Лекция № 6. Методы технического обслуживания.
Техническое обслуживание и ремонт оборудования направлены на сохранение его высокой производительности, точности и жесткости, предусмотренных технической документацией завода-изготовителя. Стандартом определены следующие виды технического обслуживания:
• при подготовке оборудования к использованию по назначению, в период его использования по назначению и по окончании использования;
• при подготовке к хранению, при хранении и после его окончания;
• при подготовке оборудования к транспортированию, при транспортировании и после доставки;
• периодическое техническое обслуживание (осуществляется через определенные, установленные эксплуатационной документацией интервалы времени);
• сезонное техническое обслуживание (проводится при подготовке оборудования к использованию в осенне-зимних или весенне-летних условиях);
• регламентированное техническое обслуживание (выполняется в соответствии с нормативно-технической документацией независимо от технического состояния оборудования);
• техническое обслуживание с периодическим контролем (проводится с периодичностью и в объеме, предусмотренными нормативно-технической документацией; дополнительный объем работ определяется техническим состоянием оборудования к моменту технического обслуживания);
• техническое обслуживание с непрерывным контролем (выполнятся в соответствии с нормативно-технической документацией по результатам непрерывного контроля технического состояния станка).
Существуют три основных метода технического обслуживания и ремонта оборудования на машиностроительных предприятиях: централизованный, децентрализованный и смешанный.
• Централизованный метод технического обслуживания применяют на предприятиях с небольшим количеством технологического оборудования. Он предусматривает выполнение всех ремонтных работ силами и средствами отдела главного механика предприятия и входящего в непосредственное подчинение этого отдела ремонтно-механического цеха.
• Децентрализованный метод технического обслуживания используют на предприятиях со значительным количеством крупных цехов. При этом методе все виды ремонтных работ (межремонтное обслуживание, текущий и капитальный ремонты) выполняют цеховые ремонтные базы, в состав которых входят ремонтные бригады. На ремонтно-механические цеха возлагается ремонт только сложного оборудования.
• При смешанном методе технического обслуживания все виды ремонта, кроме капитального, выполняют цеховые ремонтные базы, капитальный ремонт возлагается на ремонтно-механический цех, имеющий отделения (слесарное, станочное, сварочное) и участки (металлизации, гальванический, термический), что позволяет этому цеху не только восстанавливать и упрочнять детали, но и изготавливать запасные части для оборудования.
• Кроме перечисленных на предприятиях применяют следующие методы технического обслуживания:
• поточное техническое обслуживание, выполняемое на специализированных рабочих местах в определенной технологической последовательности (в массовом или крупносерийном производстве);
•техническое обслуживание эксплуатационным персоналом, т.е. персоналом, работающим на данном оборудовании в период его эксплуатации;
•техническое обслуживание специализированным персоналом — специально подготовленными рабочими, которые специализируются по объектам, маркам объектов, видам операций и видам технического обслуживания;
•техническое обслуживание специализированной организацией, с которой заключается договор на техническое обслуживание;
•техническое обслуживание предприятием-изготовителем (предприятие-изготовитель в гарантийный период или по договору производит замену деталей и агрегатов, отказавших во время работы или настройки оборудования).
Литература 1осн.[142-151]
Контрольные вопросы
1. Какие виды технического обслуживания определены стандартом?
2. На каких предприятиях применяется централизованный метод технического обслуживания?
3. В чем заключается сущность смешанного метода технического обслуживания?
Лекция №7. Система планово-предупредительных ремонтов (ППР)
Система планово-предупредительных ремонтов или система ППР, как принято сокращенно называть данный метод организации ремонтов довольно распространенный метод, зародившийся и получивший широкое распространение в странах бывшего СССР. Особенностью такой "популярности" этого вида организации ремонтного хозяйства явилось то, что она довольно стройно вписывалась в плановую форму экономического управления того времени.
Система планово-предупредительного ремонта (ППР) оборудования – система технических и организационных мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление эксплуатационных свойств технологического оборудования и устройств в целом и (или) отдельных единиц оборудования, конструктивных узлов и элементов.
На предприятиях используются различные разновидности систем планово-предупредительных ремонтов (ППР). Основным сходством в их организации является то, что регламентирование ремонтных работ, их периодичности, продолжительности, затрат на эти работы носит плановый характер. Однако, индикаторами для определения сроков выполнения плановых ремонтов служат различные показатели.
Классификация ППР
Можно выделил несколько разновидностей системы планово-предупредительных ремонтов, которые имеют следующую классификацию:
· регламентированный ППР (планово-предупредительный ремонт)
· ППР по календарным периодам
· ППР по календарным периодам с корректированием объема работ
· ППР по наработке
· ППР с регламентированным контролем
· ППР по режимам работы
· ППР (планово-предупредительный ремонт) по состоянию:
· ППР по допустимому уровню параметра
· ППР по допустимому уровню параметра с корректировкой плана диагностики
· ППР по допустимому уровню параметра с его прогнозированием
· ППР с контролем уровня надежности
· ППР с прогнозом уровня надежности
На практике широко распространена система регламентированного планово-предупредительного ремонта (ППР). Это можно объяснить большей простотой, по сравнению с системой ППР по состоянию. В регламентированном ППР привязка идет к календарным датам и упрощенно принимается тот факт, что оборудование работает в течении всей смены без остановок. В таком случае структура ремонтного цикла более симметрична и имеет меньше фазовых сдвигов. В случае организации системы ППР по какому либо допустимому параметру-индикатору, приходится учитывать большое количество этих индикаторов, специфичных для каждого класса и типа оборудования.
