Для выполнения лабораторных работ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

по дисциплине:«Операционные системы»

для специальности:

Компьютерные сети»

Автор: Рудаков А.В.

Санкт – Петербург

Г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основные приемы работы с операционной системой Windows 9x 3

2. Работа с объектами Windows 9x 5

3. Работа с программой Проводник 7

4. Использование файлового менеджера FAR 9

5. Использование справочной системы 10

6. Использование поисковой системы 11

7. Архивация данных 12

8. Управление процессами. Часть 1 14

9. Управление процессами. Часть 2 17

10. Управление процессами в многозадачной ОС 20

11. Управление памятью. Часть 1 28

12. Управление памятью. Часть 2 29

13. Управление файлами 30

14. Файловые системы и диски. Часть 1 33

15. Файловые системы и диски. Часть 2 35

16. Установка операционных систем 36

17. Исследование процесса загрузки и реестра ОС Windows. Часть 1 37

18. Исследование процесса загрузки и реестра ОС Windows. Часть 2 48

19. Настройка операционной системы Windows 54

Лабораторная работа № 1

"Основные приемы работы с операционной системой

Windows 95/98/NT"

Цель работы:Освоить приемы управления с помощью мыши.

Форма отчета: Выполнение зачетного задания.

Задание 1.

Выясните назначение объектов, находящихся на Рабочем столе.

Методические указания.

Зависание. Наведите указатель мыши на кнопку Пуск на Панели задач и задержите на некоторое время, появится всплывающая подсказка, прочитайте ее. Наведите указатель мыши на часы, находящиеся на Панели задач справа, появится всплывающая подсказка с текущей датой. Используя зависание, определите назначение других объектов, находящихся на Рабочем столе.

Задание 2.

Откройте окно MS-DOS, разверните его на весь экран, закройте окно. Выделите значки Мой компьютер и Корзина. Снимите все выделения.

Методические указания.

Щелчок. Наведите указатель мыши на кнопку Пуск и щелкните левой кнопкой, откроется Главное меню. Наведите указатель на пункт Программы, откроется следующая панель меню со списком программ. Выберите команду Сеанс MS-DOS (Командная строка MS-DOS) и щелкните левой кнопкой, откроется окно MS-DOS. Нажмите комбинацию клавиш ALT-ENTER, окно развернется на весь экран. Нажмите указанную комбинацию клавиш еще раз, окно вернется к прежнему размеру. Введите в командной строке команду “exit ”, окно закроется.

С помощью щелчка можно выделять объекты. Найдите на Рабочем столе значок Мой компьютер и щелкните на нем. Значок и область вокруг него изменили цвет – значок выделен. Объекты выделяют, чтобы подготовить их к дальнейшим операциям.

Щелкните на значке Корзина. Выделение значка Мой компьютер снимется, будет выделен значок Корзина. Для снятия всех выделений, необходимо щелкнуть на свободном месте Рабочего стола.

Задание 3.

Откройте и закройте окно Мой компьютер.

Методические указания.

Двойной щелчок. Двойной щелчок применяется для использования объектов. Например, двойной щелчок на значке приложения приводит к запуску этого приложения, двойной щелчок на значке документа приводит к открытию этого документа в том приложении, в котором он был создан.

Наведите указатель мыши на значок Мой компьютер и щелкните левой кнопкой дважды подряд (между щелчками может пройти не более заданного малого интервала времени, в противном случае, команда будет воспринята как два одинарных щелчка) – откроется окно Мой компьютер, в котором содержатся значки дисков, принтеров и др. Закройте окно одним щелчком по кнопке «Закрыть» (назначение кнопок можно узнать с помощью зависания).

При двойном щелчке выполняется только одно из возможных действий над объектом – основное действие.

Задание 4.

Выясните содержимое контекстного меню объектов Мой компьютер и Корзина.

Методические указания:

Щелчок правой кнопкой. Щелкните правой кнопкой на значке Мой компьютер – рядом с ним откроется контекстное меню. Контекстное меню разных объектов имеет различный состав. Для закрытия меню необходимо щелкнуть на свободном месте. Сравните содержание контекстного меню объектов Мой компьютер и Корзина.

