Сроки выполнения и оценка выполнения лабораторных работ
В таблице 1 приведены темы лабораторных работ, сроки их выполнения и оценка проведения работ в баллах.
Таблица 1
Тема лабораторной работы | Решение типовой задачи | Решение задач, заданных графически | Организация циклических алгоритмов | |
Сроки выполнения | 11 неделя | 14 неделя | 18 неделя | |
Количество баллов | ||||
Тема лабораторной работы | Организация рекурсивных вычислений | Сортировки массивов | Редактирование текстовых файлов | Создание и ведение баз данных |
Сроки выполнения | 4 неделя | 8 неделя | 11 неделя | 16 неделя |
Количество баллов |
Возможно снижение баллов:
- за неполное документирование разрабатываемой программы;
- за отсутствие комментариев;
- в случае задержки сдачи работы по неуважительной причине. При сроке задержки защиты более трех недель максимальная оценка не может превышать 50% от исходной.
Возможно повышение баллов за:
- за разработку интерфейсов в графическом режиме;
- разработку нетривиальных алгоритмов;
- использование модулей часто используемых процедур и функций.
Лабораторная работа №1 “Решение типовой задачи”
Основные цели работы
Основными целями работы являются:
- получение навыков документирования разрабатываемых программ с применением метода нисходящего проектирования и принципов структурного программирования;
- использование средств разработки, тестирования и отладки программ в интегрированной среде программирования Turbo Pascal.
Требования к разрабатываемой программе
Программа должна удовлетворять требования по функциональному составу:
- ввод данных с контролем диапазона и нечислового ввода данных;
- обработка данных;
- вывод данных (форматный);
- разработка интерфейсов (заставка, завершающий экран, ввод данных, обработка ошибок ввода данных; вывод данных);
Варианты индивидуального задания
1. Лаборатория получает новую мебель. Выяснить, пройдет ли прямоугольный шкаф в дверь.
2. Хватит ли автомобилисту бензина, чтобы доехать до дачи и обратно.
3. Определить по атласу автомобильных дорог по какой из дорог быстрее доехать из пункта А в пункт Б.
4. Хватит ли денег на приобретение необходимых товаров.
5. Студенту выдали комплект книг. Найти стоимость самой дорогой книги.
6. Ребенок собирает в копилку монетки разного достоинства. Определить общую сумму накопленных денег в долларовом эквиваленте.
7. В институте имеется несколько аудиторий различной вместимости. Найти самую большую из них.
8. Определить стоимость телефонного разговора, учитывая, что в выходные дни действуют скидки (N%).
9. Ребенок пытается положить мяч в прямоугольную картонную коробку. Сможет ли он это сделать, не помяв ее.
10. Оптимальным считается вес человека, определяемый по формуле Рост(см)-100. Оптимален ли Ваш вес.
11. В лаборатории делают ремонт. Хватит ли купленной краски на его проведение.
12. Хватит ли любителю детективов времени, чтобы сегодня дочитать книгу до конца.
13. Смогут ли грузчики за один раз перевезти весь груз на лифте.
14. Путешественник провел незабываемое время, совершая круиз на теплоходе. Какова средняя скорость теплохода.
15. Гонщики велосипедисты завершили гонку на треке. С какой скоростью ехал победитель гонок.
16. Суть компьютерной игры состоит в том, что игрок вводит число N от 0 до 10, компьютер генерирует число R из того же диапазона. Игрок считается победителем в том случае если количество набранных им очков больше нуля, компьютер - в противном случае.
17. В квартире установлены счетчики на газ, воду и свет. Рассчитать квартплату и средний расход.
18. Сколько рулонов обоев нужно купить, чтобы хватило оклеить комнату.
19. Пеня начисляется с 10-го числа каждого месяца. Определить размер пени на момент оплаты счета.
20. В отборочных соревнования по спортивной гимнастике необходимо набрать определенное количество баллов по трем видам состязаний: брусья, кольца, перекладина. Попадет ли спортсмен в сборную.
Лабораторная работа № 2
”Решение задач, заданных графически»”
Основные цели работы
Целью работы является получение навыков разработки алгоритмов использованием управляющей структуры ветвление и ее тестирования.
Требования к разрабатываемой программе
При проведении декомпозиции разбить процедуру обработки данных на три: в первой процедуре определяются значения переменных А, В и С, во второй – по значениям переменных А, В, С определяются значения Х, У, Z, в третьей - по значениям переменных Х, У, Z определяются значения U и строка пояснительного текста.
