Сущность менеджмента как науки и вида деятельности
Сущность менеджмента
Появление научной концепции менеджмента как особой сферы управленческой деятельности в начале XX века было объективно обусловлено возникновением массового производства, что требовала квалифицированного управления крупными многоцелевыми производственно-коммерческими предприятиями, где функции владения собственностью и управления деятельностью были впервые разделены. При данных условиях научный менеджмент стал основной формой организации социально-производственных процессов, воплощая совокупность рациональных методов и организационных рычагов управления. В результате эволюции западной управленческой мысли понятие “менеджмент“ существенно расширилось. Этому способствовало развитие системного подхода, благодаря которому и бизнес-организация, и общество начали трактоваться как социальные системы. Таким образом, именно благодаря этому менеджмент стал интерпретироваться как универсальный принцип рациональной организации не только производственных, но также социальных и политических процессов[6].
В отличие от феномена управления, где объектом выступает исключительно организация, (что понимается как работники, средства труда и организационная структура), объектом менеджмента уже считается не только организация, но и, прежде всего, коммуникации организации с ее социальной средой. Кроме того, свойственное управлению представления о человеке как, прежде всего, работника тоже кажется несколько редуцированным по сравнению с аналогичным восприятием человека в менеджменте. Здесь человек, рядом с действительно важным ее качеством - быть работником, рассматривается как целостная, как функция и результат привычек, потребностей, взглядов, убеждений и тому подобное. Следовательно, менеджмент имеет в виду не только организационные зв’ язки, но и социально - психологические. В процессе достижения целей управления лишь использует моральный климат организации, а менеджмент - формирует его.
По способам осуществления: управление преимущественно авторитарно, оно приказывает; а менеджмент - демократический: он создает условия, убеждает, провоцирует, подсказывает. Это - культура ведения диалога с равноправными партнерами, для стабилизации и развития организации, улучшения ее положения в среде и, исключительно на этих началах - для повышения ее эффективности.
Понятие “управление” по сравнению с понятием “менеджмент” в меньшей степени акцентирует морально-психологические и субъективные аспекты. Более значимыми выступают бюрократические, формальные процедуры и административные методы управления. В отличие от управления менеджмент воспринимается как понятие, противоположное обезличенном администрированию, как способ управления организациями, функционирующими в рыночной, открытой экономике.
Управление, функционируя в замкнутом мире организации, выполняет социальную функцию повышения эффективности в достижении ее целей, которая рассматривается как нечто первичное, а изменения в обществе выступают уже вторичными по отношению к такой цели. Функции менеджмента тоже связанные с организацией. Менеджмент рассматривается как такой тип организации работы трудовых коллективов, при котором в максимальной степени учитываются потребности, проблемы, интересы работающих, но при этом он призван обеспечить ориентацию деятельности организации на такие внешние факторы, как запросы потребителей продукции, услуг и тому подобное. В менеджмент органически встроенный механизм непрерывного обновления и совершенствования. Ему свойственен высокий степень восприимчивости к достижениям научно-технического прогресса. Следовательно, в отличие от управления, менеджмент нацелен на укрепление внешних связей организации и на создание наиболее оптимальных для нее социальных условиях.
Менеджмент - это социокультурный процесс воздействия на социальные условия и культуру диалога организации и ее среды. Управления - только способ организации процессов, определенная культура. Менеджмент также предусматривает культуру поведения организации в среде, но через обеспечение направленности всей организации на ее контрагентов. Поэтому менеджмент может трактоваться как процесс. Несмотря на то, что управление всегда имеет дело с организацией, то есть с постоянной и определенной системой, где постановка и неуклонное достижение целей являются возможными за счет использования устойчивых средств, словосочетание “управление средой” воспринимается как достаточно проблематично. Тогда как менеджмент, имеющий дело с мимолетным средой, вынужден часто менять и цели, и средства, и результаты, в зависимости от изменения культурного контекста, в котором существует организация. Управления, прежде всего, опирается на инструкцию, цель организации. В то же время менеджмент в качестве базовых считает личные качества менеджера, его внутреннюю культуру и лояльность к организации. Поэтому, если проводить параллели, менеджмент не столько культура распоряжение, сколько культура дипломатии: ведения переговоров, поиск компромиссов, консенсуса, умение убеждать, слушать и понимать точку зрения партнера, даже если она разнится с позицией менеджера. Таким образом, эффективный менеджер обладает умением понимать партнера, доверять ему, быть обязательным, находить точки соприкосновения, дополнять партнера, быть с ним комплиментарным[7].