Контекстное меню содержит все действия, которые могут быть выполнены над объектом, в том числе пункт Свойства. С помощью пункта Свойства можно просмотреть и изменить свойства объекта.

Задание 5.

Переместите значок Мой компьютер. Откройте и переместите окно Мой компьютер. Закройте окно.

Методические указания.

Перетаскивание. Наведите указатель мыши на значок Мой компьютер. Нажмите левую кнопку и, не отпуская ее, переместите указатель – значок Мой компьютер переместится вместе с ним.

Откройте окно Мой компьютер. Наведите указатель мыши на строку заголовка и перетащите окно в другое место. Закройте окно.

Задание 6.

Измените размеры окна Мой компьютер. Выделите группу объектов на Рабочем столе.

Методические указания.

Протягивание. Откройте окно Мой компьютер. Наведите указатель мыши на одну из рамок окна – указатель превратится в двунаправленную стрелку. Нажмите левую кнопку и переместите мышь – окно изменит размер. Наведите указатель на правый нижний угол окна и выполните протягивание – размер изменится сразу по двум координатам. Закройте окно.

Протягивание используется и для группового выделения объектов. Наведите указатель на поверхность Рабочего стола, нажмите кнопку мыши и протяните мышь вправо-вниз – за указателем протянется прямоугольный контур выделения. Все объекты внутри контура будут выделены. Снимите выделение. Произведите эту операцию, используя вначале левую, а затем правую кнопки мыши. Отметьте разницу.

Задание 7.

Выполните специальное перетаскивание для объекта Мой компьютер.

Методические указания.

Меню специального перетаскивания. Наведите указатель мыши на значок Мой компьютер, нажмите правую кнопку мыши и, не отпуская ее, переместите мышь. Отпустите кнопку – откроется так называемое меню специального перетаскивания. Для большинства объектов это меню содержит пункты: Копировать, Переместить, Создать ярлык и Отменить. Для особых объектов, таких как Мой компьютер, Корзина и др., меню содержит пункты: Создать ярлык и Отменить. Выберите пункт Отменить и нажмите левую кнопку мыши.

Контрольные вопросы.

1. Каким образом можно получить всплывающую подсказку?

2. Как развернуть окно MS-DOS на весь экран?

3. Как правильно произвести двойной щелчок?

4. Как открыть контекстное меню?

5. Как перетащить значок, окно программы в другое место?

6. Каким образом можно выделить группу объектов?

7. Как производится специальное перетаскивание?

8. Каковы преимущества специального перетаскивания?

Лабораторная работа № 2

"Работа с объектами Windows 9х"

Цель работы: Освоить приемы работы с объектами Windows.

Форма отчета: Выполнение зачетного задания.

Задание 1.

Создайте новую папку с именем Мои документы, внутри которой создайте папки Рисунки и Игры.

Методические указания.

1. Откройте папку Мой компьютер, откройте окно диска (D:).

2. В строке меню выберите с помощью щелчка пункт Файл, далее пункт Создать, далее с помощью щелчка пункт Папку (Файл|Создать|Папку). В рабочей области окна появится значок Папки с названием Новая папка.

3. Откройте контекстное меню папки Новая папка и выберите пункт Переименовать. Дайте папке новое имя – Мои документы.

4. Откройте папку Мои документы.

5. С помощью кнопки «развернуть» разверните окно на весь экран.

6. С помощью меню создайте новую папку (Файл|Создать|Папку) – появится Новая папка.

7. На свободном месте рабочей области окна откройте контекстное меню и выберите команду Создать|Папку. Появится папка – Новая папка (2).

8. С помощью контекстного меню дайте папке Новая папка другое имя, например, Рисунки. Выделите вторую папку и щелкните на ее имени – в области имени появится курсор, можно отредактировать имя. Дайте второй папке имя Игры и нажмите клавишу ENTER – вы выйдете из режима редактирования.

9. Вернитесь к прежнему размеру окна с помощью кнопки «восстановить».

Задание 2.

