Механика металлургических предприятий.

Организация комплекса работ по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту основного технологического и механического оборудования и руководство этим комплексом на заводах цветной металлургии возложены на отдел главного механика (ОГМ), задачей которого является обеспечение работоспособного состояния и нормального функционирования оборудования.

Этот отдел координирует и направляет деятельность цехов и служб завода по подготовке месячных, квартальных и годовых планов и графиков технического обслуживания и ремонтов оборудования, разрабатывает мероприятия по их осуществлению и контролирует их выполнение.

В ОГМ поступают заявки на запасные части и детали оборудования, на основе которых составляются сводные заявки и оформляются наряды и заказы на приобретение и изготовление деталей.

В состав ОГМ входят технический аппарат отдела, ремонтно-механический цех и центральный склад запасных частей и деталей оборудования.

Отдел главного механика руководит также работой механиков цехов и ремонтных подразделений завода, выполняющих текущий ремонт оборудования, организует работу по централизованному капитальному ремонту оборудования, осуществляемому субподрядными организациями или в специализированных цехах капитального ремонта завода.

Возглавляет ОГМ главный механик, подчиняющийся непосредственно главному инженеру завода.

В состав технического аппарата ОГМ входят бюро планово-предупредительного ремонта оборудования (БППР).

Ремонт оборудования, организуется и проводится в соответствии КС инструкциями и нормами, которые изложены в Положении с ППР.

Для качественного проведения планово-предупредительных ремонтов оборудования на предприятиях должны быть организованы специализированные ремонтные бригады для проведения технических осмотров и текущих ремонтов.

Для осуществления централизации ремонтов оборудования на крупных предприятиях созданы ремонтные цехи или заводы, а на малых предприятиях организованы ремонтные участки и бригады, специализирующиеся на ремонте оборудования и подчиненные главному механику.

Для бесперебойного обеспечения ремонтных работ запасными частями на предприятиях организуются центральные склады запасных частей, а также готовых к установке часто сменяемых узлов.

В ремонтно-механических цехах или в центральных механических мастерских предприятий должно быть организовано изготовление запасных частей и деталей, доставляемых затем на центральный склад; там же хранятся покупные запасные детали, узлы и материалы.

Наиболее распространенной формой организации ремонтов оборудования на предприятиях является централизованная, при которой капитальные ремонты основного технологического оборудования выполняются преимущественно специализированными организациями, а текущие -преимущественно специализированными цехами, участками и бригадами, подведомственными главному механику завода.

При подготовке ремонта крупного оборудования необходимо составление проекта организации работ (ПОР), который разрабатывается организацией-исполнителем и согласуется с заказчиком. Сроки проведения ремонта определяют оперативным сетевым графиком; их согласуют со всеми соисполнителями ремонта и утверждает заказчик.

В проекте организации ремонтов должны быть предусмотрены технические средства для механизации работ, подлежащих исполнению (в том числе грузоподъемные механизмы и такелажные приспособления), состав и классификация ремонтного персонала входит организация и получения, доставки и хранения узлов и деталей оборудования, организация ремонтных и монтажных участков и площадок на месте производства работ, а также мероприятия по безопасности их выполнения.

Эксплуатация и межремонтное обслуживание оборудования

В производственных условиях Используемое оборудование должно обеспечивать непрерывный технологический процесс и соответствовать требованиям надежности и безопасности при эксплуатации.

Межремонтное обслуживание оборудования представляет собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание машин и агрегатов в работоспособном состоянии, и подразделяется на следующие операции:

- ежесменное техническое обслуживание;

- ежесуточную проверку правильной эксплуатации и технического состояния оборудования;

- периодические технические осмотры (ТО), выполняемые после установленной для данного оборудования наработки с применением средств технической диагностики.

При ежесменном техническом обслуживаний предусмотрены наружный осмотр, обтирка, чистка и смазка, оборудования; проверка: работы предохранительных устройств, масляных и охлаждающих систем, наличия и исправности ограждений; исправности контрольно-измерительных приборов, устройств автоматики, состояния и натяжения ремней, тросов и цепей; действия тормозов, приспособлений для остановки машин, а также состояния крепежных деталей.

При ежесменной сдаче-приемке действующего оборудования принимающий мастер, бригадир или машинист лично проверяют его состояние, делают запись об отклонениях и обнаруженных недостатках в журнале сдачи-приемки смены, а также о выполненных работах или мероприятиях по устранению этих недостатков.

Ежесуточная проверка правильной эксплуатации и технического состояния оборудования необходима для предупреждения внезапных отказов и преждевременного выхода оборудования из работоспособного состояния. Проверку осуществляют участковые или сменные механики и мастера; результаты ее записывают в журнал сдачи и приемки смен с указанием об устранении неисправностей.

