Расчет цилиндрической зубчатой передачи
7.2.1 Межосевое расстояние.
Предварительное значение межосевого расстояния , мм:
= .
где знак «+» (в скобках) относят к внешнему зацеплению, знак «–» – к внутреннему; T1– вращающий момент на шестерне (наибольший из длительно действующих), Н×м; и – передаточное число[2].
Коэффициент К в зависимости от поверхностной твердости H1и H2 зубьев шестерни и колеса соответственно имеет следующие значения:
Твердость H.......H1£350 НВ H1³45 НRC H1³45 НRC
H2£350 НВ H2£350 НВ H2³45 НRC
Коэффициент К.... 10 8 6
Окружную скорость n, м/с вычисляют по формуле:
.
В зависимости от окружной скорости выбирают степень точности
передачи по табл. 14.
Таблица 14
Зависимость окружной скорости от степени точности
Степень точности по ГОСТ 1643-81 | Допустимая окружная скорость v, м/с, колес | |||
прямозубых | косозубых | |||
цилиндрических | конических | цилиндрических | конических | |
6 - (передачи повышенной точности) | до 20 | до 12 | до 30 | до 20 |
7 - (передачи нормальной точности) | до 12 | до 8 | до 20 | до 10 |
8 - (передачи пониженной точности) | до 6 | до 4 | до 10 | до 7 |
9 - (передачи низкой точности) | до 2 | до 1,5 | до 4 | до 3 |
Уточнение предварительно найденного значения межосевого расстояния по формуле:
где Ка= 450 – для прямозубых колес; Ка= 410 – для косозубых и шевронных, – МПа; – Н×м.
– коэффициент ширины принимают, из ряда стандартных чисел: 0,1; 0,15; 0,2; 0,25; 0,315; 0,4; 0,5; 0,63 в зависимости от положения колес относительно опор:
при симметричном расположении ........................................... 0,315 . . . 0,5;
при несимметричном расположении ......................................... 0,25 . . . 0,4;
при консольном расположении одного или обоих колес ..... 0,2 ... 0,25.
для шевронных передач = 0,4. ..0,63;
для коробок передач = 0,1...0,2;
для передач внутреннего зацепления = 0,2(u + 1)/(u– 1).
Меньшие значения – для передач с твердостью зубьев Н³45 НRС.
Коэффициент нагрузки в расчетах на контактную прочность
КH=
Таблица 15
Значения коэффициента скорости в зависимости от степени
точности и твердости колес
Степень точности по ГОСТ 1643-81 | Твердость на поверхности зубьев колеса | Значения KНvпри v, м/с | ||||
> 350 НВ | 1.02 1,01 | 1,06 1,03 | 1.10 1,04 | 1.16 1,06 | 1,20 1,08 | |
< 350 НВ | 1,03 1,01 | 1,09 1,03 | 1,16 1,06 | 1.25 1,09 | 1,32 1,13 | |
> 350 НВ | 1,02 1,01 | 1,06 1,03 | 1,12 1,05 | 1,19 1,08 | 1,25 | |
1,10 | ||||||
< 350 НВ | 1,04 | 1,12 | 1,20 | 1,32 | 1,40 | |
1,02 | 1,06 | 1,08 | 1,13 | 1,16 | ||
> 350 НВ | 1,03 | 1,09 | 1,15 | 1,24 | 1,30 | |
1,01 | 1,03 | 1,06 | 1,09 | 1,12 | ||
< 350 НВ | 1,05 | 1,15 | 1,24 | 1,38 | 1,48 | |
1,02 | 1,06 | 1,10 | 1,15 | 1,19 | ||
> 350 НВ | 1,03 | 1,09 | 1,17 | 1,28 | 1,35 | |
1,01 | 1,03 | 1,07 | 1,11 | 1,14 | ||
< 350 НВ | 1,06 1,02 | 1,12-1,06 | 1,28 1,11 | 1,45 1,18 | 1,56 1,22 |
Примечание.В числителе приведены значения для прямозубых, в знаменателе длякосозубых колес.
Коэффициент учитывает внутреннюю динамику нагружения, связанную с ошибками шагов зацепления и погрешностями профилей зубьев колес.Значения принимают в зависимости от степени точности передачи по нормам плавности, окружной скорости и твердости рабочих поверхностей по таблице 15. =1,05...1,56.
Коэффициент учитывает неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий, обусловливаемую погрешностями изготовления (погрешностями направления зуба) и упругими деформациями валов.