На диске (A:) или (D:) cоздайте папку Временная и переместите в нее папки Рисунки и Игры. Выделите перемещенные папки, используя различные способы выделения. Используя буфер обмена, переместите папки Рисунки и Игры в папку Мои документы и обратно. Для работы с буфером обмена, воспользуйтесь контекстным меню и комбинациями клавиш.

Методические указания.

1. Откройте окно Мой компьютер. В нем откройте либо окно с содержимым диска (А:), предварительно вставив дискету, либо окно с содержимым диска (D:). Создайте папку с именем Временная. Откройте созданную папку. Перетаскиванием, удерживая клавишу Shift, переместите папку Игры в папку Временная. Специальным перетаскиванием переместите папку Рисунки в папку Временная. По окончании перетаскивания, выберите пункт Переместить в открывшемся контекстном меню.

2. В папке Временная выделите папку Рисунки и, удерживая клавишу CTRL, выделите папку Игры – будут выделены два объекта (групповое выделение). Снимите выделение. Произведите групповое выделение папок Рисунки и Игры с перетаскиванием мыши.

3. Откройте контекстное меню на одном из выделенных объектов и выберите пункт Вырезать – объекты будут перемещены в буфер обмена.

4. Откройте окно папки Мои документы. На свободном месте рабочего поля откройте контекстное меню, выберите пункт Вставить – объекты, находящиеся в буфере обмена, будут вставлены в папку Мои документы.

5. Верните перемещенные папки обратно в папку Временная следующим образом: произведите действия из пунктов 12,13, используя для перемещения в буфер обмена комбинацию клавиш CTRL-X, а для вставки из буфера – CTRL-V.

Задание 3.

Выделите и удалите папки Рисунки и Игры в Корзину. Восстановите удаленные папки. Вновь удалите восстановленные папки, без размещения их в Корзине.

Методические указания.

1. Выделите папки Рисунки и Игры. Откройте контекстное меню и выберите пункт Удалить. В открывшемся диалоговом окне подтвердите необходимость удаления объектов. Закройте папки Временная и Мои документы.

2. Откройте окно папки Корзина. Найдите в нем значки удаленных папок Рисунки и Игры. Выделите папки и откройте на одной из них контекстное меню. Выберите пункт Восстановить. Закройте Корзину.

3. Откройте папку Временная. Найдите в ней восстановленные папки Рисунки и Игры. Выделите обе папки. Удалите их с помощью клавиши DELETE при нажатой клавише SHIFT.

4. Откройте Корзину и убедитесь в том, что объекты, удаленные при нажатой клавише SHIFT, не поступили в корзину.

Контрольные вопросы.

1. Как создать новую папку?

2. Какие способы изменения имени объекта вы знаете?

3. Как переместить объект в другое место на диске?

4. Какие способы выделения группы объектов вы знаете?

5. Какие способы удаления объектов вы знаете?

6. Как восстановить удаленный объект?

Лабораторная работа № 3

"Работа с программой Проводник"

Цель работы: Научиться работать с объектами Windows с помощью программы Проводник.

Форма отчета: Выполнение зачетного задания.

Задание 1.

Выяснить назначение команд меню программы Проводник. Изменить вид значков на правой панели Проводника: Крупные, Мелкие, Таблица, Список. Пересортировать значки по имени, размеру, типу, дате и времени создания.

Методические указания.

1. Запустите программу Проводник (Пуск|Программы|Проводник).

2. Откройте пункт меню Файл. Используя зависание и информацию, появляющуюся в информационной строке, ознакомьтесь с назначением команд данного пункта. Ознакомьтесь с назначением команд остальных пунктов меню. Если команда неактивна, выделите какой-либо объект, например, папку.

3. Измените вид значков на правой панели Проводника: Крупные, Мелкие, Таблица, Список.

4. Пересортируйте значки по имени, размеру, типу, дате и времени создания.

Задание 2.

Создать папку Временная на диске (D:). В папке Мои документы создать папку Отчеты, внутри последней – создать папку Таблицы. Переместить папку Отчеты в папку Временная, используя перетаскивание.

Методические указания.

1. Найдите на левой панели диск (D:) и откройте его щелчком на значке диска.

2. На правой панели создайте папку Временная.

