Сущность и роль организационной культуры
Организационная культура. Распространение социокультурных тенденций в менеджменте, а также успешная практика многих зарубежных корпораций убеждают отечественных менеджеров в необходимости формирования организационной культуры. Организационная культура является важным тонко плановым инструментом управления, направленным на обеспечение кон-конкурентоспособности организации через эффективное использование нормативного и ценностного аппарата в управлении, координации управленческих элементов на основе принятых норм и стандартов организационного поведения, базовых ценностей в организационном среде, понимание философии организационной деятельности.
Фактор организационной культуры лучше всего проявляется и осознается через организационное поведение, которая синтезирует концепции, теории, касающиеся отдельных людей, групп и организаций в целом. Поскольку возрастает роль человека не только в отдельно взятой организации, но и обществе, то поведенческие концепции становятся системообразующим элементом для выработки современной методологии управления персоналом, подкрепленной инновационными технологиями менеджмента. Для эффективного управления поведением персонала в рамках отдельно взятой организации необходимо разрабатывать поведенческие технологии, которые можно реализовать путем использования ин - туцийно инструментов с четким распределением прав и обязанностей персонала, не забывая при этом о необходимости соблюдения свободы творчества, особенно для профессий, содержащих креативные элементы.
Корпоративный менеджмент возник в ответ на стремительное распространение корпоративных структур и корпо - ратизацію, которая приобрела значительные масштабы, охватив значительный сектор экономической жизни. Несмотря на то что корпоративный менеджмент как самостоятельное направление сформировалось в конце 60-х - начале 70-х годов ХХ века, интеграционные процессы и новые задачи макроэкономического уровня освещают новые проблемы, новые аспекты и направления развития этого вида менеджмента.
Кризисный менеджмент, риск-менеджмент. Кризисный менеджмент направлен на управление кризисными ситуациями, выбор адекватных времени форм, методов и технологий управления, учитывая специфику каждой организации. Этот вид менеджмента особенно актуально для отечественных предприятий и организаций, которые работают в условиях тотального кризиса: политической, экономической, экологической, социальной, моральной. Задачи кризисного менеджмента сегодня заключается не только в том, чтобы изучать факторы возникновения кризиса и сохранять контроль над кризисной ситуацией, но и не допустить ее. Следовательно, важной функцией становится прогнозирование, что позволит изучать сигналы, которые подсказывают о наступления предкризисной ситуации, изучать, анализировать природу и источники возможного появления кризисных явлений. Сегодня речь должна идти и о развитии менеджмента предотвращения как новой управленческой технологии, направленной на предупреждение кризиса и снижение рисков. В этом контексте есть точки соприкосновения кризисного менеджмента с риск-менеджментом, цель которого заключается в сбалансировании стратегических возможностей организации с уровнем риска. Этого можно достичь на основе сочетания стратегических и тактических задач риск-менеджмента. Мы разделяем мнение многих ученых о целесообразности создания соответствующего структурного подразделения, который возьмет на себя функции управления рисками как внутреннего, так и внешнего характера, и помогать высшему менеджменту в принятии эффективных рисковых решений. Указанное выше подтверждает необходимость создания новейшей модели менеджмента, на основе которой целесообразно формировать стратегию обеспечения конкурентоспособности предприятий, что будет предусматривать максимальное использование нематериальных ресурсов организации для выполнения всех стратегических задач. Учитывая это, выделим основные стратегические задачи современного менеджмента, к которым относим:
- поиск философии управления в условиях кризиса и посткризисного периода;
- распространение принципа синергии во все сферы менеджмента и развитие синергетического менеджмента;
- укоренение теории систем в сферу менеджмента;
- адаптация к новым вызовам и постоянный мониторинг внешней среды организации. В этом контексте целесообразно говорить о переориентации управления с акцентами на внутренние факторы (ресурсы, расходы, мощности, специализацию) на внешние факторы. Так создается поле для управления изменениями на научной почве и развивается управленческое искусство, призванное оптимизировать риски;
- умение организовывать различные бизнес-процессы, учитывая факторы риска;
- реорганизация организационных структур под влиянием роста виртуализации общественной жизни (переход от вертикальных связей к горизонтальным);
- управление на основе организационной культуры, поскольку социокультурная парадигма мироздания проникает и в сферу менеджмента. Учитывая это новая концепция менеджмента связана с появлением новых ценностей, новой управленческой культурой, сориентированной на новые возможности;
- развитие групповой логики и командного сотрудничества;
- изменение содержания планирования, ориентированного на поиск факторов успешного развития;
- развитие ситуационного подхода в практике управления, обусловленный выбором вектора и направления развития отечественных предприятий;
- развитие технологий лидерства, которые должны сочетать умение работать в команде;
- усиление роли социальной политики в деятельности организации и системе менеджмента, что особенно актуализируется в условиях построения гражданского общества;
- формирование новых моделей менеджмента в системе интеграции образования, науки и производства, делает возможным создание инновационного пространства на основе образовательного и научного сотрудничества.