Технические осмотры оборудования проводят совместно ремонтный и эксплуатационный персонал в заранее предусмотренные графиком сроки или при плановых простоях оборудования. Цель проведения технических осмотров действующего оборудования состоит в выявлении узлов и деталей, нуждающихся в ремонте, уточнении объема предстоящего очередного планового ремонта. Результаты технического осмотра заносят в агрегатный журнал.

Виды и методы ремонтов

Системой ППР предусмотрено выявление двух ремонтов: текущего и капитального, проводимых периодически в соответствии с месячными и годовыми графиками планово- предупредительных ремонтов.

Текущие ремонты, обозначаемые на графике ППР буквами Т1 ,Т2 , представляют собой основной вид ремонта в системе ППР, обеспечивающий в сочетании с узловым и агрегатным длительную работоспособность оборудования.

При текущем ремонте частично разбирают оборудование на узлы, заменяют или восстанавливают отдельные узлы и детали, осуществляют ревизию механизмов, их регулирование, заменяют или восстанавливают футеровку, проводят испытания после ремонта.

Текущие ремонты либо непосредственно на месте установки оборудования, либо на специальных ремонтных площадках, выделенных внутри производственного помещения цеха или участка.

Капитальный ремонт предусмотрен для полного восстановления первоначальных технических характеристик оборудования с целью обеспечения заданной производительности, точности выполнения производственных операций. Этот ремонт осуществляется преимущественно специализированными ремонтными организациями, которые в зависимости от объема работ на предприятии организуют ремонтные управления, участки или только бригады, обслуживающие данное предприятие.

Капитальные ремонты финансируют из амортизационных отчислений, и расчеты за выполненные работы ведутся по актам и счетам, оформляемым на основе договора между предприятием-заказчиком и ремонтной организацией-исполнителем. В капитальный ремонт входят: разборка оборудования на узлы и детали, очистка, промывка и сортировка (сталей, замена изношенных элементов оборудования новыми или восстановленными, ремонт корпусных и базовых деталей, сборка, регулирование и затем испытание машины под рабочей нагрузкой

Планирование ремонтных работ

Планирование работ по ремонту оборудования осуществляется в соответствии с нормативами, приведенными в Положении о ППР. Планы ремонтов оформляют в виде графиков ППР на основное оборудование, перечень которого утверждается руководством предприятия. На каждом предприятии должны быть составлены годовые графики ППР по основному оборудованию всего предприятия и годовые графики ППР по каждому цеху (участку) Кроме годовых графиков по каждому цеху (участку), составляют месячные графики ППР оборудования цеха.

На более длительный период Положением о ППР рекомендуется составлять по произвольной форме перспективный план капитальных ремонтов основного оборудования на 5-10 лет.

Отдел главного механика разрабатывает в конце календарного года годовые планы периодических ремонтов на следующий год и согласовывает их с производственным и технологическим отделами. Затем они утверждаются главным инженером предприятия, после чего, не позднее чем за 15 дней к» начала года, график доводят до ремонтно-механических цехов и специализированной ремонтной организации, обслуживающем предприятие

Годовой график ППР составляют на основании данных о состоянии технологического оборудования, нормативов периодичности и продолжительности ремонтов оборудования и перспективного плана капитальных ремонтов.

На основе годового графика ППР составляют месячные графики, в которых уточняют даты и продолжительность ремонтов При необходимости в месячные графики ППР включают ремонтные работы, не предусмотренные годовым графиком

Месячные графики подписывают главный механик предприятия, начальник цеха, его заместитель по оборудованию и утверждает главный инженер предприятия. Утвержденный месячный график ППР основной документ, согласно которому должны выполняться все работы по осмотру оборудования и его ремонту в планируемом месяце один экземпляр графика по начала месяца передают цеху для исполнения, а второй отделу главного механика для контроля

При планировании капитальных ремонтов оборудование в третьем квартале руководство цехов подает в отдел главного механика заявки на следующий год, на основе которых отделом главного механика заявки на следующий год, на основе которых отделом главного механика составляется титульные списки на капитальный ремонт оборудования, которые утверждается директором предприятия и рассылаются цехом не позднее чем за месяц до начала года.

Литература:10[448-484]

Контрольные вопросы:

1. Как поддерживается работоспособность оборудования между ремонтами?

2. Как организуется ремонтная служба на предприятиях?

3. Какие виды ремонта оборудования существуют?

4. Как поддерживается работоспособность оборудования между ремонтами?

5. Как организуется ремонтная служба на предприятиях.

Наши рекомендации