Значение коэффициента принимают по табл.16 в зависимости от коэффициента = , схемы передачи и твердости зубьев.
Так как ширина колеса и диаметр шестерни еще не определены, значение коэффициента вычисляют ориентировочно:
= 0,5 .
Коэффициент определяют по формуле:
= ,
гдеKHw– коэффициент, учитывающий приработку зубьев, его значения находят в зависимости от окружной скорости для зубчатого колеса с меньшей твердостью (табл. 17).
Коэффициент определяют по формуле
= ,
где KHw– коэффициент, значение которого находят в таблиц 16, для колеса с меньшей твердостью.
Начальное значение коэффициента распределения нагрузки между зубьями в связи с погрешностями изготовления (погрешностями шага зацепления и направления зуба) определяют в зависимости от степени точности (nст = 5, 6, 7, 8, 9) по нормам плавности:
для прямозубых передач
=1+0,06(nст – 5), при 1£ £1,25.
для косозубых передач
=1+А(nст – 5), при 1£ £1,6.
где А = 0,15 — для зубчатых колес с твердостью H1 и H2> 350 НВ и
А = 0,25 при H1 и H2< 350 НВ или H1> 350 НВ и H2< 350 НВ
Вычисленное значение межосевого расстояния округляют до ближайшего числа, кратного пяти, или по ряду размеров Ra 40. При крупносерийном производстве редукторов aw, округляют до ближайшего стандартного значения: 50; 63; 71; 80; 90; 100; 112; 125; 140; 160; 180; 200; 224; 250; 260; 280; 300; 320; 340; 360; 380; 400 мм.
Рис. 13.Схемы передач редукторов
Предварительные основные размеры колеса:
делительный диаметр
d2= 2awu/(u ± 1);
ширина:
b2= aw.
Ширину колеса после вычисления округляют в ближайшую сторону до стандартного числа.
Коэффициент нагрузки при расчете по напряжению изгиба
КF= .
где – коэффициент учитывает внутреннюю динамику нагружения, связанную прежде всего с ошибками шагов зацепления шестерни и колеса,значения коэффициента принимают по табл. 18 в зависимости от степени точности по нормам плавности, окружной скорости и твердости рабочих поверхностей;
– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения напряжения у основания зуба по ширине зубчатого венца, оценивают по формуле = 0,18+0,82 ;
Таблица 16
Значения коэффициента в зависимости от и схемы передач
ТТвердость на поверхности зубьев колеса | Значения для схемы передачи по рис. 13 | |||||||||
5 | ||||||||||
0,4 | < 350 НВ > 350 НВ | 1,17 1,43 | 1,12 1,24 | 1,05 1,11 | 1,03 1,08 | 1,02 1,05 | 1,02 1,02 | 1,01 1,01 | ||
0,6 | < 350 НВ > 350 НВ | 1,27 | 1,18 1,43 | 1,08 1,20 | 1,05 1,13 | 1,04 1,08 | 1,03 1,05 | 1,02 1,02 | ||
0,8 | < 350 НВ > 350 НВ | 1,45 | 1,27 | 1,12 1,28 | 1,08 1,20 | 1,05 1,13 | 1,03 1,07 | 1,02 1,04 | ||
1,0 | < 350 НВ > 350 НВ | – | – | 1,15 1,38 | 1,10 1,27 | 1,07 1,18 | 1,04 1,11 | 1,02 1,06 | ||
1,2 | < 350 НВ > 350 НВ | – | – | 1,18 1,48 | 1,13 1,34 | 1,08 1,25 | 1,06 1,15 | 1,03 1,08 | ||
1,4 | < 350 НВ > 350 НВ | – | – | 1,23 | 1,17 1,42 | 1,12 1,31 | 1,08 1,20 | 1,04 1,12 | ||
1,6 | < 350 НВ > 350 НВ | – | – | 1,28 | 1,20 | 1,15 | 1,11 1,26 | 1,06 1,16 | ||
Таблица 17
Значения коэффициента КНwв зависимости отскорости и твердости колес
Твердость на поверхности зубьев | Значения КНwпри v, м/с | |||||
200 НВ | 0,19 | 0,20 | 0,22 | 0,27 | 0,32 | 0,54 |
250 НВ | 0,26 | 0,28 | 0,32 | 0,39 | 0,45 | 0,67 |
300 НВ | 0,35 | 0,37 | 0,41 | 0,50 | 0,58 | 0,87 |
350 НВ | 0,45 | 0,46 | 0,53 | 0,64 | 0,73 | 1,00 |
43HRC | 0,53 | 0,57 | 0,63 | 0,78 | 0,91 | 1,00 |
47HRC | 0,63 | 0,70 | 0,78 | 0,98 | 1,00 | 1,00 |
51HRC | 0,71 | 0,90 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 |
60HRC | 0,80 | 0,90 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 |
– коэффициент, учитывающий влияние погрешностей изготовления шестерни и колеса на распределение нагрузки между зубьями, определяют так же, как при расчетах на контактную прочность: = .