Согласно поставленным задачам, будет формироваться новое содержание современного менеджмента с новыми философскими принципами. Новая философия менеджмента должна опираться на системно-ситуативный подход и отражать не просто компетентность менеджера, но и его управленческое искусство Ситуационность связана с объективными факторами, которые требуют умение управлять сложными процессами и которые часто возникают спонтанно, особенно в условиях динамических изменений. Следовательно с изменением подходов к менеджменту меняется и сама роль менеджера, основные обязанности которого будут направляться на: умение совместить глобальное мышление с локальными проблемами; умение работать с людьми, которые имеют разное мировоззрение и социальную позицию, умение соединить кросс-культурные различия, что особенно актуально в условиях интеграции и функционирования транснациональных корпораций.
Заключение
Менеджмент можно рассматривать как науку, исследующую природу управленческого труда, факторы и условия, причины и следствия, в связи с которыми совместный труд людей становится полезным и эффективным. Изучая менеджмент, мы получаем упорядоченные знания об управлении. Менеджмент в качестве науки управления основывается на своих теориях, законах и следствияхтелеологической деятельности людей в процессе управления и характеризуется множеством научных подходов, которые можно применить в практической деятельности. Такие как: количественные расчеты, коммуникационные системы, разнообразные инновационные способы решения проблем, методики анализа и некоторые другие.
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
Во-первых, была уточнена и раскрыта сущность и содержание менеджмента. Менеджмент - это социокультурный процесс воздействия на социальные условия и культуру диалога организации и ее среды. Он также предусматривает культуру поведения организации в среде, но через обеспечение направленности всей организации на ее контрагентов. Поэтому менеджмент может трактоваться как процесс.Обосновано, что основными функциями менеджмента являются: планирование, организация, лидерство (руководство) и контроль. Считаем, что функция лидерства (руководства) является функционально необходимой для процесса управления предприятием. На практике функции менеджмента тесно связаны друг с другом. Их взаимодействие обеспечивает успешное функционирование предприятия в рыночных условиях, несмотря на внешние или внутренние факторы воздействия.
Во-вторых, были выявлено, что система менеджмента - это единство субъекта и объекта менеджмента, что достигается в сложных социальных системах в результате не только саморегулирования, но и целенаправленного воздействия объекта менеджмента на субъект. Качество этого влияния, прежде всего, зависит от таких факторов, как менеджерские и организационные отношения, содержание менеджерской и организационной деятельности; целесообразность действий субъекта менеджмента, его главных составляющих (органов управления, социальных организаций в целом, отдельных руководителей), которые осуществляют менеджерскую и организационную работу, принимают менеджерские решения и добиваются того или иного управленческого результата.