Внешние данные тестирования обязательно должны содержать набор тестовых данных для трех областей и результаты вычислений.
Варианты индивидуального задания
Вариант 1 | |
Даны три целых числа A, B, C. Определить значения переменных X, Y, Z. Х = max(A, B, C); Y = min(A, B, C); Z = (A+B+C)/2; U определяется как функция X и Y, ее значение зависит от принадлежности переменных Х и У заштрихованным частям плоскости.. Разработать программу, которая по введенным пользователем целым числам А, В и С определяет значения X, Y, Z и U. Вывести значения А, B, С, X, Y, Z и U на экран дисплея, сопровождая пояснительным текстом. Пояснительный текст должен содержать сведения о том, какой области (D1, D2 или ни D1 ни D2) принадлежат переменные Х, У и по какой формуле при этом определялось значение переменной U. |
Вариант 2 | |
Даны три целых числа A, B, C. Определить значения переменных X, Y, Z. Если A>B>C, то Х=А2 , Y= B2, Z=C2, если A<B<C, то X=2*F, Y=2*b, Z=2*C, во всех остальных случаях Х=|А| , Y=|B|, Z=|C|. U определяется как функция X и Y, ее значение зависит от принадлежности переменных Х и У заштрихованным частям плоскости.. Разработать программу, которая по введенным пользователем целым числам А, В и С определяет значения X, Y, Z и U. Вывести значения переменных А, B, С, X, Y, Z и U на экран дисплея, сопровождая пояснительным текстом. Пояснительный текст должен содержать сведения о том, какой области (D1, D2 или ни D1 ни D2) принадлежат переменные Х, У и по какой формуле при этом определялось значение переменной U. |
Вариант 3 | |
Даны три целых числа A, B, C. Определить значения переменных X, Y, Z. Х = max(A+B+C,A*B*C); Y = min(A2+B2, В2+C2); Если С>0, то Z = A*B-С, иначеZ=A*B+C/2; U определяется как функция X и Y, ее значение зависит от принадлежности переменных Х и У заштрихованным частям плоскости. Разработать программу, которая по введенным пользователем целым числам А, В и С определяет значения X, Y, Z и U. Вывести значения переменных А, B, С, X, Y, Z и U на экран дисплея, сопровождая пояснительным текстом. Пояснительный текст должен содержать сведения о том, какой области (D1, D2 или ни D1 ни D2) принадлежат переменные Х, У и по какой формуле при этом определялось значение переменной U. |
Вариант 4 | |
Даны три целых числа A, B, C. Определить значения переменных X, Y, Z. Если хотя бы одно из чисел А, В и С принадлежит интервалу [-1, 1], то X=A/2, Y=2*B, Z=C2 , иначе X=A2, y=(B+C)/2, Z=(A+B+C)/2. U определяется как функция X и Y, ее значение зависит от принадлежности переменных Х и У заштрихованным частям плоскости. Разработать программу, которая по введенным пользователем целым числам А, В и С определяет значения X, Y, Z и U. Вывести значения переменных А, B, С, X, Y, Z и U на экран дисплея, сопровождая пояснительным текстом. Пояснительный текст должен содержать сведения о том, какой области (D1, D2 или ни D1 ни D2) принадлежат переменные Х, У и по какой формуле при этом определялось значение переменной U. |
Вариант 5 | |
Даны три целых числа A, B, C. Определить значения переменных X, Y, Z. Если А – нечетное, то Х=А, в противном случае Х=А/2 Если В кратно 3, то У=В^2, если B при делении на 3 дает остаток 1, то У=В; в остальных случаях У=В/3. Z=С^2+A*B U определяется как функция X и Y, ее значение зависит от принадлежности переменных Х и У заштрихованным частям плоскости. Разработать программу, которая по введенным пользователем целым числам А, В и С определяет значения X, Y, Z и U. Вывести значения переменных А, B, С, X, Y, Z и U на экран дисплея, сопровождая пояснительным текстом. Пояснительный текст должен содержать сведения о том, какой области (D1, D2 или ни D1 ни D2) принадлежат переменные Х, У и по какой формуле при этом определялось значение переменной U. |
Вариант 6 | |
