Блок 2. анализ кадрового потенциала
Анализ кадрового потенциала образовательной организации включает в себя расчет нескольких количественных показателей:
1. Динамика численности персонала по категориям (педагоги, руководители и т.д.) за последние 2-3 года.
Таблица 1
Динамика численности персонала «Исследуемая организация»
Категория работников | 2015 г. | Уд.вес, | 2016 г. | Уд.вес, | Темп прироста в % |
% | % | 2016 г. к 2015 г. | |||
педагогические работники | |||||
административно- | |||||
управленческий персонал | |||||
учебно-вспомогательный | |||||
персонал | |||||
Технический персонал | |||||
Среднесписочная численность сотрудников |
2. Динамика структуры персонала
С точки зрения общей структуры, описываются такие признаки персонала, как пол, возраст, стаж работы, образование, квалификация.
Каждый из признаков имеет четко выделенные категории.
Таблица 2
Динамика персонала «Исследуемая организация» по возрасту
Категории работников | 2015 г. | Уд.вес, | 2016 г. | Уд.вес, % | Темп прироста |
% | в % 2016 г. к | ||||
2015 г. | |||||
16-19 лет | |||||
20-24 года | |||||
25-29 лет | |||||
30-34 года | |||||
35-39 лет | |||||
40-44 года | |||||
45-49 лет | |||||
50-54 года | |||||
55-59 лет | |||||
60-64 года | |||||
65 лет и старше | |||||
ИТОГО |
Таблица 3
Динамика персонала «Исследуемая организация» по образованию
Категории работников | 2015 г. | Уд.вес, | 2016 г. | Уд.вес, % | Темп прироста |
% | в % 2016 г. к | ||||
2015 г. | |||||
среднее общее | |||||
начальное | |||||
профессиональное | |||||
среднее | |||||
профессиональное | |||||
незаконченное высшее | |||||
высшее | |||||
Итого |
Таблица 4
Динамика персонала «Исследуемая организация»
По общему трудовому стажу
Категории работников | 2015 г. | Уд.вес, | 2016 г. | Уд.вес, % | Темп прироста |
% | в % 2016 г. к | ||||
2015 г. | |||||
до 5 | |||||
от 6 до 10 | |||||
от 11 до 15 | |||||
от 16 до 20 | |||||
свыше 20 | |||||
Итого |
Таблица 5
Динамика персонала «Исследуемая организация»
по стажу работы в данной образовательной организации
Категории работников | 2015 г. | Уд.вес, | 2016 г. | Уд.вес, % | Темп прироста |
% | в % 2016 г. к | ||||
2015 г. | |||||
до 5 | |||||
от 6 до 10 | |||||
от 11 до 15 | |||||
от 16 до 20 | |||||
свыше 20 | |||||
Итого |
Таблица 6
Динамика педагогических работников «Исследуемая организация»
По уровню квалификации
Категории работников | 2015 г. | Уд.вес, | 2016 г. | Уд.вес, % | Темп прироста |
% | в % 2016 г. к | ||||
2015 г. | |||||
высшая категория | |||||
первая категория | |||||
вторая категория | |||||
без категории | |||||
Итого |
Коэффициент оборота по приёму - это отношение числа принятых за период к среднесписочному числу работников:
К | Ч принят. | (1) | ||
об.прием а | Ч | спис. | ||
где Ч принят – число принятых работников за год, чел.
спис – среднесписочная численность, чел.
Коэффициент оборота по выбытию - это отношение числа выбывших за период к среднесписочному числу работников:
К | Ч уволен. | (2) | ||
об.выбыт ия | Ч | спис | ||
где Ч уволен – число уволенных работников за год, чел.
спис – среднесписочная численность, чел.
Коэффициент текучести - это отношение числа выбывших за период по причинам, относимым к текучести кадров, к среднесписочному числу работников:
К | Ч т екуч | (3) | ||
т екучест и | Ч | спис | ||
где Ч текуч –число работников, уволенных по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины, чел/год
спис – среднесписочная численность, чел.
Пределы «нормы» коэффициента текучести кадров, как показывает практика, колеблются в рамках 3-5% в стабильной ситуации. Если он меньше 3%, это можно расценивать как застой в коллективе. В таком случае необходимо искусственно «встряхнуть» персонал, например, найти повод для замены части сотрудников.
Коэффициент замещения - это отношение разности числа принятых и выбывших за период к среднесписочному числу работников:
К | Ч принят | (4) | ||
зам ещения | Ч | уволен | ||
Значение этого коэффициента будет меньше 1, если число принятых работников не замещает число выбывших (например, из-за инновационных изменений).
Коэффициент стабильности кадров -это отношение числаработников, проработавших в образовательной организации не меньше 3 лет, к среднесписочной численности:
К | Ч стабильн | (5) | ||
стабильности | Ч | спис | ||
где Ч стабильн – число работников, проработавших на предприятии не менее 3 лет, чел.
Этот коэффициент применяется для оценки эффективности кадровой политики образовательной организации. Он дополняет коэффициент текучести.
Все эти показатели необходимо рассчитать за последние 2 года и на основе полученных данных построить сравнительные столбиковые диаграммы.