Преимущества использования системы ППР или планово-предупредительного ремонта оборудования
Система планово-предупредительного ремонта оборудования (ППР) имеет большое количество преимуществ, обуславливающих ее широкое применение в промышленности. В качестве основных, можно выделить следующие плюсы системы:
· контроль продолжительности межремонтных периодов работы оборудования
· регламентирование времени простоя оборудования в ремонте
· прогнозирование затрат на ремонт оборудования, узлов и механизмов
· анализ причин поломки оборудования
· расчет численности ремонтного персонала в зависимости от ремонтосложности оборудования
Недостатки системы ППР или планово-предупредительного ремонта оборудования
Наряду с видимыми преимуществами, существует и ряд недостатков системы ППР:
· отсутствие удобных инструментов планирования ремонтных работ
· трудоемкость расчетов трудозатрат
· трудоемкость учета параметра-индикатора
· сложность оперативной корректировки планируемых ремонтов
Вышеприведенные недостатки системы ППР касаются определенной специфики парка технологического оборудования, установленного на предприятиях СНГ. В первую очередь это большая степень износа оборудования. Часто износ оборудования достигает отметки в 80 - 95 %. Что значительно деформирует систему планово-предупредительных ремонтов, вынуждая специалистов корректировать графики ППР и выполнять большое количество незапланированных (аварийных) ремонтов, значительной превышающее нормальный объем ремонтных работ. Так же, при использовании метода организации системы ППР по наработке (по прошествии определенного времени работы оборудования) увеличивается трудоемкость системы. В этом случае приходится организовывать учет реально отработанных машинных часов, что, в совокупности с большим парком оборудования (сотни и тысячи единиц) делает эту работу невыполнимой.
Структура ремонтных работ в системе ППР оборудования (планово-предупредительного ремонта)
Структура ремонтных работ в системе ППР оборудования обуславливается требованиями ГОСТ 18322-78 и ГОСТ 28.001-78
Рисунок 7 - Структура ППР
Несмотря на то, что система ППР предполагает безаварийную модель эксплуатации и ремонта оборудования, на практике приходится учитывать и неплановые ремонты. Их причиной чаще всего является неудовлетворительное техническое состояние или же авария.
При составлении планов ремонта оборудования промышленных предприятий руководствуются положениями «Единой системы планово-предупредительного ремонта и эксплуатации технологического оборудования машиностроительных предприятий».
Система ППР направлена на восстановление работоспособности машин путем рационального технического ухода, замены и ремонта изношенных деталей и узлов по заранее составленному плану.
Эта система представляет собой совокупность мероприятий по техническому уходу за оборудованием и ремонту для обеспечения его безотказной эксплуатации.
Система ППРоборудования включает в себя следующие виды ухода, обслуживания и надзора за эксплуатацией оборудования и ремонта:
• текущее профилактическое обслуживание и надзор за оборудованием;
• плановые осмотры и проверки;
• плановый малый и средний ремонты;
• плановый капитальный ремонт.
Ремонтный цикл — это период работы оборудования между двумя капитальными ремонтами или период работы оборудования от начала его эксплуатации до первого капитального ремонта.
Под структурой ремонтного цикла понимают определенный порядок и последовательность чередования видов ремонтных работ и работ по техническому уходу в период между двумя капитальными ремонтами.
Продолжительность ремонтного цикла зависит от сложности оборудования, условий и длительности его эксплуатации.
Виды ремонтов
На протяжении одного ремонтного цикла каждый вид оборудования проходят несколько средних, малых ремонтов и осмотров.
Малый ремонт — вид планового ремонта, при котором нормальная эксплуатация агрегата до очередного планового ремонта обеспечивается заменой или восстановлением незначительного числа изношенных деталей и регулированием механизмов.
Средний ремонт — вид планового ремонта, при котором производится частичная разборка агрегата, капитальный ремонт отдельных узлов, замена и восстановление значительного числа изношенных деталей, сборка, регулирование и испытание агрегата под нагрузкой.
Капитальный ремонт — вид планового ремонта, при котором производится полная разборка агрегата, замена изношенных деталей и узлов, ремонт базовых и других деталей и узлов, сборка, регулирование и испытание агрегата под нагрузкой.
Во время среднего и капитального ремонтов восстанавливают предусмотренные стандартами или техническими условиями геометрическую точность деталей, мощность и производительность агрегата на срок до очередного среднего или капитального ремонта.
В периоды между капитальным и средним, малым и средним ремонтами проводят осмотры и текущий ремонт.