Даны три целых числа A, B, C. Определить значения переменных X, Y, Z. Х = max(min(A, B), C); Y = max(A, B); Z = min^2(A,B,C)+3; U определяется как функция X и Y, ее значение зависит от принадлежности переменных Х и У заштрихованным частям плоскости. Разработать программу, которая по введенным пользователем целым числам А, В и С определяет значения X, Y, Z и U. Вывести значения переменных А, B, С, X, Y, Z и U на экран дисплея, сопровождая пояснительным текстом. Пояснительный текст должен содержать сведения о том, какой области (D1, D2 или ни D1 ни D2) принадлежат переменные Х, У и по какой формуле при этом определялось значение переменной U |
Вариант 7 | |
Даны три целых числа A, B, C. Определить значения переменных X, Y, Z. Пусть М-количество единиц числа А, а N -количество десятков числа В. Если M*N>15, то Х = M+N, a Y= M - N; Иначе X= M*N/10, Y=0,1* M*N Если С>0, то Z=0, иначе Z=1. U определяется как функция X и Y, ее значение зависит от принадлежности переменных Х и У заштрихованным частям плоскости. Разработать программу, которая по введенным пользователем целым числам А, В и С определяет значения X, Y, Z и U. Вывести значения переменных А, B, С, X, Y, Z и U на экран дисплея, сопровождая пояснительным текстом. Пояснительный текст должен содержать сведения о том, какой области (D1, D2 или ни D1 ни D2) принадлежат переменные Х, У и по какой формуле при этом определялось значение переменной U. |
Вариант 8 | |
U. | Даны три целых числа A, B, C. Определить значения переменных X, Y, Z. Х = min(A+B, A+C, B+C); Y = max(A, 2*B, 3*C); Z = X/Y; U определяется как функция X и Y, ее значение зависит от принадлежности переменных Х и У заштрихованным частям плоскости. Разработать программу, которая по введенным пользователем целым числам А, В и С определяет значения X, Y, Z и U. Вывести значения переменных А, B, С, X, Y, Z и U на экран дисплея, сопровождая пояснительным текстом. Пояснительный текст должен содержать сведения о том, какой области (D1, D2 или ни D1 ни D2) принадлежат переменные Х, У и по какой формуле при этом определялось значение переменной |
Вариант 9 | |
Даны три целых числа A, B, C. Определить значения переменных X, Y, Z. Среди А,В,С есть одно отрицательное число. Переменной Х присвоить это отрицательное число. Среди двух оставшихся выбрать наибольшее и присвоить это значение У, оставшееся будет Z. U определяется как функция X и Y, ее значение зависит от принадлежности переменных Х и У заштрихованным частям плоскости. Разработать программу, которая по введенным пользователем целым числам А, В и С определяет значения X, Y, Z и U. Вывести значения переменных А, B, С, X, Y, Z и U на экран дисплея, сопровождая пояснительным текстом. Пояснительный текст должен содержать сведения о том, какой области (D1, D2 или ни D1 ни D2) принадлежат переменные Х, У и по какой формуле при этом определялось значение переменной U. |
Вариант 10 | |
Даны три целых числа A, B, C. Определить значения переменных X, Y, Z. Среди А,В,С есть одно положительное число. Переменной Х присвоить это значение. Среди двух оставшихся выбрать наименьшее, увеличить его в пять раз и присвоить Z. Модуль оставшегося числа присвоить У. U определяется как функция X и Y, ее значение зависит от принадлежности переменных Х и У заштрихованным частям плоскости. Разработать программу, которая по введенным пользователем целым числам А, В и С определяет значения X, Y, Z и U. Вывести значения переменных А, B, С, X, Y, Z и U на экран дисплея, сопровождая пояснительным текстом. Пояснительный текст должен содержать сведения о том, какой области (D1, D2 или ни D1 ни D2) принадлежат переменные Х, У и по какой формуле при этом определялось значение переменной U |
Вариант 11 | |
