Механизмы ступенчатого регулирования скоростей и их схемы
Механизмы для регулирования скорости движения. Ступенчатое изменение скорости производится за счет применения двух-, трех- и четырехскоростных асинхронных электродвигателей или за счет применения набора зубчатых колес (коробки скоростей). Ступенчатое регулирование частоты вращения достигается применением многоскоростных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором и переключением пар полюсов обмоток статора. Этот способ наиболее экономичен, однако такие электродвигатели имеют более низкие КПД и коэффициент мощности; изменение частоты вращения возможно только ступенями. Системы ступенчатого регулирования частоты вращения привода, а следовательно, и подачи не обеспечивают задач автоматического регулирования турбомеханизмов и применяются, как правило, в сочетании с гидро или аэродинамическими средствами регулирования. Использование таких систем носит ограниченный характер. Системы ступенчатого регулирования частоты вращения привода, а, следовательно, и подачи, не обеспечивают решение задач автоматического регулирования нагнетателей и применяются, как правило, в сочетании с гидро или аэродинамическими средствами регулирования. Использование таких систем ограничено.
Схема коробки передач со скользящим зубчатым блоком представлена на рис. 6.2.
Рис. 6.2. Схема коробки передач со скользящим зубчатым блоком: а — двухвенцовым; б — трехвенцовым; в — одновенцовым, входящим в зацепление с тремя разными шестернями (u=1,06).
11. Механизмы прямолинейного движения и их схемы
Механизмы для преобразования движения. Для преобразования вращательного движения в поступательное в основном применяют реечную и винтовую передачи.
Реечная передача (рис. 6.1, е) состоит из зубчатого колеса 5, имеющего z зубьев, и зубчатой рейки 4. Если модуль реечного зацепления т, то за один оборот колеса рейка переместится на величину S = πnmz.
Винтовая передача (рис. 6.1, ж) состоит из вращающегося ходового винта 7, имеющего шаг /, и ходовой гайки 6. За один оборот ходового винта, имеющего к заходов, гайка переместится в осевом направлении на величину S= tk.
Кулачковые механизмышироко применяют в металлорежущих станках, особенно в автоматах. Предназначены для преобразования равномерного вращательного движения в возвратно-поступательное с любым законом движения. Кулачки бывают двух типов: дисковые и цилиндрические.
Рис. 6.7. Схема работы кулачковых механизмов: а — дискового; б -цилиндрического.
На рисунке 39, а приведена схема работы дискового кулачкового механизма. Кулачок 1 равномерно вращается вокруг оси и через ролик 2 и рычаг с зубчатым сектором 3 передает движение суппорту 4, снабженному рейкой. Кулачок имеет ряд участков. Участок а описан дугой окружности, и при контакте ролика 2 с кулачком 1 на этом участке суппорт неподвижен. Участок б соответствует быстрой подаче суппорта (холостой ход), участок в — медленной подаче (рабочий ход), участок г — быстрому отводу суппорта в исходное положение (холостой ход).
На рисунке 39, б показана схема работы цилиндрического кулачка. Кулачок имеет винтовую рабочую поверхность. Через ролик 2 и рычаг 4 суппорт 3 получает движение в одну, а затем в другую сторону. Величину подачи суппорта можно регулировать путем изменения числа оборотов кулачка или угла подъема рабочей поверхности. Наиболее часто цикл работы суппорта следующий: быстрый подвод, рабочая подача и быстрый отвод.