Лекция №15 Основные методы и пути повышения надежности
металлургических машин
Срок службы многих видов технологических машин исчисляется десятками лет (металлургические краны, дробилки, мельницы и т. д.). Затраты средств, труда и материалов на поддержание и восстановление работоспособного и исправного состояния машины за полный срок службы в 5-10 раз и более превышают затраты на ее изготовление. Например, расходы на техническое обслуживание и ремонт некоторых типов мостовых кранов достигают их стоимости за 15 мес., вагоноопрокидывателей и конусных дробилок, особенно крупного дробления - за один год. Стоимость ремонтов оборудования плавильного передела до капитального ремонта в среднем превышает его первоначальную стоимость в 4-5 раз. Аналогичная картина имеется в других отраслях тяжелой индустрии.
При недостаточной долговечности машины изготовляют в большем количестве, чем нужно, что ведет к перерасходу металла, излишкам производственных мощностей, завышению расходов на ремонт и эксплуатацию. Поэтому повышение надежности объектов является одной из важнейших народнохозяйственных задач.
Особенностью надежности является ее связь со всеми этапами создания и эксплуатации объекта от момента формирования и обоснования идеи создания объекта до его списания и сдачи в лом.
Надежность объекта закладывается при его разработке. Она определяется конструкцией объекта и его узлов, уровнем стандартизации и унификации, применяемыми материалами, термообработкой, методами защиты от вредных воздействий, приспособленностью к обслуживанию и ремонту и другими особенностями. Надежность объекта обеспечивается при его изготовлении и зависит от уровня технологического процесса, который характеризуют: качество изготовленных деталей, качество сборки объекта и его узлов, методы контроля и испытания объекта, трудоемкость, материалоемкость и себестоимость изготовления и другие показатели.
Надежность объекта реализуется и поддерживается при его эксплуатации, хранении и транспортировании. Надежность проявляется только при использовании объекта и зависит от условий и методов эксплуатации, режимов работы, методов технического обслуживания и других эксплуатационных факторов.
Надежность объекта восстанавливается при его ремонте. Эффективность восстановления надежности объекта определяется принятой системой ремонта и ремонтопригодностью объекта.
Необходимый высокий уровень надежности можно достигнуть только при высоком уровне качества каждого этапа создания и использования объекта. Нельзя компенсировать недоработки предыдущего этапа на последующем этапе. Рассмотрим основные направления и пути повышения надежности металлургических машин при их создании и использовании.
Надежность объекта закладывается при его проектировании. Важным этапом проектирования является разработка и анализ технического задания, неглубокая проработка которого является одной из основных причин возникновения ошибок конструкторов. Поэтому для разработки и анализа технического задания должны привлекаться наиболее квалифицированные конструкторы и специалисты в различных узких вопросах проектирования.
Особое внимание должно уделяться начальному периоду проектирования - поиску принципа работы объекта, поиску схемы и структуры объекта, его узлов и механизмов, вариантов их конструктивных решений. Начальный период проектирования требует больших творческих усилий конструкторов. Недостаток времени на поиск наилучших технических решений, как правило, оборачивается значительными затратами в дальнейшем. Допущенные на стадии проектирования принципиальные просчеты не могут быть компенсированы на стадии производства и приводят к снижению эффективности объекта в эксплуатации. Большое внимание при создании объекта должно быть уделено экспериментальным исследованиям и испытаниям опытных образцов машин и их узлов. Рассмотрим основные направления повышении надежности машин при их создании: агрегатирование, ограничение уровня действующих нагрузок, применение объектов с высокой надежностью по своей природе, резерв, а также структурные методы повышения надежности.
Агрегатирование является методом компоновки машин или комплексов машин из взаимозаменяемых, унифицированных агрегатов. Агрегатом называется укрупненный унифицированный (нормализованный) узел машины или комплекса машин, обладающий полной взаимозаменяемостью, самостоятельно выполняющий отдельные функции. Характерными агрегатами являются электродвигатели, гидродвигатели, редукторы, насосы, тормозные устройства и т. п. Агрегатирование широко применяется при создании машин различного назначения и, в частности, при создании ПТМ и манипуляторов. Агрегатирование способствует существенному повышению ремонтопригодности машин.