3. Найдите на правой панели папку Мои документы (в случае необходимости создайте ее) и откройте эту папку.

4. На правой панели создайте новую папку Отчеты.

5. На левой панели разверните папку Мои документы щелчком на значке узла «+». Обратите внимание на разницу между раскрытием и разворачиванием папки. Найдите на левой панели папку Отчеты.

6. Откройте папку Отчеты на левой панели. На правой панели не должно отображаться никакое содержимое, поскольку эта папка пуста.

7. Создайте на правой панели новую папку Таблицы внутри папки Отчеты. Обратите внимание, что рядом со значком папки Отчеты появился узел «+», свидетельствующий о том, что папка имеет вложенные папки. Разверните узел. Сверните узел обратно щелчком на появившемся значке «-».

8. На левой панели найдите папку Временная, но не открывайте ее.

9. Используя перетаскивание, переместите папку Отчеты с правой панели на левую в папку Временная. В момент изменения цвета названия папки Временная отпустите кнопку мыши. Аналогично можно перетаскивать группы объектов.

10. На левой панели откройте папку Временная. На правой панели убедитесь в наличии в ней папки Отчеты.

11. На правой панели откройте папку Отчеты. Убедитесь в наличии папки Таблицы.

Задание 3.

Удалить папку Временная в Корзину. Открыть второе окно программы проводник и выполнить задания 1,2, используя только правые панели обоих окон.

Методические указания.

1. Вернитесь в папку Временная, а затем на диск (D:), используя кнопку «вверх» на Панели инструментов.

2. Найдите на левой панели Корзину и перетащите папку Временная на ее значок. Откройте Корзину и проверьте наличие в ней удаленных папок.

3. Откройте второе окно программы Проводник и произведите все вышеуказанные операции обмена, используя только правые панели обоих окон.

4. Закройте оба окна программы Проводник.

5. Завершите работу с Windows (Пуск|Завершение работы, Выключить компьютер).

Контрольные вопросы.

1. Как изменить вид значков на правой панели Проводника?

2. Как упорядочить значки по имени, размеру, типу, дате и времени создания?

3. Как развернуть, раскрыть папку на левой панели Проводника?

4. Как переместить папку, используя панели Проводника?

5. Как вернуться на предыдущий уровень дерева папок?

Лабораторная работа № 4

"Использование файлового менеджера FAR"

Цель работы: Научиться работать с файлами и каталогами с помощью программы FAR.

Форма отчета: Выполнение зачетного задания.

Задание

1. Запустите файловый менеджер FAR и разверните его, если необходимо, на весь экран. Если в качестве основного языка выбран английский, для удобства дальнейшей работы сделайте основным языком русский (F9 – Options – Languages – Russian).

2. Создайте на дискете следующую структуру каталогов:

для выполнения лабораторных работ - student2.ru A:\ ––––– DOCS ––––– INFO

для выполнения лабораторных работ - student2.ru ––– COPY ––– LETTERS

––– MY_DOCS

3. Используя панель Дерево папок, убедитесь в том, что структура каталогов создана правильно. Вернитесь к виду панели Средний.

4. Создайте в каталоге INFO текстовые файлы name.txt и group.txt. В первом файле запишите свои имя и фамилию, во втором – название специальности, курс и номер группы (обычно переключение между алфавитами в сеансе MS DOS: правый Ctrl+Shift – русский, левый Ctrl+Shift – латинский).

5. Допишите в файл name.txt дату и своего рождения.

6. Используя копирование, создайте в каталоге INFO файл info.txt, объединяющий содержимое файлов name.txt и group.txt, просмотрите получившийся файл.

7. Скопируйте файл info.txt в каталог LETTERS.

8. Переименуйте файл info.txt в каталоге LETTERS в файл info1.txt.

9. Используя выделение, скопируйте файлы name.txt и group.txt в каталог MY_DOCS.

10. Используя поиск, найдите на диске А: файлы и папки, имена которых начинаются с буквосочетания inf.

11. Используя поиск, найдите файлы на диске А: в которых записана Ваша фамилия.

12. Используя Панель информации, определите, сколько свободного места осталось на диске А:.

