Методы профилирования зубьев зубчатых колес
Различают два основных метода профилирования боковых поверхностей зубьев зубчатых колес: метод копирования и метод обкатки (огибания).
Рис. 396. Схема фрезерования зубьев зубчатых колес методом копирования |
В |
вой модульной фрезой на горизонтально-фрезерном станке, а на рис. 396, б — пальцевой модульной фрезой на вертикально-фрезерном станке. Недостатками метода копирования являются: ограниченное количество фрез в комплекте, тогда как для каждого модуля необходимо иметь от 8 до 26 фрез в зависимости от требований к точности профиля и числа зубьев нарезаемого колеса; искажение профиля зуба при нарезании косозубых колес; низкая производительность в связи с периодическим возвратом заготовки в исходное положение и делительным движением. Этот метод используют для нарезания зубчатых колес в единичном производстве, а также для нарезания крупномодульных щ.пес или колес большого диаметра, |
Метод копирования заключается в прорезании впадины фасонным инструментом, форма режущих лезвий которого соответствует очертанию впадины между двумя соседними зубьями зубчатого колеса. В качестве примера на рис. 396, а показано фрезерование впадины диско-
Метод обкатки (огибания). При нарезании зубчатых колес этим методом профиль режущих лезвий инструмента не совпадает с профилем нарезаемых зубьев колеса, а отвечает профилю зубьев некоторого зубчатого колеса или рейки, называемых производящим колесом или рейкой, с которыми нарезаемое колесо находится в зацеплении.
В результате согласованных движений инструмента и заготовки на последней нарезаются зубья с профилем огибающей кривой к ряду последовательных положений режущих лезвий инструмента. Чем больше этих относительных положений режущих лезвий приходится на образование профиля, тем ближе профиль нарезаемого колеса соответствует теоретическому.
Метод огибания по сравнению с методом копирования имеет следующие преимущества:
1. Одним и тем же инструментом данного модуля можно нарезать зубчатые колеса с любым числом зубьев.
2. Обеспечивается более высокая точность и чистота поверхности зубьев нарезаемого колеса.
3. Достигается более высокая производительность обработки благодаря непрерывности процесса резания и участию в работе одновременно большого количества режущих лезвий.
4. Возможна' автоматизация процесса.
Нарезание зубьев по методу обкатки цилиндрических зубчатых колес с прямыми или косыми зубьями производят либо методом зубофрезерования червячными модульными фрезами, либо методом зубодолбления зуборезными долбяками.
Конические зубчатые колеса изготавливают на зубо- строгальных станках.
ЗУБОФРЕЗЕРНЫЕ СТАНКИ
Зубофрезерные станки предназначены для нарезания цилиндрических зубчатых колес с прямыми и косыми Зубьями, а также червячных зубчатых колес методом обкатки (огибания) червячными модульными фрезами.
Работа зубофрезерных станков основана на принципе воспроизведения в процессе резания относительных движений элементов червячной передачи, в которой червяком является червячная модульная фреза, а червячным колесом — нарезаемая заготовка,
Согласование движений фрезы и заготовки заключается в том, что за один оборот однозаходной фрезы виток ее перемещается относительно нарезаемого колеса на один шаг, и поэтому последнее должно также повернуться на один шаг.
7777777777777777777> |
Принципиальная схема указанного согласования движения показана на рис. 397. Заготовка 2 через стол станка жестко связана с делительным червячным коле- f^ ^ сом 1, которое получает вращение от червяка 5, связанного с червячной фрезой 3 сменными колесами 4. Червячная фреза совершает главное вращательное движение резания. При вращении заготовки, согласо- ванном с вращением фрезы, осуществляется формирова-
ние боковых ПОВерХНОСТеЙРис. 397. Принципиальная схема на« зубьев колеса зубьями фре- стройки зубофрезериого ста"ка зы (рис. 398,а). |
Рис. 398. Схема нарезания зубчатых колес червячной модульной фрезой |
На рис. 398 показаны также схемы нарезания прямозубого (б), косозубого (в) и червячного колеса (г).