Даны три целых числа A, B, C. Определить значения переменных X, Y, Z. Определить из А,В,С есть одно положительное число. Переменной Х присвоить это значение. Среди двух оставшихся выбрать наименьшее. Увеличить его в 5 раз и присвоить Z. Модуль оставшегося числа присвоить Y. U определяется как функция X и Y, ее значение зависит от принадлежности переменных Х и У заштрихованным частям плоскости. Разработать программу, которая по введенным пользователем целым числам А, В и С определяет значения X, Y, Z и U. Вывести значения переменных А, B, С, X, Y, Z и U на экран дисплея, сопровождая пояснительным текстом. Пояснительный текст должен содержать сведения о том, какой области (D1, D2 или ни D1 ни D2) принадлежат переменные Х, У и по какой формуле при этом определялось значение переменной U. |
Вариант 12 | |
Даны три целых числа A, B, C. Определить значения переменных X, Y, Z. Если А<B<C, то X=max(A+B+C,A*B*C), Y=|C|, Z=X-Y, Если А>B>C, то X=A, Y=B, Z=C, Иначе X=min(A+B,B+C) U определяется как функция X и Y, ее значение зависит от принадлежности переменных Х и У заштрихованным частям плоскости. Разработать программу, которая по введенным пользователем целым числам А, В и С определяет значения X, Y, Z и U. Вывести значения переменных А, B, С, X, Y, Z и U на экран дисплея, сопровождая пояснительным текстом. Пояснительный текст должен содержать сведения о том, какой области (D1, D2 или ни D1 ни D2) принадлежат переменные Х, У и по какой формуле при этом определялось значение переменной U |
Вариант 13 | |
Даны три целых числа A, B, C. Определить значения переменных X, Y, Z. Х = min(max(A, B), C); Y = max(B,C); Z = X/(Y+5). U определяется как функция X и Y, ее значение зависит от принадлежности переменных Х и У заштрихованным частям плоскости. Разработать программу, которая по введенным пользователем целым числам А, В и С определяет значения X, Y, Z и U. Вывести значения переменных А, B, С, X, Y, Z и U на экран дисплея, сопровождая пояснительным текстом. Пояснительный текст должен содержать сведения о том, какой области (D1, D2 или ни D1 ни D2) принадлежат переменные Х, У и по какой формуле при этом определялось значение переменной U. |
Вариант 14 | |
Даны три целых числа A, B, C. Определить значения переменных X, Y, Z. Если А+В+С<1, то Х = min(A, B, C), Y = max(A, B), Z=min((A+B+C)/2,A*B*C); Иначе X=A, Y=B, Z = C. U определяется как функция X и Y, ее значение зависит от принадлежности переменных Х и У заштрихованным частям плоскости. Разработать программу, которая по введенным пользователем целым числам А, В и С определяет значения X, Y, Z и U. Вывести значения переменных А, B, С, X, Y, Z и U на экран дисплея, сопровождая пояснительным текстом. Пояснительный текст должен содержать сведения о том, какой области (D1, D2 или ни D1 ни D2) принадлежат переменные Х, У и по какой формуле при этом определялось значение переменной U. |
Вариант 15 | |
Даны три целых числа A, B, C. Определить значения переменных X, Y, Z. Если А и В отрицательны, то Х=|A|, Y=|B|, Z=|C|; если отрицательно только одно из них, то Х=А+0,5,У=В+0,5, Z=C+0,5, если оба значения неотрицательны и ни одно из них не принадлежит отрезку [0,5;2,0], то Х=А/10, Y=B/10, Z=C, иначеY=B, Z=C. U определяется как функция X и Y, ее значение зависит от принадлежности переменных Х и У заштрихованным частям плоскости. Разработать программу, которая по введенным пользователем целым числам А, В и С определяет значения X, Y, Z и U. Вывести значения переменных А, B, С, X, Y, Z и U на экран дисплея, сопровождая пояснительным текстом. Пояснительный текст должен содержать сведения о том, какой области (D1, D2 или ни D1 ни D2) принадлежат переменные Х, У и по какой формуле при этом определялось значение переменной U. |
Вариант 16 | |
Даны три целых числа A, B, C. Определить значения переменных X, Y, Z. Если Ln|A+B|≥Ln|C|, то в противном случае X=A*B, Y=B*C, Z=A*C. U определяется как функция X и Y, ее значение зависит от принадлежности переменных Х и У заштрихованным частям плоскости. Разработать программу, которая по введенным пользователем целым числам А, В и С определяет значения X, Y, Z и U. Вывести значения переменных А, B, С, X, Y, Z и U на экран дисплея, сопровождая пояснительным текстом. Пояснительный текст должен содержать сведения о том, какой области (D1, D2 или ни D1 ни D2) принадлежат переменные Х, У и по какой формуле при этом определялось значение переменной U. |