Подводя итог, хочу сказать, что эволюционные изменения в условиях функционирования предприятий приводят к трансформациям в системе менеджмента, к появлению новых задач и механизмов управления с целью их адаптации в новых геоэкономических реалий. Несмотря на вызовы современности, возникает потребность в обозначении новых задач современного менеджмента и выделении его характерных признаков, ставших следствием трансформационных процессов, интеллектуализации общества, нарастанием динамичных и нестабильных тенденций. В частности, интеллектуализация общества и масштабность информационных процессов стимулируют появление новых видов менеджмента, в частности, менеджменту знаний, информационного менеджмента. Активизация творческих импульсов, желание творческой реализации способствуют, в свою очередь, появлению инновационного и креативного менеджмента.
Список литературы
1. Балашов А. П.Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 288 с.
2. Баронин С. А.Основы менеджмента, планирования и контроллинга в недвижимости: Учебное пособие / С.А. Баронин. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 160 с.
3. Володько, В. Ф. Основы менеджмента: учебное пособие / В. Ф. Володько. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 303 с.
4. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск : Современная школа, 2010. – 635 с.
5. Гуськов Ю.В. Основы менеджмента : учебник / Ю.В. Гуськов. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 263 с.
6. Егоршин А. П.Основы менеджмента: Учебник/ЕгоршинА.П., 3-е изд., доп. и перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 350 с.
7. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2013. – 452 с.
8. Королев В. И.Основы менеджмента: Учебное пособие / Всероссийская академия внешней торговли; Под ред. В.И. Королева. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2017. - 624 с.
9. Коротков, Э. М. Менеджмент : учебник для бакалавров / Э. М. Коротков. – Москва : Юрайт, 2013. – 640 с.
10. Менеджмент: учебник / [С. И. Ашмарина и др.]; под редакцией С. И. Ашмариной. – Москва: Читай!: Рид Групп, 2011. – 572 с.
11. Радюкова Я. Ю.Основы менеджмента : учеб. пособие / Я.Ю. Радюкова, М.В. Беспалов, В.И. Абдукаримов [и др.]. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 297 с.
12. Репина Е. А.Основы менеджмента: Учебное пособие / Е.А. Репина, М.А. Чернышев, Т.Ю. Анопченко. - М.: ИНФРА-М; Ростов н/Д: Академцентр, 2011. - 240 с.
13. Теория управления: учебник / [Ю. П. Алексеев и др.]; под общей редакцией: А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – Москва: Издательство РАГС, 2010. – 557 с.
14. Теория управления: учебное пособие по специальности "Государственное и муниципальное управление" / В. Г. Игнатов, Л. Н. Албастова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 478 с.
Приложения
Приложение 1
Зарождение мировой управленческой мысли
Цивилизации и экономические учения | Черты, личности и научные достижения | Значение и вклад в развитие управленческой мысли | ||
Первобытное общество | ||||
Мезолит ((10000-9000 гг. до н. э.) | Хозяйство, которое присваивает | Организация охотничий-групповой деятельности, земледелия. Начало развития цивилизаций (письменное наследство) | ||
Египет и Вавилония (2100 - 600 гг. до н. э.) | Правило десяти. Визир - первое обозначение профессиональной управленческой деятельности | Формирование представлений о собственности, рабстве, товарно-денежных отношениях. Идея централизма как гарантии порядка и стабильности в стране | ||
Хаммурапи- король Вавилонии; Кодекс Хаммурапи (282 закона) | Регуляция соглашений между людьми и контроль за соблюдением их условий, определения минимума заработной платы, регуляции регистрации поступлений | |||
Навуходоносор | Контроль и стимулирование заработной платы | |||
Давние цивилизации | ||||
Китай и Индия ((3000 - 2000 гг. до н.э.) | Генерал Сан Цзу, трактат "Искусство войны" | Приготовление, планирование боя, разделение армии на подразделения, градация чинов офицеров, важность символики | ||