13. Перейдите на жесткий диск (например, С:). Используя различные режимы сортировки, определите файл с самой поздней датой создания, файл с наибольшим размером. Запишите эту информацию.

14. Используя выделение в группу по шаблону, определите, сколько файлов с расширением bat записаны в корневом каталоге жесткого диска, какой суммарный размер они имеют. Определите аналогичные характеристики для файлов с расширением txt. Запишите эту информацию. Если возможно, скопируйте файлы с расширением bat в каталог LETTERS на диске A:.

15. Переместите файлы с расширением txt из каталога MY_DOCS в каталог LETTERS.

16. Просмотрите режимы панелей Краткий, Средний, Полный, Широкий. Чем они отличаются друг от друга?

17. Покажите выполненную работу преподавателю.

Лабораторная работа № 5

"Использование справочной системы"

Цель работы: Научиться работать со справочной системой Windows.

Форма отчета:Письменный отчет, содержащий результаты выполнения лабораторной работы.

Задание 1.

Найти разделы справочной системы, описывающие порядок форматирования дискет и сочетания клавиш Windows. Полученную информацию записать в отчет. Отформатировать дискету.

Методические указания.

1. Запустите справочную систему (Пуск|Справка).

2. Прочитайте раздел справки Поиск раздела (Инструкции|Использование справки|Поиск разделов справки). Полученную информацию запишите в отчет.

3. С помощью вкладки Указатель разыщите статью, в которой описан порядок форматирования дискет. Полученную информацию запишите в отчет.

4. С помощью вкладки Поиск разыщите статью, в которой описаны общие сочетания клавиш Windows (введите слово для поиска «сочетание» и щелкните на кнопке Поиск разделов).

5. Если поиск по слову «сочетание» не дает результатов, проведите поиск с использованием подстановочных символов: «сочетан*». Полученную информацию запишите в отчет.

6. Закройте окно Справка Windows.

7. Вставьте в дисковод дискету.

8. Следуя полученным из справки указаниям, откройте диалоговое окно Форматирование: Диск 3,5(А).

9. Установите способ форматирования Полное (щелкните на соответствующем переключателе).

10. Щелкните на кнопке Начать.

11. По окончании форматирования, закройте диалоговое окно.

12. Выньте дискету из дисковода.

Задание 2.

Найти разделы справочной системы, описывающие порядок форматирования дискет для получения загрузочной дискеты. Полученную информацию записать в отчет. Отформатировать дискету. Загрузиться с дискеты.

Контрольные вопросы.

1. Как обратиться к справочной системе?

2. Как найти нужную информацию по названию статьи, по ключевому слову?

3. Как отформатировать дискету?

4. Как создать загрузочную дискету?

5. Что надо сделать, что бы компьютер мог загрузиться с дискеты?

Лабораторная работа № 6

"Использование поисковой системы"

Цель работы: Научиться работать с поисковой системами Windows.

Форма отчета:Письменный отчет, содержащий результаты выполнения лабораторной работы.

Задание 1.

Используя поисковую систему Windows, найти файлы vc.exe или far.exe. Записать в отчет путь к найденным файлам. Найти все файлы на диске (D), открытые за последний день, имеющие размер более 20 КБ. Записать в отчет имена первых 5 файлов из каждой категории.

Методические указания.

1. Запустите поисковую систему Windows (Пуск|Найти|Файлы и папки).

2. Найдите файл vc.exe или far.exe (при первом обнаружении файла щелкните на кнопке Остановить). Запишите в отчет путь к найденному файлу и имя диска, на котором он находится.

3. Щелкните на кнопке Новый поиск.

4. В поле Где искать укажите диск (D).

5. Откройте вкладку Дата.

6. Найдите все файлы, открытые за последний день (переключатели: «Найти все файлы – открытые», «за последние 1 дней»). Запишите имена первых 5 найденных файлов в отчет.

7. Щелкните на кнопке Новый поиск.

8. Откройте вкладку Дополнительно.

9. Найдите на диске (D) все файлы и папки, имеющие размер более 20 КБ. Запишите имена первых 5 найденных файлов в отчет.

10. Закройте окно поисковой системы.

Задание 2.

