Наложение эмали по способу ячеек

В этом случае не гравируют и не штампуют на поверхности изделия углублений для нанесения эмали, а вместо того покрывают поверхность маленькими колечками, сделанными из кордированной и витой проволоки, и припаивают их к изделию так, чтобы каждое колечко касалось соседних; таким образом поверхность изделия получается как бы покрытой сеткой из проволоки. Каждое колечко представляет собой гнездо (или ячейку). После напайки проволоки изделие подвергается отбеливанию, вслед за чем ячейки заполняются эмалями и производится пожигание.
Обыкновенно применяют сразу несколько эмалей разных цветов, причем одни ячейки заполняются одной эмалью, соседние же другими эмалями; соблюдая известный порядок в заполнении ячеек эмалями того или другого цвета, можно получить очень красивый узор на поверхности изделия.
Работа будет изящнее, если ячейки вырезаны в самом металле; в этом случае эмалью заполняются ячейки заподлицо с поверхностью изделия и после шлифования и полирования последняя представляется покрытой как бы мозаикой.

Наложение рельефной эмали

По этому способу эмаль накладывается выпуклым слоем, причем на поверхности изделия не требуется делать ни углублений, ни ячеек из проволоки. Поступают таким образом. Сначала из тонкой золотой бляшки штампуют ту форму украшения, которую желали бы сделать из эмали; все углубления в полученной форме заполняют эмалью одного или разного цветов, смотря по тому, какое желают получить украшение; после этого форму заполняют доверху слоями той эмали, которая должна служить фоном*. Сделав это, накладывают форму на предмет, подлежащий эмалированию (предварительно отбеленный), таким образом, чтобы эмаль легла на его поверхность**; затем

*Если украшение должно состоять из полняют всю форму доверху.
**При этом форму переворачивают.

прикрепляют форму к предмету железной проволокой и подвергают ero пожиганию.
Пожигание ведут крайне осторожно, чтобы эмаль только сплавилась, но не перешла в жидкую массу; после этого предмет подвигают к устью муфельной печи, а потом и совершенно вынимают. При пожигании основная эмаль (фон) пристанет к поверхности предмета и, кроме того, соединится с цветными (окрашенными) эмалями, которые находятся над нею.
Если жар в муфельной печи сильный и изделие будет передержано, то эмали быстро расплавятся и смешаются между собою, а следовательно, работа будет испорчена. Так как эмали закрыты сверху формой (золотой бляшкой), то непосредственно наблюдать за плавкой эмали невозможно; поэтому следует произвести наперед пробное эмалирование, чтобы определить, сколько времени надо держать изделие в муфеле до начала сплавления эмали.
Когда эмаль сплавлена и изделие охладилось, нужно удалить с поверхности эмали форму, покрывающую ее; для этого погружают изделие в слабый раствор царской водки, а чтобы предохранить само изделие от действия кислоты, оно должно быть предварительно покрыто копаловым лаком. Как только царская водка растворит форму (накладочку), изделие немедленно вынимают из кислоты* и хорошо промывают в чистой воде; копаловый лак смывают терпентинным маслом (скипидаром). Таким образом на поверхности изделия закреплена рельефная эмаль.
Если бы пожелали на фоне эмали иметь украшение из золота, то следовало бы до погружения изделия в царскую водку на форме (т. е. накладочке, покрывающей эмаль) назначить штихелем требуемое украшение и покрыть те места копаловым лаком; тогда царская водка на эти места не окажет действия и, следовательно, на фоне эмали получатся требуемые украшения из золотых листиков.
Когда изделие вынуто из царской водки, эмаль, если нужно, гравируется с помощью агата, имеющего форму грабштихеля.
Подобным же способом получаются медальоны, состоящие исключительно из эмали: приготовляют из тонкой золотой бляшки две формы, соответствующие обеим половинкам медальона; наполняют их, как выше описано, эмалью; складывают потом вместе и нагревают в муфельной печи до сплавления эмали.

Художественное змалирование

С помощью эмали на золотые и серебряные изделия наносятся не только узоры или те или другие мелкие украшения, но и сложные

*Если изделие будет передержано в царской водке, то последняя частью разъест и эмаль

картины, подобные тем, какие пишутся на полотне. Сначала на изделие наносится так называемый грунт (белая непрозрачная эмаль) и закрепляется как обыкновенная эмаль, т. е. прокаливанием изделия в муфеле; затем на грунт накладывается тонкий слой декмассы, которая представляет собой легкоплавкое стекло (составляется сплавлением: кварцевой муки 3 ч., отмученного мела 1 ч. и прокаленной буры 3 ч.); декмасса закрепляется на грунте также нагреванием в муфельной печи. После этого художник наносит с помощью пинзеля на полученный фон краски (растертые с лавандовым маслом) в том порядке, какой требуется для составления картины.
Для закрепления красок изделие сначала нагревается в муфельной печи; жар должен быть слабый и в такои мере, чтобы только расплавилась декмасса; после этого изделие вынимают из муфеля. Без декмассы обойтись нельзя, так как некоторые краски не выносят жара, какой требуется для расплавления грунта, и меняют свой цвет; декмасса же сплавляется при слабом жаре и схватывает собой неизмененные краски.
Нанесение красок требует большого искусства от художника, который должен подобрать все требуемые, тона красок; для облегчения работы художник должен иметь под рукой особую пробную золотую или серебряную пластинку, покрытую грунтом, на котором уже закреплены приготовленные им краски всех тонов.

СЕДЬМАЯ ГЛАВА

Наши рекомендации