Сборник "Беседы и размышления" Конфуция | Стабильность благодаря сохранению неизменности патриархально-родовых отношений и постоянных правительственных норм | |||
Трактат Туань-Цзи" | Система государственной регуляции экономики на принципах использования товарно-денежных отношений | |||
Государственный деятель Индии Каутилья Труд "Артха-шастра" | Основы индийской государственной администрации, рекомендации относительно установления и поддержки экономического, социального и политического порядка | |||
Греция и Рим ((в 450 г. до н.э. - 1 ст. н.е.) | Сократ, Аристотель, Ксенофонт | Организация и управление рабовладельческим хозяйством | ||
Катон, М. Варрон | Ведение хозяйства на научных основах. Расположение места и организация живой рабочей силы | |||
Л. Колумелла, Трактаты о земледелии и сельском хозяйстве | Разделение труда между работниками | |||
Эпоха феодализма | ||||
Период Ренессанса ((конец XIV - начало XVII ст.) | Брать Соранцо Лука Пачиолли Трактат о новой системе учета | Использование системы балансов Внедрения информационной системы управления | ||
Приближение индустриализации | ||||
Поздний меркантилизм ((середина XVI - начало XVIII ст.) | Томас Мен, Антонио Серра, Антуан Монкретсн. Система баланса торговли. Политика протекционизма | Увеличение торгового баланса путем организации развития национальной экспортно-ориентированной промышленности и национальной торговли | ||
Физиократия ((XVIII ст.) | ""Естественный порядок" Франсуа Кене | Прогресс общества связывался с развитием сельского хозяйства и принципом свободной конкуренции | ||
Жан Тюрго и его труд "Размышления о создании и распределении богатства" (1766) | Отмена дорожной повинности крестьян, ремесленных цехов и гильдий, освобождения крестьян от барщины на королевских дорогах. Рост промышленности и становление капиталистических | |||
Период индустриализации | ||||
Ранние учения менеджмента ((середина XVIII - XIX ст.) | Джеймс Стюарт. Работа "Исследования принципов политической науки" (1767) | Подол производительных сил на две группы, одна из которых работает руками, а вторая - председателем | ||
Адам Смит и его книга "Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776) | Признание рынка (конкуренции) единственным регулятором экономики. Принцип разделения труда | |||
Социально-экономическая система управления Роберта Оуэна | Основание менеджмента из управления персоналом | |||
Постиндустриальное общество | ||||
Современные теории менеджмента | П. Друкер, М. Мескон, М. Хедоури | Внедрение стратегического управления и новых подходов повышения конкурентоспособности организации | ||
[1] Володько, В. Ф. Основы менеджмента: учебное пособие / В. Ф. Володько. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 303 с.
[2] Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск : Современная школа, 2010. – 635 с.
[3]Егоршин А. П. Основы менеджмента: Учебник/ЕгоршинА.П., 3-е изд., доп. и перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 350 с.
[4] Балашов А. П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 288 с.
[5] Егоршин А. П. Основы менеджмента: Учебник/ЕгоршинА.П., 3-е изд., доп. и перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 350 с.
[6]Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2013. – 452 с.
[7] Королев В. И. Основы менеджмента: Учебное пособие / Всероссийская академия внешней торговли; Под ред. В.И. Королева. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2017. - 624 с.
[8] Коротков, Э. М. Менеджмент : учебник для бакалавров / Э. М. Коротков. – Москва : Юрайт, 2013. – 640 с.
[9] Репина Е. А. Основы менеджмента: Учебное пособие / Е.А. Репина, М.А. Чернышев, Т.Ю. Анопченко. - М.: ИНФРА-М; Ростов н/Д: Академцентр, 2011. - 240 с.
[10] Теория управления: учебник / [Ю. П. Алексеев и др.]; под общей редакцией: А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – Москва: Издательство РАГС, 2010. – 557 с.