Учитывая вышесказанное, менеджмент (англ. “management”) - это:
1) область научных знаний, изучающая отношения, закономерности и принципы управления, факторы, влияющие на функционирование и развитие социально-экономических систем, методы и средства управления;
2) совокупность упорядоченных действий, процессов системного характера, обеспечивающих разработку и достижение целей организации;
3) специфическая деятельность по управлению организациями различного типа, уровня и отдельных ее сфер;
4) сообщество людей (менеджеров), социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
“Управление” (англ. “administration”) видится как процесс целенаправленных воздействий на объект управления для достижения заданных результатов. Деятельность менеджеров, наряду с общими моментами, имеет ряд специфических черт, что выражается в цели, задачах, функциях, объектах, средствах и характере определенного уровня управленческой деятельности. В современных условиях менеджмент выступает как особая сфера управления, ориентированная прежде всего, на инновационную деятельность, направленную на совершенствование управленческой системы, повышение ее эффективности.
Таблица 2.1 - Определение понятия “менеджмент”
Автор | Определение понятия |
П. Друкер | это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу |
М.П. Фоллет | это обеспечение выполнения работы с помощью других лиц |
М.Х.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури | это умение достичь поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей; деятельность, которая согласно целей и задач бизнеса разрабатывает планы, определяет не только, что и когда делать, но и как и кто будет выполнять то, что наметили, формирует рабочие процедуры во всех стадиях управления и осуществляет контроль; - это не управление предметами, а организация и управление работой людей; - деятельность по нахождению наилучших способов достижения целей организации; |
Оксфордский словарь английского языка | - это способ и манера общения с людьми (работниками); - это власть и искусство управлять; - это умение и административные навыки организовывать работу аппарата управления; - это органы управления, административные единицы, службы и подразделения |
Гирняк А.М. | это составляющая процесса управления, которая обеспечивает координацию действий персонала предприятия (организации) на всех его уровнях с рационального использования тех имеющихся ресурсов с применением научного подхода, психологических норм руководства |
По сравнению с управленческим трудом менеджмент как ее разновидность является понятием более узким, чем управление, особенно в его технологическом аспекте, связанном с управлением машинами, различного рода устройствами и тому подобное.
Но несмотря на имеющиеся различия между понятиями «управление» и «менеджмент», существенными они становятся только при теоретическом анализе. В практике современного управления такое различие воспринимается как несущественное, что позволяет использовать эти термины в одном смысловом ряду. Менеджмент традиционно ассоциируется с рынком товаров и услуг. Там, где есть организация, там нужен и менеджмент. В зависимости от типа организации, он может иметь разную форму и специфические признаки (менеджмент в политике, в экономике, в культуре и тому подобное), однако, принципиальнейшая база менеджмента везде одинакова. Именно в этом заключается содержание менеджмента, который проявляется в совокупности его аспектов. Менеджмент является самостоятельной отраслью знаний, наукой, которая имеет собственные объект, субъект и предмет, законы, принципы, а также определенную методологию и понятийно-категориальный аппарат. Менеджмент имеет собственный источник познания - практику и, кроме того, пополняется знаниями из различных дисциплин, без которых он не в состоянии развиваться. Что обусловлено сложной природой самого феномена менеджмента, который присутствует во всех сферах общественной жизни в виде целенаправленного, непрерывно организующего воздействия на социальный организм. Таким образом, несмотря на то, что субъект и объект менеджмента в различных организациях является подобным, система менеджмента и уровень ее эффективности является разной. Это обусловлено тем, что каждый отдельный руководитель-менеджер, принимая управленческие решения и осуществляя менеджерские функции при различных условиях, которые зависят от совокупности действующих и существующих факторов.