Кроме того, может возникнуть необходимость в проведении аварийного (внепланового) ремонта. Авария вызывает вынужденную остановку машины из-за повреждения ответственных узлов, механизмов и отдельных деталей. Незначительное повреждение узлов или деталей машины, не нарушающее производственного процесса на участке или в цехе, называют поломкой. Примерно 1/3 аварий и поломок происходит вследствие нарушения правил эксплуатации оборудования. Другими причинами может быть низкое качество ремонта, установка бракованных деталей, плохое выполнение пригоночных и сборочных работ. Причиной аварий может быть нарушение правил эксплуатации оборудования: работа на завышенных режимах резания, недостаточность смазки, переключение зубчатых колес коробки скоростей и подач во время работы станка и др.
Межремонтное обслуживание
Этот вид обслуживания (осмотр и текущий ремонт) включает в себя наблюдение за выполнением правил эксплуатации оборудования, указанных в технических руководствах заводов-изготовителей, особенно механизмов управления, ограждений и смазочных устройств, а также своевременное устранение мелких неисправностей и регулирование механизмов. Межремонтное обслуживание выполняют во время перерывов в работе агрегата, не нарушая процесса производства,
Межремонтное обслуживание выполняют рабочие, обслуживающие агрегаты, и дежурный персонал ремонтной службы цеха (слесари, электрики, смазчики и др.).
Межремонтное обслуживание автоматических линий проводят ежесуточно (иногда реже, в зависимости от назначения линии). При работе линии в две смены осмотр и текущий ремонт осуществляют после окончания второй смены, а при работе линии в три смены межремонтное обслуживание выполняют на стыке двух смен.
Межремонтное обслуживание автоматических линий проводят наладчики-операторы, в случае необходимости привлекают слесарей цеховой ремонтной службы.
Между плановыми ремонтами периодически проверяют геометрическую точность деталей, а также проводят профилактическую проверку прецизионного оборудования по особому плану-графику.
Проверку геометрической точности выполняет контролер отдела технического контроля, кроме того, к этой работе привлекают слесарей-ремонтников.
Плановый осмотр оборудования производят с целью проверки его состояния, устранения мелких неисправностей и выявления объема подготовительных работ, выполняемых при очередном плановом ремонте.
Осмотры между плановыми ремонтами оборудования проводят слесари-ремонтники по месячному плану, в случае необходимости привлекают работающих на этом оборудовании.
Профилактические испытания электрооборудования и электросетей проводят слесари-электрики, руководствуясь «Правилами технической эксплуатации и безопасности обслуживания электроустановок промышленных предприятий».
Система ППР включает в себя следующие организационно-
технические мероприятия:
• инвентаризацию оборудования;
• паспортизацию оборудования с определением его технического состояния;
• описание видов ремонтных работ;
• определение продолжительности ремонтных циклов;
• организацию учета работы оборудования, числа запасных частей и количества материалов, используемых при эксплуатации и ремонте;
• создание резерва запасных частей и узлов, организацию их пополнения, хранения и учета;
• обеспечение рабочими чертежами, техническими условиями, нормативами и другой технологической документацией для выполнения ремонта;
• организацию контроля качества ремонтных работ.
Проведение ремонта планируют в соответствии с ремонтными нормативами на каждую единицу оборудования. При этом принимают во внимание данные журнала учета работы оборудования, установленный межремонтный период, отработанные часы или смены за межремонтный период. В годовой план включают осмотровый, малый, средний и капитальный ремонты оборудования.
Рациональная организация ремонта включает в себя следующие мероприятия:
• техническую подготовку производства работ;
• планирование всех видов ремонтных работ;
• применение прогрессивной технологии;
• механизацию слесарных работ;
• специализацию при ремонте определенного оборудования.
Трудоемкость ремонтных работ (в часах) определяют как произведение числа единиц ремонтосложности на трудоемкость одной ремонтной единицы.
Техническая подготовка производства работ по уходу и ремонту включает в себя следующие виды работ:
• составление инвентаризационных ведомостей на оборудование, охватываемое системой ППР;
• подбор технических паспортов оборудования в соответствии с инвентаризационной ведомостью;
• составление дефектных ведомостей;
• обеспечение рабочими чертежами на детали, подверженные быстрому износу;
• разработку технологии ремонта отдельных видов и групп промышленного оборудования;
• определение необходимого числа запасных деталей;
• подбор и разработку инструкций по эксплуатации, уходу за оборудованием, смазке, приемке ремонтированного оборудования.
Литература 1осн. [142-187], 2 осн. [126-129],2 доп.
Контрольные вопросы
1. Какие разновидности системы ППР Вам известны?
2. Какая из систем ППР широко распространена на практике?
3. Какими преимуществами обладает система ППР?
4. Какими недостатками обладает система ППР?
5. Какие виды ухода, обслуживания и надзора за эксплуатацией оборудования и ремонта включает система ППР?
6. Назовите причины аварий оборудования?
7. Какие организационно-технические мероприятия включает в себя система ППР?
8. Какие мероприятия включает в себя рациональная организация ремонта?