Найдите и запишите определение понятий.
Народное творчество - ______________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Фольклор - ________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
2. Запомните. 3. Отгадайте загадки:
Сейчас, дружок, вопрос такой:
Скажи, как называют
Рабочего, что под землёй
Нам уголь добывает________________
Под землей их добывают,
Приложив немалый труд.
Уголь среди них бывает,
Нефть, и газ, и много руд_________
Горит, да не солнце. Ч Черен, да не ночь. Т Твердый, да не камень. Н На весь мир славен!__________________
Запишите, какие обряды и традиции родного края вы знаете?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Урок 11. Фестиваль народного творчества Донбасса.
Прочитай и запомни.
ЗЕМЛЯ РОДНАЯ – ДОНБАСС
Что я о тебе, товарищ, знаю?
Достаешь ты уголь под землей,
Чтоб всегда горело, не сгорая,
Радостное солнце над страной.
Припев:
И точно знаю:
Для нас
Земля родная -
Донбасс!
Что я о тебе, товарищ, знаю?
В жарких домнах плавишь ты металл,
Чтобы лег он рельсами сверкая,
Чтоб станком, а не штыком он стал.
2. Составьте пословицы и объясните их значение:
Чтобы шахтёром называться, | стыдись работать как-нибудь. |
Уголёк - что золото: | мало углём замараться. |
Закон шахтёрский не забудь: | и блестит, и ценится. |
3. Расскажите, чем вы можете помочь своему городу.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Урок 12. Что такое общество? Правила поведения в обществе.
1. Дайте определение понятий:
Общество-_________________________________________________
__________________________________________________________
Культура поведения- _______________________________________
__________________________________________________________
2. Рассмотрите иллюстрации. Оцените поведение детей.
3. Проанализируйте ситуации:
· Папа ругает дочь за то, что она пришла поздно с прогулки домой, хотя обещала прийти вовремя.
· Мама приходит с работы уставшая, а сын прогулял весь день, дома не убрался.
· Подруга обещала принести кассету, но отдала другой девочке.
Выучите пожелания, допишите своё.
· Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
· В споре умей выслушивать собеседника до конца.
· Уважай чувства других людей.
· Любую проблему можно решить.
___________________________________________________
Урок 13. По справедливости – значит по закону.
Прочитайте, запомните.
Справедливый– действующий беспристрастно, соответствующий истине.
Быть справедливым – это значит использовать свои права, не нарушая при этом прав других людей.
2. Ответьте на вопросы:
1.Какие хорошие поступки своих одноклассников вы наблюдали на перемене, на уроке, после уроков? 2. Чему можно поучиться у ваших одноклассников? 3. Какому качеству личности можно поучиться у вас? 4. Какие плохие поступки одноклассников вы видели на перемене или после школы? Как вы действуете в этих ситуациях?
3.Соберите пословицы. Объясните их значение.«Быть добрым это значит самому
очень легко, участвовать в ней.
( Ж.Ж.Руссо)
«Видеть несправедливость быть справедливым вот,
и молчать - что трудно»
(В. Гюго)
Проанализируйте ситуации.
· Мама не разрешила сыну идти на тренировку, потому что он не выучил уроки.
· Мама отругала детей за обман, а папа пожалел их и угостил конфетами.
· Старший ребенок в семье подрался с младшим, и родители наказали старшего.
Расскажите о несправедливом отношении одних героев к другим. Объясните, почему вы так считаете.
Урок 14. Кого называют патриотом?