Менеджмент и предпринимательство. Определение менеджмента

Менеджмент - совокупность действий и процедур, направленных на обеспечение целенаправленного, эффективного и рационального колективного труда. Термин „менеджмент” часто используется для обозначения области знаний , связанных с необходимостью планирования , организации, координации, стимулирования и контроля колективного труда в различных организациях . Менеджмент – 1) научная дисциплина, 2) управление организацией ; совокупность принципов, методов , средств и форм управления организацией, применяемых с целью повышения эффективности; 3) сложный и специальный вид управленческой профессиональной деятельности на государственном, региональном, местном уровне.

Менеджмент как наука возникла на базе практической деятельности по управлению организациями и имеющая свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. В самостоятельную область человеческих знаний , в науку , менеджмент выделился в конце Х1Х века.

Задачи менеджмента: объяснение природы управленческого труда ; установление связей между причиной и следствием ; выявление факторов и условий , при которых совместный труд оказывается более полезным и эффективным ; современное квалифицированное управление текущими делами. Менеджмент управления ориентирован на успех . Составляющие успеха: выживание организации, результативность и эффективность; производительность, практическая реализация.

Предпринимательская деятельность – это процесс создания коммерческой организации, поиска необходимых для ее операции ресурсов и принятие современных рисков и вознаграждений. Основная масса малых компаний оперирует в таких областях, как розничная торговля, промышленность и сфера обслуживания. Предприниматель - человек, который занимается в сфере малого и среднего бизнеса, собственник свого дела ( предприятия, фирмы, , компании), который финансирует , несет все формы ответственности ( материальную, финансово-экономическую, социальную, уголовную), рискует, в результате чего получает доход ( прибыль) и личное удовлетворение.

Предпринимательство – бизнес, осуществляемая на свой риск деятельность, направлення на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг , зарегистрированными в этом качестве в установленням законом порядке. Это самостоятельная деятельность субъектов рыночнойэкономики, основанная на инновациях и нововведениях , профессиональная деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на удовлетворение потребностей рынка путем эффективного использования материальных , финансовых, трудовых и других ресурсов. Базой предпринимательской деятельности являются знания, позволяющие эффективно использовать экономические и другие ресурсы. Для развития свободного, законного , цивилизованного предпринимательства необходимы определенные социально-экономические и организационно-правовые условия, гарантии и поддержка предпринимателей со стороны государства, законодательной и исполнительной власти. Предпринимательская деятельность может осуществляться в частной, коллективной, совместной и смешанной формах собственности, регулируется хозяйственным и гражданским кодексом.

Предпринимательство требует высокопрофессионального компетентного состава, которому должны быть характерны такие черты, как честность, компетентность, коммуникабельность, моральность. Сегодня необходима государственная поддержка малого и середнего бизнеса; необходима подготовка топ-менеджеров , способных работать в условиях рынка, глобализации, информатизации и либерализации.

Школу научного менеджмента развивали Ф.Тейлор, Ф. и Л.Гилберт, Г.Гантт, Г.Эмерсон.

Классическую административную школу – А.Файоль.

Школу человеческих отношений – Э.Мейо.

Количественную школу – Д.Марч, Г.Саймон, Р.Акофф, Д.Вудворд, Д.Томпсон, Н.Лоуренс.

Современный менеджмент – это тысячи возможных вариантов управленческих решений.

Управление, как известно, представляет собой осознанную целенаправленную деятельность людей, с помощью которой они упорядочивают и подчиняют себе окружающий мир.

Менеджмент – важнейшая составная часть управления, предметом которой являются социальные отношения в процессе управления. Таким образом, предметом менеджмента как науки являются отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления.

Менеджмент можно рассматривать и как профессиональную деятельность. С этой точки зрения менеджмент представляет собой вид деятельности, который предполагает целенаправленную концентрацию усилий людей для получения заранее определенного экономического результата.

Менеджмент можно рассматривать и как искусство управления людьми.

Целью изучения менеджмента является формирование системы знаний. Позволяющей обеспечить эффективное функционирование социальных систем управления.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

· Усвоение теоретических основ методологии менеджмента;

· Исследование функций управления;

· Овладение методами управления;

· Формирование представлений о логике и технологии управления;

· Изучение организационных отношений и коммуникаций информационного и технического обеспечения менеджмента;

· Приобретение навыков планирования;

· Усвоение теоретических и практических навыков организации контроля и регулирования;

· Исследование социальных факторов управления ( групповой динамики проблем власти и лидерства, психологического климата и др.);

· Получение базовых представлений об управлении конфликтами;

· Овладение методикой оценки экономической эффективности управления;

· Анализ отечественного и зарубежного опыта управления.

В соответствии с этими задачами определена структура курса «Менеджмент».

Менеджмент базируется на основных положениях макро- и микроэкономики. Однако он не является сугубо экономической дисциплиной. Существенную роль в его формировании как науки сыграли гуманитарные ( психология, социология, педагогика и др.) , естественно-научные ( математика, современные концепции естествознания и др.), а также общепрофессиональные ( бухгалтерский учет, статистика и т.п.) дисциплины. Вместе с тем сам менеджмент служит основой для изучения ряда других специальных дисциплин, таких как управление персоналом, организационное поведение, стратегическое планирование и др.

Новая парадигма управления

Прежняя парадигма управления Новая парадигма управления
1. Ориентация управления на преимущественное использование экстенсивных факторов экономического роста. 2. Научно-технический прогресс как один из факторов развития   3. Жесткая централизованная административная модель управления.     4.Концентрация производства, упор на создание крупных предприятий.   5.Предприятие – закрытая система управления. 6. Ориентация на наращивание производства , крупносерийный выпуск продукции.   7. Персонал рассматривается как статья затрат , стремление заставить рабочих работать в режиме машины. 1. Ориентация управления на преимущественное использование интенсивных факторов экономического роста. 2. Научно-технический прогресс- основной фактор экономического роста. Управление инновациями. 3.Гибкая система управления , сочетающая централизм и децентрализацию в управлении. Быстрая адекватная реакция на изменение спроса. 4.Сочетание крупных, средних и малых предприятий, кооперирование их производства. 5. Предприятие – открытая ситема управления. 6. Ориентация на повышение качества продукции и более полное удовлетворение запросов потребителей. 7. Персонал – важнейший ресурс предприятия . Возрастание внимания и человеческому фактору к организационной культуре, мотивации, стилю управления.

Наши рекомендации