обеих сторон (рисунок 19) тремя постоянными осевыми пунктами М1,М2…М6.
Рисунок 19 - Разбивка осей подъема и главного вала ПМ
Разбивку осей подъема и главного вала ПМ выполняют дважды, после чего определяют дирекционные углы закрепленных монтажных осей. Среднее значение оси главного вала не должно отличаться от проектного более чем на ±2', угол между закрепленными осями не должен отличаться от прямого более чем на ±1'.
Относительно закрепленных осевых пунктов производят разбивку фундамента машинного зала. Одновременно на обноску выносят оси, фиксирующие грани фундаментов ПМ, оси анкерных болтов и грани фундаментов здания. Вблизи фундаментов выставляют реперы, пользуясь которыми проверяют глубину котлованов, высоту подушки и верхней поверхности фундаментов.
2. Детальная разбивка фундаментов под подъемную машину выполняется производителем строительных работ. Маркшейдер проверяет высотную отметку дна котлована, а также осуществляет контроль за правильностью установки опалубки путем линейных измерений от осевых проволок до щитов опалубки, а также проверяет расположение гнезд для анкерных болтов.
3. После возведения стен здания выше поверхности земли на 1-1,5м внутрь здания переносят и закрепляют и закрепляют оси подъема и главного вала ПМ. Разбивку осей выполняют теодолитом, устанавливаемым на осевых пунктах. Оси намечают на скобах, делая прорезь ножовкой на глубину 2-3мм. После возведения стен здания закладывают второй ярус скоб на 1-1,5м выше барабанов ПМ, на которые переносят оси с помощью отвесов или теодолита. Одновременно выносят и закрепляют в стене здания ПМ высотный репер, определяют его отметку.
4. Перед монтажом ПМ проверяют правильность закрепления осей фундамента, размеры фундамента, расположение отверстий и колодцев под анкерные болты, высоты опорной поверхности. Съемка фундамента в горизонтальной плоскости выполняется методом прямоугольных координат относительно отвесов, опущенных с проволок, фиксирующих оси подъема и главного вала. Измеряются расстояния до центра каждого отверстия (колодца) и его глубину. Высоты опорной поверхности определяют геометрическим нивелированием. По результатам измерений составляют план фундамента в масштабе от 1:20 до 1:100, где фиксируют фактические и проектные размеры.
5. Приступают к укладке основной рамы. Маркшейдерский контроль при укладке рамы состоит в определении ее горизонтальности и правильного расположения относительно оси подъема и оси главного вала ПМ. Вначале проверяют горизонтальность рамы, нивелированием угловых точек рамы. Расположение рамы относительно осей контролируют с помощью отвесов, опущенных с проволок, натянутых между осевыми скобами. Отклонение фактической отметки от проектной ±30мм. Расхождение отметок углов ±15мм.
6. После установки, проверки и закрепления основной рамы приступают к установке подшипников главного вала (рисунок 20). По высоте подшипники устанавливаются нивелированием нижних точек внутренней поверхности. При этом в место обычной рейки пользуются металлической линейкой с мм делениями.
Подшипники в горизонтальной плоскости устанавливают от отвесов, опущенных с проволоки, натянутой между осевыми скобами.
7. Правильность установки главного вала подъемной машины проверяют в горизонтальной и вертикальной плоскости. Вдоль оси вала натягивают проволоку, с которой вблизи торцов вала опускают по два отвеса. При правильной установке вала центры торцов вала должны совпадать со створом отвесов. Отклонение оси вала относительно створа отвесов не должны превышать 1мм.
Положение главного вала в горизонтальной плоскости проверяют нивелированием. Линейку с мм делениями устанавливают поочередно на шейки вала, при этом необходимо учитывать возможное неравенство диаметров шеек вала. Горизонтальность вала может быть проверена с помощью шлангового нивелира НШТ-1.
Отклонения фактического положения главного вала подъемной машины от проектного не должны превышать: по высоте ±100мм; по расстоянию от центра ствола до оси вала ±100мм; по смещению центра вала от проектной оси подъема ±50мм (в боковом направлении).
Рисунок 20 - Установка подшипников главного вала
8. Правильность монтажа барабанов (рисунок 21) подъемной машины проверяют относительно оси подъема. С этой целью вдоль оси подъема натягивают проволоку, с которой опускают отвесы А и В.
Рисунок 21 – Проверка установки барабанов подъемной машины
Измеряют расстояния m, n, k и от отвесов до реборд барабанов. Измерения выполняют при двух положениях барабанов (второе положение создается после поворота барабанов на 180◦). Вычислив среднее расстояния и , определяют смещение центра вала подъемной машины от проектной оси подъема
Величина смещения не должна превышать ±50мм.
Вместо отвесов для измерения m, n, k , может быть использован теодолит, процентрированный по оси подъема, и линейка с миллиметровыми делениями, приставляемая к ребордам барабанов.
М – для копров, возводимых на насыпных, просадочных и других сильно сжимаемых грунтах. Репера нивелируют не реже одного раза в месяц.
Билет № 11