Используя поисковую систему Windows, найти на диске C: файлы с расширением.doc. Файлы должны быть созданы в течении последнего месяца и их имена должны начинаться с буквы «а». Для поиска используйте подстановочные знаки. Записать в отчет имена первых 5 найденных файлов маску поиска.

Подстановочный знак — это вводимый с клавиатуры знак, например, звездочка (*) или вопросительный знак (?), который можно использовать для представления одного или нескольких других знаков при поиске файлов и папок. Подстановочные знаки часто используются вместо одного или нескольких знаков, когда нужный знак неизвестен либо для того, чтобы не вводить имя полностью.

Подстановочный знак Использование
Звездочка (*) Звездочку можно использовать для замены любых знаков, включая пустой.
Вопросительный знак (?) Вопросительный знак можно использовать для замены одного знака в имени.

Контрольные вопросы.

1. Как найти нужную информацию по названию статьи, по ключевому слову?

2. Как указать диск, на котором следует искать файл?

3. Как найти файлы по имени, по времени последнего обращения, по размеру?

4. Какие файлы будут найдены на компьютере при использовании маски test.* ?

Лабораторная работа № 7

"Архивация данных"

Цель работы:Научиться работе с архиватором RAR.

Форма отчета: Отчет в письменной форме, содержащий результаты выполнения работы и выводы по полученным результатам.

Задание 1.

Создать временную папку на диске (D:) и скопировать в нее файлы, содержащие рисунок, текст и исполняемый файл.

Методические указания.

1. Создайте временную папку на диске (D:).

2. Скопируйте содержимое личной папки на диске (Z:) во временную папку.

3. Скопируйте во временную папку какой-либо исполняемый файл (например: far.exe, vc.com, rar.exe и т.д.). Для поиска воспользуйтесь командой Пуск|Найти|Файлы и папки.

Задание 2.

Используя архиватор RAR, создать распределенный, самораспаковывающийся и обычный архивы, содержащие файлы с рисунком и текстом, исполняемый файл.

Методические указания.

1. Запустите архиватор RAR.

2. Выберите диск Z: (ALT+D).

3. Перейдите во временную папку.

4. Выделите файлы с рисунком и текстом, исполняемый файл.

5. Создайте распределенный архив выделенных файлов (F5).

6. Создайте самораспаковывающийся архив указанных файлов (ALT-F5).

7. Переместите указанные файлы в обычный архив (F6). В диалоговом окне укажите новое имя архива.

Задание 3.

Просмотрите содержимое одного из архивов. Извлеките из архива помещенные в него файлы. Результаты архивации занесите в таблицы.

Методические указания.

1. Просмотрите содержимое одного их созданных архивов (выделите нужный архив и нажмите ENTER).

2. Извлеките файл с рисунком из архива (F4).

3. Выйдите из режима просмотра архива (выделите RETURN и нажмите ENTER). Убедитесь в наличии файла с рисунком.

4. Аналогичным образом извлеките файл с текстом и исполняемый файл.

5. Выйдите из архиватора RAR (ESC).

6. Результаты архивации занесите в таблицы:

Тип файла Исходный размер, SI Результирующий размер, SR Степень сжатия, SR/SI*100%
       
Тип архива Исходный размер, SI Результирующий размер, SR Степень сжатия, SR/SI*100%
       

7. Для определения степени сжатия воспользуйтесь Калькулятором (Пуск|Программы|Стандартные|Калькулятор).

Задание 4.

Переместить самораспаковывающийся архив на дискету и развернуть его. Уничтожить временную папку и извлеченные из архива файлы на дискете. Записать в отчет выводы по полученным результатам.

Методические указания.

1. Откройте папку Мой компьютер. Откройте личную папку.

2. Вставьте в дисковод дискету. Используя контекстное меню, переместите самораспаковывающийся архив на дискету (Отправить|Диск 3,5(А)).

3. Разверните самораспаковывающийся архив.

4. Просмотрите содержимое извлеченных из архива документов.

5. Уничтожьте временную папку.

6. Уничтожьте извлеченные из архива файлы на дискете.