С менее благоприятным влиянием приработки на изгибную прочность, чем на контактную, и из-за неточности при определении напряжений изгиба приработку зубьев и не учитывают.
7.2.2 Модуль передачи
Модуль передачи определяется из условия не подрезания зубьев
.
Или m=(0,01...0,02) .
Из полученного диапазона ... модулей принимают среднее значение, согласуя его со стандартным (первый ряд следует предпочитать второму):
Ряд 1, мм ...1,0; 1,25; 1,5; 2,0; 2,5; 3,0; 4,0; 5,0; 6,0; 8,0;
Ряд 2, мм .1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7,0;
Таблица 18
Значения коэффициента KFvв зависимости отскорости и твердости колес
Степень точности по ГОСТ 1643-81 | Твердость на поверхности зубьев колеса | Значения ,KFvпри v м/с | ||||
> 350 НВ | 1,02 | 1,06 | 1,10 | 1,16 1,06 | 1,20 | |
1,01 | 1,03 | 1,06 | 1,08 | |||
< 350 НВ | 1,06 | 1,18 | 1,32 | 1,50 1,20 | 1,64 | |
1,03 | 1,09 | 1,13 | 1,26 | |||
> 350 НВ | 1,02 1,01 | 1,06 1,03 | 1,12 1,05 | 1,19 1,08 | 1,25 1,10 | |
< 350 НВ | 1,08 1,03 | 1,24 1,09 | 1,40 1,16 | 1,64 1,25 | 1,80 1,32 | |
> 350 НВ | 1,03 | 1,09 | 1,15 | 1,24 1,09 | 1,30 1,12 | |
1,01 | 1,03 | 1,06 | ||||
< 350 НВ | 1,10 1,04 | 1,30 1,12 | 1,48 1,19 | 1,77 1,30 | 1,96 1,38 | |
> 350 НВ | 1,03 1,01 | 1,09 1,03 | 1,17 1,07 | 1,28 1,11 | 1,35 1,14 | |
< 350 НВ | 1,11 1,04 | 1,33 1,12 | 1,56 1,22 | 1,90 1,36 | – 1,45 |
Примечание. В числителе приведены значения для прямозубых,
в знаменателе – для косозубых зубчатых колес.
7.2.3 Суммарное число зубьев
Для прямозубых передач
Полученное значение округляют в меньшую сторону до целого числа и определяют действительное значение угла b наклона зуба:
b=arccos[ m/ ].
Для косозубых колес b = 8...20°, для шевронных – b= 25...40°.
Определение чисел зубьев шестерни и колеса.
Число зубьев шестерни
Значение округляют в большую сторону до целого числа.
Для прямозубых колес = 17;
для косозубых и шевронных = 17соs3b.
При < 17 значения модуля можно изменить на меньшее, ближайшее из ряда 1 или 2.
Число зубьев колеса внешнего зацепления z2 = - . Внутреннего зацепления z2 = + .
Фактическое передаточное число .
Фактические значения передаточных чисел не должны отличаться от номинальных более чем на: 3% для одноступенчатых, 4 % – для двухступенчатых и 5 % – для многоступенчатых редукторов.
7.2.4Диаметры колес(рис. 14).
Делительные диаметры d
шестерни ................................................................. ;
колеса внешнего зацепления ............................... ;
колеса внутреннего зацепления ......................... .
Диаметры и окружностей вершин и впадин зубьев колес
внешнего зацепления:
;
; .
колес внутреннего зацепления
; ;
; .
а– делительное межосевое расстояние
а = .
После проведенных расчетов выполнить эскизы шестерни и колеса.
Рис.14. Параметры
цилиндрического колеса
а– делительное межосевое расстояние а = .
Пример выполнения цилиндрического колеса в приложении 15.