Вариант 17 | |
Даны три целых числа A, B, C. Определить значения переменных X, Y, Z. Х = min(A+В,В+С, А+С), Y = max(A*В,В*С, А*С)-2, Если С>1, то Z=Y-X, иначе Z=X+Y. U определяется как функция X и Y, ее значение зависит от принадлежности переменных Х и У заштрихованным частям плоскости. Разработать программу, которая по введенным пользователем целым числам А, В и С определяет значения X, Y, Z и U. Вывести значения переменных А, B, С, X, Y, Z и U на экран дисплея, сопровождая пояснительным текстом. Пояснительный текст должен содержать сведения о том, какой области (D1, D2 или ни D1 ни D2) принадлежат переменные Х, У и по какой формуле при этом определялось значение переменной U. |
Вариант 18 | |
Даны три целых числа A, B, C. Определить значения переменных X, Y, Z. Если (А+В+С) делится на 3 с остатком 1, то X=A-B, Y=B-C, Z=A-C; если с остатком 2, то X=A+B, Y=B+C, Z=A+C, если без остатка, то X=A, Y=2*B, Z=3*C. U определяется как функция X и Y, ее значение зависит от принадлежности переменных Х и У заштрихованным частям плоскости. Разработать программу, которая по введенным пользователем целым числам А, В и С определяет значения X, Y, Z и U. Вывести значения переменных А, B, С, X, Y, Z и U на экран дисплея, сопровождая пояснительным текстом. Пояснительный текст должен содержать сведения о том, какой области (D1, D2 или ни D1 ни D2) принадлежат переменные Х, У и по какой формуле при этом определялось значение переменной U. |
Вариант 19 | |
Даны три целых числа A, B, C. Определить значения переменных X, Y, Z. Х = min(max(A, C),B); Y = min(B, C); Z = max(A, B, C)-1. U определяется как функция X и Y, ее значение зависит от принадлежности переменных Х и У заштрихованным частям плоскости. Разработать программу, которая по введенным пользователем целым числам А, В и С определяет значения X, Y, Z и U. Вывести значения переменных А, B, С, X, Y, Z и U на экран дисплея, сопровождая пояснительным текстом. Пояснительный текст должен содержать сведения о том, какой области (D1, D2 или ни D1 ни D2) принадлежат переменные Х, У и по какой формуле при этом определялось значение переменной U. |
Вариант 20 | |
Даны три целых числа A, B, C. Определить значения переменных X, Y, Z. Если А+В>C, то X=A+B, , Z= ln|B+C|; иначе X=A-C, Y=A2-C2, Z=ln|A*C|. U определяется как функция X и Y, ее значение зависит от принадлежности переменных Х и У заштрихованным частям плоскости. Разработать программу, которая по введенным пользователем целым числам А, В и С определяет значения X, Y, Z и U. Вывести значения переменных А, B, С, X, Y, Z и U на экран дисплея, сопровождая пояснительным текстом. Пояснительный текст должен содержать сведения о том, какой области (D1, D2 или ни D1 ни D2) принадлежат переменные Х, У и по какой формуле при этом определялось значение переменной U. |
Лабораторная работа №3
”Организация циклических вычислений”
Основные цели работы
Целью работы является получение навыков при организации циклических вычислений.
Требования к разрабатываемой программе
При выводе данных организовать постраничный просмотр результатов значений х, у, z.
Для расчета значений функции двух переменных организовать отдельную функцию.
Примерный вид интерфейса вывода результата с организацией постраничного просмотра приведен на рисунке 1.
Рисунок 1
Варианты индивидуального задания
Составить программу расчета значений функции двух переменных z=f(x,y) с использованием операторов цикла. Значения переменных х и y изменяются соответственно от Xнач до Хкон с шагом hx (внешний цикл) и от Унач до Укон с шагом hy (внутренний цикл). Значения Хнач, Хкон, Нх, Унач, Укон, Ну вводятся с клавиатуры (вещественного типа).