7. Оформите полученные результаты в виде отчета. В отчет включите ваши выводы по результатам работы: о сжимаемости различных типов файлов; о преимуществах и недостатках различных типов архивации.

Контрольные вопросы.

1. Как создать распределенный архив в архиваторе RAR?

2. Как создать самораспаковывающийся архив?

3. Как создать обычный архив?

4. В каких случаях необходимо создавать распределенный, самораспаковывающийся, обычный архив?

5. Каковы достоинства и недостатки распределенного, самораспаковывающегося, обычного архива?

6. Как с помощью контекстного меню записать данные с жесткого диска на дискету?

Лабораторная работа 8

«Управление процессами» Часть 1.

Цель работы:получение практических навыков управления процессами и самостоятельной работы с документацией команд.

Поясняющая информация

Команды POSIX для работы с процессами(должны быть во всех операционных системах)

at- запускает программы в определенное время

crontab -файл содержащийтаблицу расписаний запуска заданий

kill - прекращение выполнения процесса по PID процесса

nice - задает приоритет процесса перед его запуском

renice -изменяет приоритет работающего процесса

ps - выводит информацию о работающих процессах

fg - перевод процесса из фонового режима

bg - продолжение выполнения фонового процесса, если он приостановлен нажатием <Ctrl+Z>

Задание 1

  1. Запустите Linux.
  2. Составьте справочник для выше приведенных команд (на русском языке), расписав какие параметры для чего нужны.
  3. Поработайте с этими командами: запуская, запуская по времени, меняя приоритеты, уничтожая процессы.
  4. Что нужно уметь:
    - задавать задание на запуск процессов в определенное время и с определенным приоритетом, показывать этот список, удалять из списка
    - конфигурировать файл /etc/crontab
    - посылать сигнал на прекращение процесса по ID и по имени
    - запускать процесс с конкретным приоритетом
    - изменять приоритет конкретного процесса
    - выводить информацию о работающих процессах
    - запускать процесс в фоновом режиме, выводить из него
    - передавать выходной поток другой программе
    - записывать выходной поток процесса в файл

Задание 2

  1. Запустите Windows
  2. Составьте справочник для выше приведенных команд (на русском языке), расписав какие параметры для чего нужны.
  3. Поработайте с этими командами: запуская, запуская по времени, меняя приоритеты, уничтожая процессы.
  4. Разберитесь как работать с диспетчером задач, и что означает информация в столбцах (кроме информации о памяти).
  5. Что нужно уметь (с командной строки):
    - задавать задание на запуск процессов в определенное время, показывать этот список, удалять из списка, изменять задания
    - запускает определенную программу или команду в отдельном окне.
    - завершать процесс
    - выводить (и понимать) информацию (исключая память и ввод/вывод) о работающих процессах и потоках


К сдаче лабораторной предоставляются: справочник команд управления процессами и умение работать с этими командами.

Лабораторная работа 9

«Управление процессами» Часть 2.

Цель работы:получение практических навыков управления процессами и самостоятельной работы с документацией команд.

Поясняющая информация

Команды POSIX для работы с процессами(должны быть во всех операционных системах)

at- запускает программы в определенное время

crontab -файл содержащийтаблицу расписаний запуска заданий

kill - прекращение выполнения процесса по PID процесса

nice - задает приоритет процесса перед его запуском

renice -изменяет приоритет работающего процесса

ps - выводит информацию о работающих процессах

fg - перевод процесса из фонового режима

bg - продолжение выполнения фонового процесса, если он приостановлен нажатием <Ctrl+Z>

Задание 1

  1. Запустите Linux.
  2. Составьте справочник для выше приведенных команд (на русском языке), расписав какие параметры для чего нужны.
  3. Поработайте с этими командами: запуская, запуская по времени, меняя приоритеты, уничтожая процессы.
  4. Что нужно уметь:
    - выводить информацию о работающих процессах, с различным количеством столбцов и процессов
    - выводить динамическую информацию о процессах, сортировать эту информацию по столбцам, убирать и добавлять столбцы, менять приоритет процесса, уничтожать процесс.