Агрегатирование значительно упрощает и удешевляет своевременное и непрерывное совершенствование машин путем изменения конструкции морально устаревших узлов; позволяет наиболее рационально организовать производство машин, увеличить серийность отдельных узлов и снизить стоимость их изготовления на специализированных заводах благодаря более высокой степени механизации и автоматизации производства.
Агрегатирование значительно улучшает эксплуатацию и ускоряет ремонт машин. Агрегатный метод ремонта заменой неисправных узлов новыми или отремонтированными широко распространен в народном хозяйстве и, в частности, при ремонте машин металлургического производства.
Ограничение уровня действующих нагрузок является эффективным и широко применяемым методом повышения надежности машин.
Ограничение грузоподъемности металлургических кранов, транспортирующих ковши с расплавленным металлом, масса которых заранее неизвестна крановщику, регламентировано Правилами Госгортехнадзора (ст. 170 - 173). Эти краны должны быть оборудованы автоматическими ограничителями грузоподъемности, отключающими привод механизма подъема при превышении номинальной грузоподъемности крана. В свободно стоящих грузоподъемных кранах ограничители грузоподъемности реагируют не на силу тяжести груза, а на грузовой момент, предотвращая опрокидывание крана.
Ограничение уровня действующих нагрузок в конвейерах производится, например, в случае заклинивания полотна конвейера на трассе. Ограничителем является калиброванный штифт из хрупкого материала, встроенный в приводную звездочку и срезающийся при превышении действующей нагрузкой допустимого уровня.
Применение объектов с высокой надежностью по своей природе покажем на нескольких характерных примерах. Агрегаты без механических передач имеют практически неограниченный срок службы и нуждаются в значительно меньшем техническом обслуживании. В шаровых и стержневых мельницах используются безредукторные привода, в которых приводная шестерня, либо непосредственно барабан мельницы приводятся непосредственно от вала низкооборотного электродвигателя. В металлообрабатывающих станках применяются электрошпиндели.
Детали, работающие при напряжениях ниже предела выносливости, имеют практически неограниченный срок службы, соответствующий полному сроку службы объекта. Поэтому применение таких деталей весьма желательно для повышения надежности объекта.
Электрическое торможение (динамическое, генераторный режим, противовключением) взамен фрикционного применяется в подъемно-транспортных машинах, железнодорожном подвижном составе для поглощения кинетической энергии движущихся масс. При этом механические тормоза используются только как стопорные. Механический износ в таких тормозных системах практически отсутствует.
Система автоматического регулирования скорости при повороте конвертеров и миксеров, основанная на сложении механических характеристик трехфазного электродвигателя привода и тормозного устройства, может иметь в качестве тормозного устройства или двухколодочный тормоз с электрогидро-толкателем, или электрическую тормозную машину (динамическое торможение). Обе разновидности системы имеют примерно одинаковые показатели назначения. Однако долговечность электрической тормозной машины несравнимо выше долговечности механического тормоза, так как тормозной момент в ней создается электрическим способом, в то время как механический тормоз нуждается в периодической замене фрикционных элементов.
В системах управления кантователями и манипуляторами в настоящее время все более широкое распространение находит бесконтактное переключение как в цепях управления, так и в силовых цепях электроприводов. Бесконтактные переключающие устройства не имеют подвижных частей, подверженных электромеханическому износу. В системах управления лифтами и штабелерами широко используются индукционные датчики пути, часто в сочетании с транзисторными усилителями, взамен устройств с электромеханическими контактами. В качестве бесконтактных датчиков угла все большее применение находят сельсины или вращающиеся трансформаторы взамен потенциометрических датчиков угла с электромеханическими контактами. Использование бесконтактных устройств позволяет существенно повысить надежность систем управления.
Структурные методы повышения надежности объектов заключаются или в уменьшении количества элементов при их последовательном соединении, или в увеличении количества элементов при их параллельном соединении (в смысле надежности).
Литература:14 осн. [167-180].
Контрольные вопросы
1. На каких соответствующих этапах закладывается, реализуется и проявляется надежность?
2. В чем заключается сущность структурных методов резервирования?
3. Что включает в себя техническое диагностирование?
4. На чем основана единая система планово предупредительного ремонта?
5. Что представляет собой агрегат?