Применение пластмасс при ремонте автомобилей

Пластмассы в качестве ремонтных материалов используют для выравнивания неровностей поверхностей корпусов, заделки трещин, раковин, выщербин, склейки деталей, наращивания из­ношенных поверхностей, нанесения защитных и декоративных покрытий, антифрикционных слоев, а также для изготовления некоторых деталей взамен отказавших в работе металлических или пластмассовых. Для выравнивания поверхности автомобильных кузовов применяют пластмассы в виде паст и порошков.

Эпоксидные пастыприменяют для выравнивания поверхности вместо свинцово-оловянистых припоев. Пасты обладают высокой адгезией (слипанием) с металлами, значительной механической прочностью, эластичностью, малой усадкой, высокой химической стойкостью к нефтепродуктам, воде, растворам солей, щелочей, кислотам, некоторым растворителям. В большинстве случаев пасты состоят из эпоксидной смолы, т.е. связующего пластификатора, наполнителя и отвердителя.

Эпоксидные пасты используются также взамен сварки при ре­монте кузовов, ограниченного размера трещин на рубашке охлаж­дения (до 200мм), в клапанной коробке блока цилиндров (до 60мм), пробоин (до 25мм) стенок рубашки охлаждения блока цилиндров, наружных трещин головки цилиндров, обломов в го­ловке цилиндров в месте крепления датчика указателя температу­ры охлаждающей жидкости, пробоин до 70мм в поддоне картера двигателя, трещин картера сцепления, картера коробки передач и др.

Отремонтированные детали надежно работают при температу­ре, не превышающей 100... 120°С.

Кроме эпоксидных паст для указанных целей используют поли­акриловые пластмассы.

Пластмассовые порошкиприменяют для выравнивания поверх­ности кузовов и кабин путем газопламенного напыления при температуре 210...220оС. Порошки в распыленном состоянии об­ладают высокой адгезией с металлом, легко принимают любую форму, стойки к воздействию органических кислот, жирных уг­леводородов и масел. При затвердевании их предел прочности на разрыв достигает 42...50 МПа.

Пластмассу наносят пистолетом установки газопламенного напыления отдельными слоями, которые прокатывают металличе­скими гладилками, последний слой шлифуют. Применение порошка безвредно для человека, операции нанесения менее трудоемки и экономичнее по сравнению с эпоксидными пастами.

Полиамидные (капроновые) порошкииспользуют для получения антифрикционных слоев подшипников скольжения. При этом чем тоньше слой, тем лучше он работает, так как в меньшей степени проявляется отрицательное действие низкой теплопроводности капрона (в 200…400 раз меньше, чем у металлов) и высокого тем­пературного коэффициента линейного расширения (в 8 …11 раз больше, чем у металлов).

Капрон, особенно в сочетании с закаленной сталью, обладает исключительной износостойкостью и практически исключает из­нос сопряженной детали. Так как капрон имеет незначительный коэффициент трения, возможна частичная работа без смазки. Капроновое покрытие защищает металл от коррозии и действия щелочей, слабых кислот, бензина и ацетона. Однако из-за низкой температурной стойкости капрона температура в узле трения с ним должна быть в пределах от -30 до +80°С. Более жестко огра­ничиваются удельное давление и скорость скольжения.

Полиамидные порошки наносят на подготовленную металличе­скую поверхность методом газопламенного напыления или методом вихревого напыления. Последний метод обеспечивает получение тонкой ровной пленки толщиной 0,04...0,8мм, имеющей проч­ность сцепления с металлом до 30 МПа. Кроме того, в методе вихревого напыления не происходит сгорания части порошка в процессе напыления.

При вихревом напылении подготовленную деталь (зашерохованную, обезжиренную и подогретую до 260...270°С) опускают на 1... 5 с в бак установки, в котором находится мелко измельчен­ный порошкообразный капрон. Взвихренный сжатым воздухом до туманообразного состояния порошок при оседании на горячую поверхность детали расплавляется на ней. Если требуется большая толщина слоя (до 3мм), то деталь подвергают повторному напы­лению. После создания слоя деталь погружают в горячее масло (температура 140°С) для медленного охлаждения. Капроновый слой легко поддается механической обработке.

Кроме капронового слоя способом вихревого напыления на­носят полиэтилен, полистирол, полиуретан и твердые эпоксид­ные смолы.

Изготовляют пластмассовые детали на ремонтных предпри­ятиях чаще всего из так называемого вторичного капрона, т.е. от­ходов производства промышленных предприятий.

Полиамидную массу (капрон) используют при ремонте для изготовления методом литья под давлением декора­тивных и конструкционных деталей. Номенклатура изготовляемых деталей исчисляется десятками, в их числе втулки, крес­товины кардана, шкворни поворотной цапфы, а также шестерни привода, масленки подшипника выключения сливные краники, кнопки сигнала, рукоятки рычага пе­реключения и др. Относительно себестоимости изготов­ления капроновых деталей следует заметить, что она в несколько раз ниже по сравнению с отпускной ценой металлических дета­лей, изготовленных в условиях массового производства.

В ремонтных организациях пластмассовые детали изготов­ляют также прессованием на гидравлических прессах, формова­нием и продавливанием через фасонные отверстия.

Наращивание изношенных поверхностей деталей пластмасса­ми весьма перспективно, и в этой области активно ведутся иссле­дования и лабораторные работы.

Все более широкое применение получают пластмассы для на­несения декоративных и защитных покрытий(пленок) на метал­лические детали. Металл с нанесенным пластмассовым покрыти­ем называют металлопластом. Процесс нанесения пластмассовой пленки называется плакированием.Пластмассовую пленку соеди­няют с металлом при помощи клея.

Для металлопластов могут быть использованы полиэтилен, поливинилбутирол, полиамиды, а также термореактивные смолы. Пластмассовая пленка создает надежную антикоррозионную защиту стальных изделий. Металлопласт в 7…10 раз дешевле кор­розионно-стойкой стали и в 10 раз долговечнее обычной стали. Металлопласт допускает перепад температур от +80 до -50°С.

Защитные декоративные покрытия в условиях ремонтного производства наносят вихревым напылением (порошки), кистью (растворы), лопаткой (пасты).

Замена операции хромирования операцией нанесения эпок­сидных мастик при ремонте таких деталей, как стойки, поручни, дужки, в условиях ремонтного предприятия дает снижение затрат почти в 5 раз, не ухудшая внешнего вида деталей и надежности покрытия против коррозии

Задание:

Составить план ответа по разделу «Пластмассы»

Наши рекомендации