№ варианта | Функция | Операторы цикла | |
внешний | внутренний | ||
While | While | ||
3,5 | While | Repeat | |
While | For | ||
Repeat | Repeat | ||
Repeat | for | ||
For | While | ||
For | Repeat | ||
For | For | ||
While | While | ||
While | Repeat | ||
While | For | ||
Repeat | Repeat | ||
Repeat | For |
№ варианта | Функция | Операторы цикла | |
внешний | внутренний | ||
For | While | ||
For | Repeat | ||
For | For | ||
While | While | ||
While | Repeat | ||
While | For | ||
Repeat | Repeat |
Лабораторная работа №4
”Организация рекурсивных вычислений”
Основные цели работы
Целью работы является получение навыков организации рекурсивных вычислений
Требования к разрабатываемой программе
В математической формулировке задачи должны быть приведены рекуррентные соотношения для первого и второго заданий.
Во втором задании при выводе результата вывести:
- расчетное значение функции для итерационного и рекурсивного алгоритмов, а также стандартное значение функции
- значение количества членов ряда, которое необходимо просуммировать для достижения указанной точности
- сравнить время выполнения алгоритмов, используя стандартную функцию gettime модуля dos.
Варианты индивидуального задания
Вариант 1
1. Вычислить значение функции Х(n) при заданном значении n, используя рекурсию. Знаки перед корнями периодически повторяются группами по три: "-","+","-".
- Заданы: значение х, точность e. Составить подпрограмму расчета функции F(x) с точностью e, используя рекурсивный и итерационный алгоритмы решения задачи.
- Определить, какое количество членов ряда необходимо просуммировать для достижения указанной точности (сравнить результат суммирования со значением стандартной функции).
- Сравнить время выполнения алгоритмов, используя стандартную функцию GetTime модуля Dos
F(x) | Диапазон аргумента | |
Arctg(x) | |x|<1 |
Вариант 2
1. Написать подпрограмму вычисления для заданного значения k.
2. Заданы: значение х, точность e. Составить подпрограмму расчета функции F(x) с точностью e, используя рекурсивный и итерационный алгоритмы решения задачи. Определить, какое количество членов ряда необходимо просуммировать для достижения указанной точности (сравнить результат суммирования со значением стандартной функции). Сравнить время выполнения алгоритмов, используя стандартную функцию GetTime модуля Dos.
F(x) | Диапазон аргумента | |
Arcth(x) | |x|<1 |
Вариант 3
1. Дано натуральное число n. Найти (2n)! и 2n!!. Использовать рекурсивную функцию вычисления факториала.
2. Заданы: значение х, точность e. Составить подпрограмму расчета функции F(x) с точностью e, используя рекурсивный и итерационный алгоритмы решения задачи. Определить, какое количество членов ряда необходимо просуммировать для достижения указанной точности (сравнить результат суммирования со значением стандартной функции). Сравнить время выполнения алгоритмов, используя стандартную функцию GetTime модуля Dos.
F(x) | Диапазон аргумента | |
X<1 |
Вариант 4
1. Даны натуральные числа n,m. Найти наибольший общий делитель НОД(n,m). Использовать рекурсивную функцию вычисления НОД, основанную на соотношении НОД (n,m)=НОД (m,r), где r - остаток от деления n на m
2. Заданы: значение х, точность e. Составить подпрограмму расчета функции F(x) с точностью e, используя рекурсивный и итерационный алгоритмы решения задачи. Определить, какое количество членов ряда необходимо просуммировать для достижения указанной точности (сравнить результат суммирования со значением стандартной функции). Сравнить время выполнения алгоритмов, используя стандартную функцию GetTime модуля Dos.
F(x) | Диапазон аргумента | |
Вариант 5
1. Составить рекурсивную подпрограмму расчета чисел Фибоначчи U(n), которые определяются следующим образом:
.
2. Заданы: значение х, точность e. Составить подпрограмму расчета функции F(x) с точностью e, используя рекурсивный и итерационный алгоритмы решения задачи. Определить, какое количество членов ряда необходимо просуммировать для достижения указанной точности (сравнить результат суммирования со значением стандартной функции). Сравнить время выполнения алгоритмов, используя стандартную функцию GetTime модуля Dos.
F(x) | Диапазон аргумента | |
Вариант 6
1. Даны неотрицательные целые числа n и m. Составить рекурсивную подпрограмму вычисления
функции Аккермана:
Тестовые примеры:
2. Заданы: значение х, точность e. Составить подпрограмму расчета функции F(x) с точностью e, используя рекурсивный и итерационный алгоритмы решения задачи. Определить, какое количество членов ряда необходимо просуммировать для достижения указанной точности (сравнить результат суммирования со значением стандартной функции). Сравнить время выполнения алгоритмов, используя стандартную функцию GetTime модуля Dos.