Задание 2

  1. Запустите Windows
  2. Составьте справочник для выше приведенных команд (на русском языке), расписав какие параметры для чего нужны.
  3. Поработайте с этими командами: запуская, запуская по времени, меняя приоритеты, уничтожая процессы.
  4. Разберитесь как работать с диспетчером задач, и что означает информация в столбцах (кроме информации о памяти).
  5. Что нужно уметь (с командной строки):
    - выводить (и понимать) информацию (исключая память и ввод/вывод) о работающих процессах и потоках


К сдаче лабораторной предоставляются: справочник команд управления процессами и умение работать с этими командами.

Лабораторная работа №10

«Управление процессами в многозадачной ОС»

Цель работы Ознакомление с основными принципами организации системы планирования процессов многозадачной ОС, моделирование и программная реализация планировщика задач для многозадачной операционной системы

Теоретические сведения.

Выполняемые компьютером под управлением ОС вычисления есть исполнение некоторых инструкций, инициируемое как пользовательскими процессами, так и операционной системой. При этом управление многократно передается от ОС пользовательскому процессу и наоборот. Инструкции, предназначенные для исполнения, размещаются в ОП. Процессор, получив от операционной системы команду на обращение за инструкциями к определенной ячейке памяти, начинает последовательно исполнять эти инструкции, выбирая их из ячеек, следующих за указанной. Последовательный выбор команд из смежных ячеек памяти происходит до тех пор, пока не возникает некое системное событие, которое процессор должен обработать. Тогда выбор команд прекращается, и процессор обращается за инструкциями к области памяти, в которой размещена некая системная программа, необходимая для обработки данного события, в таком случае говорят, что управление передается операционной системе. Такая организация вычислений позволяет довольно легко организовать обработку любого события в системе, необходимо только сделать так, чтобы процессор «заметил» произошедшее событие и чтобы системе планирования был доступен блок управления процессом обработки этого события (при этом кодовый сегмент, соответствующий процессу обработки должен находиться в памяти).

Описание рабочих структур.

Процесс (или задача) ­ это не сама программа, а некая абстракция, описывающая выполняющуюся в вычислительной системе программу, как пользовательскую, так и системную. Материальным (информационным) представителем любого процесса в вычислительной системе является блок управления процессом (БУП). БУП содержит информацию, позволяющую многократно прервать, а затем продолжить выполнение процесса, восстанавливая состояние операционной среды, которое было в момент прерывания процесса. Фактически ОС оперирует не процессами, а их блоками управления.

БУП состоит из двух частей: дескриптор и контекст. Дескриптор процесса по сравнению с контекстом содержит более оперативную информацию, которая должна быть легко доступна подсистеме планирования процессов. Контекст процесса содержит менее актуальную информацию и используется операционной системой только после того, как принято решение о возобновлении прерванного процесса.

Дескриптор - это указатель на процесс; он содержит:

- уникальный идентификатор процесса,

- информацию о состоянии процесса,

- данные о степени привилегированности процесса (приоритет),

- место нахождения кодового сегмента,

- ссылка на контекст процесса,

- другую оперативную информацию, необходимую для принятия решения о возобновлении прерванного процесса.

Контекст - подробное описание процесса, которое отражает состояние операционной среды в момент прерывания; он содержит состояние операционной среды, отображаемое:

- состоянием регистров и программного счетчика,

- режимом работы процессора, указателями на открытые файлы,

- информацией о незавершенных операциях ввода-вывода,

- кодами ошибок выполняемых данным процессом системных вызовов и т.д.

Процессорная обработка программного кода может начаться только после того как для него операционной системой будет создан (порожден) соответствующий этой программе процесс. Порождение системой процесса означает:

- создание информационной структуры, описывающей процесс (дескриптор и контекст процесса).

- включение дескриптора процесса в очередь готовых процессов;

- загрузка кодовый сегмент процесса в оперативную память.

Формирование системой информационной структуры, соответствующей процессу, является очень важным этапом в жизненном цикле процесса. Наиболее существенным моментом здесь является уникальное именование процесса в системе, поскольку именно по этому уникальному системному имени (идентификатору) процесс будет распознаваться в любой ситуации. Наиболее простой и надежный способ формирования уникального идентификатора – пересчет процессов в момен

Наши рекомендации