Для образования профиля по длине зуба при нарезании цилиндрических прямозубых и косозубых (винтовых) колес фрезе сообщается поступательное движение вертикальной подачи вдоль оси нарезаемой заготовки. При нарезании червячных колес заготовка имеет горизонтальное движение подачи.
Изменяя профиль червячной фрезы, на зубофрезер- ных станках можно обрабатывать шлицевые валы, храповые колеса, зубья звездочек цепных передач.
ЗУБОДОЛБЕЖНЫЕ СТАНКИ
Зубодолбежные станки предназначены для нарезания цилиндрических прямозубых колес наружного и внутреннего зацепления зуборезными долбяками. При наличии дополнительных устройств на станках можно нарезать колеса с винтовыми (косыми) зубьями.
Обкатка (огибание) в случае использования долбяка заключается в том, что в процессе обработки воспроизводится зацепление двух цилиндрических зубчатых колес, одно из которых является режущим инструментом— долбяком, а второе — заготовкой. Долбяку и заготовке сообщается движение обкатки, соответствующее вращению двух зубчатых колес, находящихся в зацеплении, скорости которых согласованы так, что за время поворота долбяка на один зуб нарезаемое колесо повернется также на один зуб.
Одновременно для осуществления процесса резания инструменту — долбяку — сообщается прямолинейное возвратно-поступательное движение вдоль оси заготовки.
На рис. 399 показаны схемы нарезания зубчатых колес на зубодолбежном станке: нарезание зубчатого колеса внутреннего зацепления (а), нарезание цилиндрического прямозубого колеса (б), нарезание зубчатого сектора (е), нарезание блока зубчатых колес (г).
Зубодолбежный станок модели 514 (рис. 400). Основные узлы станка: нижняя 1 и верхняя 2 станины, на которых смонтированы шпиндельная головка 7 и криво- шипно-шатунный механизм 3 привода шпинделя с долбяком, механизм радиальной подачи 9 шпиндельной головки и стол станка 12, на котором крепят заготовку,
Показаны также рукоятка ручного перемещения шпиндельной головки 4, рукоятка ручного поворота долбяка и заготовки 5, рычаг для реверсирования вращения долбяка и заготовки 6, кнопочная станция 8, рычаг включения радиальной подачи долбяка 10, рукоятка
Рнс. 399. Схемы нарезания зубчатых колес зуборезным долбяком |
ручного поворота кулачка радиальной подачи долбяка 11.
Главное движение резания — прямолинейное воз- вратно-поступательное движение шпинделя с долбяком: вниз — рабочий ход, вверх — холостой ход. Это движение осуществляется от двигателя через клиноременную передачу, коробку скоростей, кривошипно-шатунный механизм, зубчатый сектор и кольцевую рейку, расположенную на шпинделе (штосселе). Шпиндель имеет четыре числа двойных ходов в минуту в пределах от 126 до 359 дв. ход/мин.
Делительная цепь станка согласовывает вращение долбяка и нарезаемого колеса; цепь круговых подач связывает вращение долбяка с его возвратно-поступательным движением. Круговая подача изменяется в пределах от 0,14 до 0,44 мм/дв. ход.
Цепь радиальных подач связывает вращение специального кулачка с возвратно-поступательным движением долбяка. Заданную величину радиальной подачи получают через ряд постоянных передач и гитару сменных колес,
Специальный кулачок позволяет выключать радиальную подачу после достижения долбяком заданной глубины резания, после чего заготовка делает один полный оборот, в течение которого нарезаются зубья на заготовке.
t Рис. 401. Схемы процессов резания при строганин (а) и долблении (б) |
а |
49—481 |
В зависимости от величины модуля нарезаемого колеса обработку ведут за один, два и три прохода.
Глава 7
ОБРАБОТКА ЗАГОТОВОК НА СТРОГАЛЬНЫХ СТАНКАХ
Строганием называют метод обработки плоских и фасонных поверхностей, канавок, пазов, выемок различных профилей при прямолинейном возвратно-поступательном движении инструмента или заготовки.