F(x) | Диапазон аргумента | |
Sin(x) | |x|<µ |
Вариант 7
1 Вычислить, используя рекурсию значение функции при заданном n. Знаки перед корнями периодически повторяются группами (по три):"-","+","+".
2. Заданы: значение х, точность e. Составить подпрограмму расчета функции F(x) с точностью e, используя рекурсивный и итерационный алгоритмы решения задачи. Определить, какое количество членов ряда необходимо просуммировать для достижения указанной точности (сравнить результат суммирования со значением стандартной функции). Сравнить время выполнения алгоритмов, используя стандартную функцию GetTime модуля Dos.
F(x) | Диапазон аргумента | |
cos(x) | |x|<µ |
Вариант 8
1. Описать рекурсивную функцию C(m,n) для вычисления биноминального коэффициента по формуле: для заданных m, n.
2. Заданы: значение х, точность e. Составить подпрограмму расчета функции F(x) с точностью e, используя рекурсивный и итерационный алгоритмы решения задачи. Определить, какое количество членов ряда необходимо просуммировать для достижения указанной точности (сравнить результат суммирования со значением стандартной функции). Сравнить время выполнения алгоритмов, используя стандартную функцию GetTime модуля Dos.
F(x) | Диапазон аргумента | |
|x|<µ |
Вариант 9
1 Вычислить, используя рекурсию, значение функции
Х(n)= при заданном значении n.
2. Заданы: значение х, точность e. Составить подпрограмму расчета функции F(x) с точностью e, используя рекурсивный и итерационный алгоритмы решения задачи. Определить, какое количество членов ряда необходимо просуммировать для достижения указанной точности (сравнить результат суммирования со значением стандартной функции). Сравнить время выполнения алгоритмов, используя стандартную функцию GetTime модуля Dos.
F(x) | Диапазон аргумента | |
|x|<µ |
Вариант 10
Вычислить, используя рекурсию значение функции Х(n)= при заданном значении n.
2. Заданы: значение х, точность e. Составить подпрограмму расчета функции F(x) с точностью e, используя рекурсивный и итерационный алгоритмы решения задачи. Определить, какое количество членов ряда необходимо просуммировать для достижения указанной точности (сравнить результат суммирования со значением стандартной функции). Сравнить время выполнения алгоритмов, используя стандартную функцию GetTime модуля Dos.
F(x) | Диапазон аргумента | |
Sin2 (x) | x<1 |
Вариант 11
1. Описать рекурсивную функцию Strannost, определенную на множестве положительных целых чисел следующим образом:
2. Заданы: значение х, точность e. Составить подпрограмму расчета функции F(x) с точностью e, используя рекурсивный и итерационный алгоритмы решения задачи. Определить, какое количество членов ряда необходимо просуммировать для достижения указанной точности (сравнить результат суммирования со значением стандартной функции). Сравнить время выполнения алгоритмов, используя стандартную функцию GetTime модуля Dos.
F(x) | Диапазон аргумента | |
cos2 (x) | x<1 |
Вариант 12
1 Вычислить при заданном n, значение функции , используя рекурсивный алгоритм ее вычисления.
2. Заданы: значение х, точность e. Составить подпрограмму расчета функции F(x) с точностью e, используя рекурсивный и итерационный алгоритмы решения задачи. Определить, какое количество членов ряда необходимо просуммировать для достижения указанной точности (сравнить результат суммирования со значением стандартной функции). Сравнить время выполнения алгоритмов.
F(x) | Диапазон аргумента | |
ln (1-x) | x<1 |
Вариант 13
1. Найти все трехзначные числа, представимые в виде сумм факториалов своих цифр. Использовать рекурсивную функцию вычисления n!
2. Заданы: значение х, точность e. Составить подпрограмму расчета функции F(x) с точностью e, используя рекурсивный и итерационный алгоритмы решения задачи. Определить, какое количество членов ряда необходимо просуммировать для достижения указанной точности (сравнить результат суммирования со значением стандартной функции). Сравнить время выполнения алгоритмов, используя стандартную функцию GetTime модуля Dos.
F(x) | Диапазон аргумента | |
ln(x) | x>0.5 |
Вариант 14
1. Числа Фибоначчи определяются следующим образом: